В случае, если результаты украинского эксперимента будут удачными, Евросоюз предпримет максимум лоббистских усилий для продвижения топлива от Westinghouse на всех тендерах, которые любой оператор АЭС на территории ЕС проводит на регулярной основе.
Недавно в СМИ прошла довольно забавная новость о том, что патриарх УПЦ КП Филарет освятит ядерные испытания на реакторах Ровенской атомной электростанции (Украина).
И в этой новости, как говорится, прекрасно всё. Во-первых, испытания пройдут на реакторах, чей срок эксплуатации уже вышел аж почти десять лет назад (сроки эксплуатации реактора N1 истек 22.12.2010 г., реактора N2 — 22.12.2011 г.), и мы детально и подробно расписали эту проблему здесь. Какие-то неполадки могут обернуться катастрофой, сопоставимой с Чернобылем. Так что божья помощь может быть очень востребована в этом эксперименте.
«[Филарет] согласился освятить ядерные испытания топлива Westinghouse EC LLC на двух просроченных реакторах ВВЭР-440 Ровенской АЭС», — говорится в сообщении Украины.ру.
Во-вторых, топливо будет впервые поставлено американской компанией Westinghouse EC LLC, которая пока не имеет за плечами удачного опыта производства топлива для реакторов ВВЭР-440.
Эксперт по энергетике Борис Леонидович Марцинкевич, главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика.ru» подробно описал в комментарии для «Журналистской правды» все проблемы, которые может вызвать этот сомнительный эксперимент.
Ранее в СМИ уже появлялась информация о том, что компания Westinghouse пыталась поставлять топливо для реакторов ВВЭР-440. Так, к примеру, Сергей Левченко, автор «РИА Новости» в своей колонке писал: «После первой неудачной попытки опытной эксплуатации топлива на одном из реакторов ВВЭР-440 в Финляндии еще в конце 1990-х годов на кого только Westinghouse не выходила с «выгодным» предложением поэкспериментировать еще разочек».
Борис Марцинкевич объяснил, что это утверждение не совсем верно, поскольку компания Westinghouse не производила это топливо.
«Эти поставки осуществлялись на основании контракта между финской компании Fortum (владелец и оператор АЭС «Ловииса») и британской компанией BNFL (British Nuclear Fuel Ltd). На тот момент Westinghouse была собственностью BNFL, но сама Westinghouse никакого отношения к контракту с Fortum не имела: топливо для ВВЭР-440 производилось на испанском заводе ENUSA в Хусбадо. Контракт был подписан в 1999 году, в период с 2001 по 2007 была осуществлена поставка семи партий топлива для перегрузки», — объяснил эксперт.
И топливо оказалось неконкурентоспособным по сравнению с тем, что предлагала Россия.
«Эксплуатация топлива от BNFL выявила целый ряд конструктивных недостатков, в результате на тендерах, организованных Fortum в 2006 и 2007 годах британская компания дважды проиграла российскому Минатому (организационно — предшественник Росатома). В 2009 году британские ТВС для ВВЭР-440 были сняты с производства на испанском заводе, производственные линии были демонтированы», — рассказал Борис Марцинкевич.
Однако, по мнению эксперта по энергетике, попытка называть организацию поставок топлива для ВВЭР-440 от Westinghouse некой авантюрой совершенно не объективна. И вот почему.
«После 2009 года документация, оборудование для производства и транспортно-упаковочные линии для топлива ВВЭР-440 хранились на заводе ENUSA. После ряда слияний и поглощений (BNFL продала Westinghouse японской Toshiba, ENUSA вошла в состав Westinghouse) в 2014 году Westinghouse провела оценку возможности восстановления производства.
В 2015 году Евратом выделил средства для поддержки диверсификации поставок ядерного топлива для реакторов ВВЭР, действующих в ЕС. 2 млн долларов на программу квалификации второго поставщика (кроме российского ТВЭЛ) получил консорциум в составе: Westinghouse, VUJE (Словакия), ÚJV Rež (Чехия), Технологический университет Lappeenranta (Финляндия), Харьковского физико-технического института, JRC-Karlsruhe (Объединенный исследовательский центр Европейской комиссии в Карлсруэ) и ENUSA Industrias Avanzadas – грант 671546.
Каждая из организаций, входящих в состав данного консорциума, имеет серьезный опыт эксплуатации реакторов ВВЭР, полученный грант был использован для реализации проекта ESSANUF, основной акцент которой – модификация дизайна топливных сборок с целью улучшения характеристик топливоиспользования», — сказал Борис Марцинкевич.
Другими словами, производство топлива для ВВЭР – это большой проект Евратома, у которого есть вполне конкретные цели – создать альтернативу российским топливным блокам, а в будущем и вовсе отказаться от них.
«Восстановление производства топлива для ВВЭР-440 было выполнено на мощностях завода ENUSA, проект получил полное одобрение со стороны Евратома. Следовательно, контракт украинского «Энергоатома» с Westinghouse о поставках топлива для Ровенской АЭС, в составе которой работают два реактора ВВЭР-440 – отнюдь не частная инициатива американской и украинской компаний, а первая часть весьма серьезного проекта, реализуемого Евратомом.
Напомню, что Евратом European Atomic Energy Community), хотя и является интеграционной организацией в рамках ЕС, старше самого ЕС, поскольку был создан еще в 1958 году и имеет очень серьезный опыт и компетенции по работе с реакторами самых разных типов», — подчеркнул эксперт.
Конечно, в качестве площадки для эксперимента была выбрана фактически не имеющая суверенитета Украина, которая делает всё, что ей диктуют на Западе.
«Шапкозакидательные» настроения совершенно неуместны – борьба против экономических интересов Росатома ведется на весьма высоком уровне. То, что в качестве площадки для экспериментальной проверки нового образца топлива для ВВЭР-440 выбрана именно Украина – тоже совершенно логично, поскольку никаких попыток ведения хоть чего-то, похожего на самостоятельную политику от нынешних киевских властей нет и быть не может. Однако в том случае, если Евратом признает результаты украинского эксперимента удачными, Евросоюз однозначно предпримет максимум лоббистских усилий для продвижения топлива от Westinghouse на всех тендерах, которые любая компания-оператор АЭС на территории Евросоюза обязана проводить на регулярной основе.
В случае неудачных результатов использования топлива на украинских реакторах страны ЕС заведомо не подвергаются никакому риску – совершенно прагматичный и рациональный подход при минимальных финансовых вложениях», — объяснил Борис Марцинкевич.
«Поводов для иронии нет, поскольку мы стали наблюдателями очередного проекта Евросоюза, направленного против экономических интересов России. Поводов для эмоциональных переживаний по поводу возможных последствий для Украины в том случае, если топливо окажется некондиционным, тоже нет – эта как-бы-государство свой «европейский выбор» сделала совершенно добровольно», — подытожил эксперт.
«Напомню, что ВВЭР-440 работают не только в составе Ровенской АЭС, но и в составе АЭС «Ловииса» (Финляндия), АЭС «Пакш» (Венгрия), АЭС «Моховце» (Словакия), при этом в Словакии ведется строительство еще двух энегоблоков на базе ВВЭР-440. Успех американо-испанского эксперимента на Ровенской АЭС несет потенциальный риск Росатому по топливным контрактам на всех перечисленных АЭС», — добавил Борис Марцинкевич.
Впрочем, намерения Евратома вполне прозрачны: выдавить Росатом с европейского рынка. Скорее всего, он будет повторять попытки, даже если эксперимент на Ровненской АЭС окажется не слишком удачным.
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Свежие комментарии