В последние годы соглашения о совместном использовании ядерного оружия снова оказались в центре внимания международного сообщества. Соединенные Штаты модернизируют инфраструктуру, которая поддерживает их миссию по совместному использованию ядерного оружия в Европе, и готовятся разместить свои новые авиабомбы B61-12 на европейских авиабазах для доставки самолетами США и их союзников.
Соглашение о сотрудничестве в атомной сфере регулирует двусторонний обмен атомной информацией. Примером такого типа соглашения является Соглашение о взаимной обороне между США и Великобританией 1958 года, которое позволяет Соединенным Штатам и Великобритании обмениваться ядерными материалами, технологиями и информацией.
Соглашение об атомных запасах – это соглашение между Соединенными Штатами и «страной-пользователем», регулирующее размещение, хранение, безопасность и выпуск американского ядерного оружия. Примеры соглашений такого типа включают двусторонние соглашения между Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО, на территории которых в настоящее время размещено американское ядерное оружие.
Соглашение об уровне обслуживания – это техническое соглашение между военными службами США и «нацией-пользователем». Они служат для предоставления подробных инструкций и процессов реализации соглашений об атомных запасах. Хотя детали этих соглашений строго засекречены, некоторые из их кодовых названий известны: «Сосновая шишка» для Бельгии, «Ящик с инструментами» для Германии, «Каменный топор» для Италии и «Сундук с игрушками» для Нидерландов (Кристенсен, 2005).
Помимо фактического хранения и обслуживания ядерных боеприпасов, семь государств-членов НАТО – Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, США, а также Турция и Греция (в резерве и на случай непредвиденных обстоятельств) – внесли вклад «Самолетов двойного назначения» (DCA) в ядерную миссию НАТО. Эти самолеты могут использоваться для доставки ядерного оружия в условиях конфликта.
В настоящее время в пяти странах НАТО имеется в общей сложности шесть баз, на которых в подземных хранилищах хранятся американские ядерные авиабомбы. На нескольких других базах имеются пустые хранилища в неактивном состоянии. Часть из них (ВВС Лейкенхит в Англии) ремонтируется для потенциального хранения ядерных бомб в будущем, если НАТО решит это сделать (Корда и Кристенсен, 2023).
Шесть дополнительных членов НАТО – Чехия, Дания, Венгрия, Польша и еще две неустановленные страны (вероятно, имеются в виду Литва и Латвия) – играют вспомогательную роль в ядерной политике НАТО посредством миссии SNOWCAT («Поддержка ядерных операций с помощью обычной воздушной тактики») вместе с DCA.
Все государства-члены НАТО – за исключением Франции, которая также обладает собственным ядерным оружием – участвуют в Группе ядерного планирования НАТО (ГНП), которая управляет коллективной политикой и принятием решений по ядерной миссии НАТО.
В июле 1953 года Соединенные Штаты передали НАТО ядерное оружие ТВД, а первые боеголовки прибыли в Европу в сентябре 1954 года. После интеграции ядерного оружия в стратегию НАТО посредством одобрения Военного комитета 48 (MC 48) администрация Эйзенхауэра провела курсы и тренинги для старших офицеров НАТО по использованию атомного оружия и начала рассматривать соглашения о ядерных запасах.
Обеспокоенность по поводу запуска Советским Союзом искусственного спутника земли РН, созданной на базе МБР Р-7 в октябре 1957 года, привела к возникновению дискуссий в странах НАТО о совместном использовании ядерного оружия внутри НАТО, что привело к предложению Объединенного комитета начальников штабов США (JCS) о договоренностях о ядерных арсеналах НАТО в декабре 1957 года.
По соглашению Соединенные Штаты сохраняли контроль и хранение оружия, а президент обладал исключительными полномочиями по его запуску. Однако президент мог делегировать полномочия Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО (SACEUR) на использование этого оружия в случае войны (Конгресс США, 1961 г.).
Боеголовки и средства их доставки должны были оставаться отделенными от носителей и невооруженными до тех пор, пока Соединенные Штаты не подготовят боеголовки для применения, а после подготовки оружие перейдет под контроль НАТО (Альберк, 2017). Североатлантический совет (NAC) согласился с предложением JCS, которое стало первым официальным ядерным соглашением НАТО (НАТО, 1957 г.).
Ядерное оружие США, развернутое в Европе, находилось под охраной и контролем США и могло быть передано стране-пользователю только в случае ядерного кризиса. Соединенные Штаты содержали, по крайней мере, одного американского офицера – «хранителя», который всегда присутствовал при оружии и секретных материалах, во время их транспортировки, а также при погрузке на самолеты или в манипуляциях со средствами доставки в учебных целях. Несмотря на опеку США, ответственность за безопасность ядерного оружия лежала на стране-пользователе (Конгресс США, 1961 г.).
В 1960 году расследование Объединенного комитета Конгресса по атомной энергии установило, что во многих случаях вышеупомянутые процедуры контроля существовали скорее в теории, чем на практике. В некоторых случаях союзники обладали возможностью запускать оружие самостоятельно, особенно это касается авиабомб свободного падения на самолетах-носителях.
Кроме того, комитет установил, что JCS и Министерство обороны заключили соглашения о ядерном сотрудничестве или о ядерных запасах с союзниками, выходя за рамки признанных юридических возможностей, без уведомления Конгресса (Office of Assistant to the Defense, Atomic Energy, 1978).
Выводы комитета побудили президента Кеннеди временно приостановить размещение ядерного оружия среди союзников по НАТО до тех пор, пока безопасность этого оружия не будет повышена (Burr, 2020), а рекомендации привели к разработке ссылок на разрешительные действия (PAL), комбинации электронного кода, системы и физическое оборудование, размещенное на оружии или внутри него, для предотвращения его несанкционированного использования (Белый дом, 1962).
После первого внедрения в 1962 году американский эксперт по ядерной безопасности Брюс Блэр писал, что PAL можно легко обойти в течение следующих 15 лет, учитывая, что, очевидно, ни для кого не секрет, что код разблокировки был установлен на «00000000» (Blair, 2004). По словам Блэра, PAL были активированы в 1977 году, и сегодня самые современные системы защиты PAL включают в себя 6- или 12-значные замки с электронным кодом, микропроцессоры, кодированные переключатели и механизм, который отключает оружие, если сделано слишком много неверных попыток (Канцелярия заместителя помощника министра обороны по ядерным вопросам, 2020 г.).
На пике в 1971 году Соединенные Штаты разместили более 7 000 единиц ядерного оружия в Европе, включая Бельгию, Грецию, Италию, Нидерланды, Турцию, Великобританию и Западную Германию. Начиная с 1991–1992 гг., Соединенные Штаты вывели почти все свое тактическое ядерное оружие наземного и морского базирования из Европы, оставив после себя 700 ядерных авиабомб свободного падения В61-3/4.
Соединенные Штаты сосредоточили большую часть этого оружия на меньшем количестве европейских баз; между 1985 и 1995 годами количество ядерных авиабаз в Европе сократилось с 23 до 16. К 2000 году осталось 480 бомб, а к 2007 году их число упало до 180.
Ядерные хранилища ВВС США в Европе с 1985 года по настоящее время (диаграмма составлена Хансом Кристенсеном, Мэттом Корда, источник: Федерация американских ученых).
Сегодня около 100 ядерных авиабомб свободного падения из арсенала ВВС США хранятся на шести базах в пяти странах, а еще одна база (ВВС Лейкенхит) в настоящее время проходит модернизацию для потенциального хранения ядерного оружия в будущем.
Соединенные Штаты готовятся заменить все устаревшие версии авиабомбы B61, развернутые в Европе, на новую B61-12, в которой используется ЯЗУ, используемое в нынешней авиабомбе B61-4. Помимо тяжелых бомбардировщиков США, B61-12 также будет интегрирована в тактические самолеты, эксплуатируемые США и их союзниками, включая F-15E, F-16C/D, F-16MLU, PA-200 Tornado и Ф-35А.
За исключением Турции, все страны НАТО, располагающие ядерным оружием США, приобретают F-35A для замены своих устаревших самолетов-носителей. Ежегодно НАТО отрабатывает свои механизмы совместного использования ядерного оружия в ходе двухнедельных учений, известных как «Стойкий полдень», которые ежегодно проводятся разными государствами-членами НАТО. В последней версии учений, которые проводились в Бельгии, приняли участие 14 стран и до 60 самолетов, а также отрабатывалось применение ядерного оружия США силами НАТО DCA.
Авиабаза Кляйне Брогель содержит примерно 10–15 американских ядерных бомб B61 для доставки бельгийскими самолетами F-16MLU.
В общей сложности 11 защитных укрытий для самолетов (PAS) оснащены системой хранения и безопасности оружия (WS3), которая включает в себя хранилище оружия с лифтовым приводом (WSV), а также соответствующее программное обеспечение для управления, контроля и связи, необходимое для разблокировки оружия, которое можно опустить под бетонный пол. Каждое WSV может вмещать до четырех бомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость 44 единиц оружия.
Система WS3 состоит из хранилища оружия (WSV) и электронных систем мониторинга и управления. В одном хранилище может храниться до четырех ядерных зарядов, а в опущенном положении обеспечивается баллистическая защита, благодаря закаленной крышке и усиленным боковым стенкам.
В технической документации этих хранилищ утверждается, что они способны выдерживать избыточное давление во фронте ударной волны до 5 000 psi (350 кг на кв. см), что примерно соответствует уровню защищенности современных ШПУ МБР.
Система WS3 позволяет хранить авиабомбы непосредственно под самолетом, предназначенным для перевозки бомб. Расположение внутри укрытия самолета повышает живучесть оружия в случае нападения и предотвращает внешний контроль противника видовыми средствами разведки за подготовкой к применению оружия. Электронные системы включают в себя различные датчики, а также электронное оборудование для передачи данных и безопасности, такое как видео, детекторы движения, системы видеонаблюдения и тепловизионные устройства.
Внедрение системы WS3 началось в 1988 году, и к 1995 году они получили широкое распространение.
В последние годы некоторые районы Кляйне Брогель были расширены и модернизированы. Строительство велось в зоне поддержки 701-й эскадрильи поддержки боеприпасов (MUNSS) – эскадрильи ВВС США, отвечающей за физическую безопасность и техническое обслуживание оружия, а также за доставку оружия на хранение ВВС страны-пользователя. Сюда входит новая площадка для проезда грузовиков по обслуживанию ядерного оружия.
Кроме того, рядом с предполагаемой зоной хранения ядерного оружия была возведена большая взлетно-посадочная полоса для ядерного транспортного самолета C-17A, почти завершено строительство подземного объекта строгого режима, построена новая диспетчерская вышка, а также проложены подземные кабели и была модернизирована система сигнализации и отображения сигналов тревоги (AC&D), и все это было видно на спутниковых снимках.
На авиабазе Фолкель размещено примерно 10–15 американских ядерных бомб B61 для доставки голландскими самолетами F-16MLU.
На авиабазе Фолкель имеется 32 защищенных ангара для самолетов, 11 из которых оборудованы системами контейнерами WS3 для хранения ядерного оружия. Каждый контейнер WSV может вмещать до четырех авиабомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость 44 единицы оружия.
Недавнее строительство на авиабазе Фолкель было сосредоточено на нескольких новых пристройках. В частности, за последние два года возле нескольких укрытий для самолетов была построена асфальтированная площадка с высокой железобетонной оградой.
Эта зона, вероятно, предназначена для использования C-17A Globemaster III – единственному транспортному самолету, которому разрешено перевозить ядерное оружие ВВС США – для обеспечения дополнительной гибкости и облегчения быстрого перемещения ядерного оружия на базе и за ее пределами (Кристенсен, 2023).
Кроме того, завершено строительство здания для персонала, аналогичного тому, которое строится на авиабазе Кляйне Брогель.
На спутниковых снимках авиабазы Фолкель можно увидеть аналогичные модернизации конструкции, связанные с безопасностью, что и на других базах ядерного оружия в Европе.
Авиабаза Бюхель содержит примерно 10–15 американских ядерных авиабомб B61 для доставки немецкими самолетами PA-200 Tornado.
В общей сложности 11 защитных укрытий для самолетов на авиабазе Бюхель оборудованы системами WS3 для хранения ядерного оружия. Каждый контейнер WSV может вмещать до четырех бомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость 44 единицы оружия.
Вся взлетно-посадочная полоса на авиабазе Бюхель находится в стадии строительства с сентября 2022 года. Тем временем самолеты Tornado Tactical Air Wing 33 находятся на авиабазе Нёрвених и авиабазе Шпангдалем (Санчес-Чен, 2023 г.). Судя по всему, внутри петель, в которых расположены защитные укрытия для самолетов, ведутся строительные работы.
Кроме того, строится новая обнесенная стеной взлетно-посадочная полоса, подобная той, что возводится на авиабазах Кляйне Брогель, Фолкель и Геди.
Подобные модернизации конструкции, связанные с безопасностью, как и на других базах ядерного оружия в Европе, были видны на спутниковых снимках авиабазы Бюхель.
На авиабазе Авиано размещено примерно 20–30 американских ядерных бомб B61 для доставки американскими самолетами F-16C/D. Авиабаза Авиано является домом для 31-го истребительного авиаполка с двумя эскадрильями самолетов, способных нести ядерное оружие: 510-й истребительной эскадрильей «Стервятники» и 555-й истребительной эскадрильей «Тройной никель».
В общей сложности 18 подземных хранилищ ядерного оружия были установлены в столь же защищенных ангарах для самолетов в Авиано в 1996 году. По оценкам, из 18 хранилищ Авиано активными являются только 11, и все они находятся внутри периметра безопасности, построенного в 2015 году. Каждое WSV может вмещать до четырех бомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость – 44 единицы оружия.
Последние работы по модернизации территории с хранилищами для ядерного оружия были завершены в 2014–2015 годах.
Авиабаза Геди содержит примерно 10–15 американских ядерных авиабомб B61 для доставки итальянскими самолетами PA-200 Tornado.
На авиабазе Геди имеется 22 защищенных ангара для самолетов, разделенных на две группы по 11 на северо-западной и юго-восточной окраинах аэродрома. В 2020 году вокруг авиабазы был построен новый периметр строгого режима с двойным ограждением, что позволяет предположить, что эта база продолжает действовать.
Текущее строительство включает в себя новую взлетную полосу и зону укрытия для прибывающих итальянских самолетов F-35A, новое здание для проезда грузовиков по обслуживанию ядерного оружия на территории 704-го MUNSS, а также новую взлетно-посадочную полосу для транспортных самолетов C-17A снаружи и место хранения ядерного оружия.
На авиабазе Инджирлик размещено примерно 20–30 американских ядерных бомб B61 для доставки самолетами США; однако, в отличие от других баз, Турция не позволяет Соединенным Штатам постоянно базировать свои бомбардировщики в Инджирлике. В результате американским самолетам придется прилетать во время кризиса, чтобы забрать оружие, или оружие придется доставлять в другие места перед использованием.
В 2015 году на авиабазе Инджирлик был построен новый периметр безопасности вокруг 21-го ангара для самолетов, что позволяет предположить, что они в настоящее время действуют. Несмотря на сообщения о том, что Пентагон ранее рассматривал планы вывода американского ядерного оружия из Турции из соображений безопасности (Sanger 2019), предполагалось, что ядерная миссия все еще будет действовать на авиабазе Инджирлик.
Совсем недавно, в июле 2023 года, старшие офицеры USAFE A10 посетили Инджирлик с инспекцией и для того, чтобы обсудить «миссию по обеспечению гарантий», «поручительство» и «роль, которую Инджирлик играет в стратегическом сдерживании» (Myricks 2023).
«Поручительство» – это термин, обычно используемый Пентагоном и Министерством энергетики для обозначения способности сохранять ядерное оружие безопасным, надежным и под контролем, тогда как офис А10 – это офис ВВС по «стратегическому сдерживанию и ядерному вооружению».
Соединенные Штаты хранили ядерное оружие в Соединенном Королевстве с 1954 года примерно до 2007 года, когда оно было выведено из ВВС Великобритании в Лейкенхите. Однако за последние два года появилось все больше свидетельств того, что ВВС США, возможно, модернизируют ВВС Великобритании в Лейкенхите, чтобы они могли хранить ядерные авиабомбы, если они решат это сделать (Корда и Кристенсен, 2023).
В пакете бюджетных обоснований ВВС на 2024 финансовый год, датированном мартом 2023 года, отмечается запланированное строительство «поручительского общежития» на авиабазе Королевских ВВС Лейкенхит, примерно в 100 километрах к северо-востоку от Лондона (ВВС США, 2023 год). «Общежитие под поручительство» также кратко упоминалось в показаниях министерства обороны Конгрессу в марте 2023 года, но без сопроводительного объяснения (Owens, 2023).
Эта записка последовала за добавлением Соединенным Королевством к бюджетным документам министерства обороны на 2023 финансовый год Программы инвестиций в безопасность НАТО, в которой было записано, что
Явное упоминание Соединенного Королевства не было включено в бюджетные документы предыдущего года (Министерство обороны США, 2021), и оно было удалено из документов этого года после того, как сообщили о его включении в предыдущем году (Министерство обороны США, 2023).
Хотя остается неясным, намерены ли Соединенные Штаты постоянно хранить ядерное оружие на авиабазе ВВС Великобритании в Лейкенхите, по всей видимости, закладывается основа для приема на базу ядерного оружия (возможно, с других европейских баз или с баз на территории США) во время кризиса.
Соглашения НАТО о совместном использовании ядерного оружия тесно связаны с переговорами США и Советского Союза по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1960-е годы.
Обсуждения договора по борьбе с распространением ядерного оружия начались в начале 1960-х годов и проводились параллельно с дискуссиями внутри НАТО по «аппаратным» и «программным» решениям (например, консультации, планирование, обучение). Заявлениями и письмами Соединенные Штаты и Советский Союз обменивались на протяжении 1965 и 1966 годов в попытке понять позицию каждой стороны.
Наконец в 1966 году Советский Союз пояснил, что размещение ядерных боеприпасов на территории стран НАТО и ОВД будут проводиться на паритетной основе, и размещение ядерного оружия США на территории стран НАТО вызовет ответное размещение советского ядерного оружия на территории стран ОВД, а Соединенные Штаты заверили, что никогда не откажутся от своего вето на применение собственного ядерного оружия (Alberque 2017).
Статьи I и II ДНЯО в конечном итоге были написаны совместно Соединенными Штатами и Советским Союзом, чтобы удовлетворить существующие ядерные договоренности НАТО и требование Советского Союза о том, чтобы Западной Германии не предоставлялся ядерный контроль или полномочия (Alberque, 2017).
Несмотря на совместное соглашение между Соединенными Штатами и Советским Союзом, за последнее десятилетие Россия неоднократно обвиняла Соединенные Штаты и их союзников по НАТО в нарушении статей I и II ДНЯО (Ульянов, 2015).
НАТО не владеет ядерным оружием и, следовательно, не имеет полномочий на его использование. Это решение могут принять только лидеры его государств-членов, обладающих ядерным оружием, и особенно Соединенные Штаты, которые сохраняют право собственности и власти над авиабомбами B61, переданными в распоряжение НАТО DCA.
В информационном бюллетене НАТО, опубликованном в 2022 году, отмечалось, что «ядерная миссия может быть предпринята только после получения явного политического одобрения со стороны Группы ядерного планирования (NPG) НАТО и получения разрешения от президента США и премьер-министра Великобритании».
Однако неясно, почему премьер-министру Великобритании понадобилось санкционировать применение американского ядерного оружия. Более того, такая степень консультаций, скорее всего, столкнется с серьезными проблемами во время реального конфликта.
На протяжении холодной войны союзники по НАТО постоянно добивались от США гарантий того, что их ядерное оружие не будет использовано без предварительной консультации. Со своей стороны Соединенные Штаты стремились сохранить свою свободу действий, а также свою позицию, согласно которой ни один президент не допустит права вето в отношении использования ядерного оружия США.
Эта динамика «толкания и вытягивания» в конечном итоге привела к появлению Афинских руководящих принципов 1962 года, в которых союзники по НАТО признали, что возможности для консультаций, вероятно, будут «чрезвычайно ограничены» в случае ядерного кризиса, но что Соединенные Штаты будут работать над консультациями со всеми странами НАТО до применения ядерного оружия, «если позволит время» (Североатлантический совет, 1962 г.).
Впоследствии были установлены каналы и процедуры для консультаций с союзниками: запрос или предложение о применении ядерного оружия передавались в NAC/DPC, где страны могли выразить свои взгляды на предлагаемое использование. Однако «особый вес будет придаваться взглядам страны НАТО, затронутой наиболее непосредственно», то есть страны или стран, предоставляющих боеголовки и средства доставки, и с чьей территории будет использоваться это оружие (Congressal Research Service, 1975).
Трудно представить себе реальную ситуацию, в которой все союзники по НАТО смогли бы договориться об использовании ядерного оружия, если бы член НАТО уже не подвергся нападению с применением ядерного оружия. Точно так же трудно представить, что в разгар полномасштабного обмена ядерными ударами найдется время для консультаций на высоком уровне.
Размышляя об инфраструктуре кризисной связи НАТО в 1989 году, австралийский эксперт по атомной энергии Дес Болл однажды заметил:
В последние годы разногласия по поводу распределения бремени – в сочетании с объявлением северокорейским лидером КНДР «ядерным государством» с закреплением этого статуса в северокорейской конституции – вызвали обеспокоенность в Южной Корее и Японии относительно надежности расширенного сдерживания США.
Эти опасения возобновили дискуссии в Японии, и особенно в Южной Корее, о потенциальной необходимости соглашения о совместном использовании ядерного оружия в стиле НАТО, о передислокации тактического ядерного оружия США в регион или даже о создании независимого арсенала ядерного оружия для решения проблем региональной безопасности (Асахи Симбун, 2022).
В частности, в Южной Корее общественная поддержка ядерного оружия – как американского, так и южнокорейского происхождения – резко возросла за последние несколько лет. Опрос Чикагского совета по глобальным вопросам, опубликованный в феврале 2022 года, показал, что 71 процент южнокорейских респондентов поддерживают разработку собственного ядерного оружия, а 56 процентов поддерживают размещение ядерного оружия США в Южной Корее (Далтон, Фридхофф и Ким, 2022).
Чтобы продемонстрировать укрепление американо-южнокорейского альянса и расширенные обязательства США по сдерживанию, президент Южной Кореи Юн Сок Ёль встретился с президентом США Джо Байденом в апреле 2023 года. Два лидера подписали соглашение, известное как Вашингтонская декларация, ознаменовывающее первый документ, опубликованный на президентском уровне, он был посвящен исключительно обязательствам Соединенных Штатов по расширенному сдерживанию Южной Кореи (Белый дом, 2023 г.).
Вашингтонская декларация учредила Консультативную группу по ядерной энергии, что указывает на потенциально беспрецедентный уровень двусторонних консультаций по вопросам ядерной политики и стратегического планирования США.
Вскоре после подписания соглашения ПЛАРБ USS Kentucky прибыла в Пусан, Южная Корея, что ознаменовало первый визит ПЛАРБ с 1981 года и первый случай, когда ядерное оружие США проникло в Южную Корею с 1991 года (Шин и Смит, 2023).
В июне 2023 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий объявил о намерении Польши добиваться более прямого участия в инициативах НАТО по совместному использованию ядерного оружия с Соединенными Штатами (Лукашевский, 2023). Польша уже участвует в Группе ядерного планирования, а также в операциях SNOWCAT.
Усиление роли Польши потенциально может повлечь за собой хранение ядерных бомб B61 в стране или оснащение польских самолетов средствами доставки американского ядерного оружия, или и то и другое.
Однако остается неясным, будет ли в конечном итоге удовлетворена просьба Польши. В декабре 2021 года, отвечая на вопрос о том, могут ли США разместить ядерное оружие в Польше, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил, что «у нас нет планов размещения какого-либо ядерного оружия в каких-либо других странах, кроме тех, которые у нас уже есть» (NATO 2021).
Более того, хранение ядерного оружия в Польше противоречило бы Основополагающему акту Россия – НАТО, в котором говорится, что у НАТО «нет ни намерения, ни плана, ни причин создавать места хранения ядерного оружия на территории членов НАТО, которые присоединились к Альянсу после 1997 года, будь то путем строительства новых ядерных хранилищ или адаптации старых ядерных хранилищ» (NATO 1997). Однако некоторые аналитики утверждают, что Основополагающий акт Россия – НАТО, по сути, «скончался» (Deni, 2017).
Во время визита в Финляндию в сентябре 2023 года глава Директората ядерной политики НАТО Джессика Кокс заявила, что нет необходимости менять места размещения ядерного оружия и что она не ожидает изменений в соглашениях о совместном использовании ядерного оружия, «конечно, не в краткосрочной перспективе» (Кервинен, 2023).
В мае 2022 года Швеция и Финляндия официально подали заявки на членство в НАТО. Учитывая историю нейтралитета обеих стран, особенно Швеции, и приоритетов нераспространения ядерного оружия, контуры того, как обе страны будут взаимодействовать с ядерными соглашениями НАТО, остаются неопределенными.
В апреле 2023 года министерство обороны Финляндии объявило, что оно будет участвовать в Группе ядерного планирования НАТО и «может присоединиться к функциям поддержки ядерных операций НАТО за пределами своей территории», предполагая возможную роль в SNOWCAT (Kauranen, 2023). Однако в ноябре 2022 года президент Финляндии заявил, что Финляндия не допустит размещения ядерного оружия на своей территории (Yle, 2022).
Как и Финляндия, Швеция, скорее всего, примет участие в Группе ядерного планирования, хотя она еще не сделала никаких публичных заявлений о своей потенциальной роли в SNOWCAT.
В феврале 2023 года министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем выступил с заявлением, в котором утверждалось, что:
Даже внутри существующих стран, совместно использующих ядерное оружие, ведутся серьезные дебаты о том, следует ли продолжать соглашение.
Дебаты по поводу совместного использования ядерного оружия в Германии и Бельгии достигли новых высот в период с 2019 по 2021 год. В Бельгии общенациональные дебаты завершились очень энергичной парламентской сессией и голосованием по выводу ядерного оружия США с территории Бельгии (Belgian Federal Parliament, 2020).
Резолюция была отклонена узким большинством голосов (Галиндо, 2020).
В Германии, когда новое коалиционное правительство готовилось прийти к власти, предвыборные платформы двух из трех коалиционных партий включали требования вывести американское ядерное оружие с немецкой территории и присоединиться Германии к Договору о запрещении ядерного оружия (Stelzenmüller, 2021).
В конечном итоге коалиционное соглашение от ноября 2021 года пришло к выводу, что Германия сохранит статус ядерной державы (Siebold and Wacket, 2021).
В ходе дебатов были подняты вопросы о том, могут ли отдельные солдаты нести ответственность за применение ядерного оружия. Юридические инструкции 2008 года для немецких солдат запретили их участие в использовании ядерного оружия, что создало трудности для продолжающейся миссии Германии по обмену ядерным оружием (Федеральное министерство обороны Германии, 2008).
Пересмотренные руководящие принципы, которые были обновлены в 2018 году, как сообщается, больше не включают этот запрет (Meier, 2020) – предположительно, для того, чтобы позволить военнослужащим бундесвера в полной мере участвовать в миссии НАТО по совместному использованию ядерного оружия.
Соглашение о сотрудничестве в атомной сфере регулирует двусторонний обмен атомной информацией. Примером такого типа соглашения является Соглашение о взаимной обороне между США и Великобританией 1958 года, которое позволяет Соединенным Штатам и Великобритании обмениваться ядерными материалами, технологиями и информацией.
Соглашение об атомных запасах – это соглашение между Соединенными Штатами и «страной-пользователем», регулирующее размещение, хранение, безопасность и выпуск американского ядерного оружия. Примеры соглашений такого типа включают двусторонние соглашения между Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО, на территории которых в настоящее время размещено американское ядерное оружие.
Соглашение об уровне обслуживания – это техническое соглашение между военными службами США и «нацией-пользователем». Они служат для предоставления подробных инструкций и процессов реализации соглашений об атомных запасах. Хотя детали этих соглашений строго засекречены, некоторые из их кодовых названий известны: «Сосновая шишка» для Бельгии, «Ящик с инструментами» для Германии, «Каменный топор» для Италии и «Сундук с игрушками» для Нидерландов (Кристенсен, 2005).
Помимо фактического хранения и обслуживания ядерных боеприпасов, семь государств-членов НАТО – Бельгия, Германия, Италия, Нидерланды, США, а также Турция и Греция (в резерве и на случай непредвиденных обстоятельств) – внесли вклад «Самолетов двойного назначения» (DCA) в ядерную миссию НАТО. Эти самолеты могут использоваться для доставки ядерного оружия в условиях конфликта.
В настоящее время в пяти странах НАТО имеется в общей сложности шесть баз, на которых в подземных хранилищах хранятся американские ядерные авиабомбы. На нескольких других базах имеются пустые хранилища в неактивном состоянии. Часть из них (ВВС Лейкенхит в Англии) ремонтируется для потенциального хранения ядерных бомб в будущем, если НАТО решит это сделать (Корда и Кристенсен, 2023).
Шесть дополнительных членов НАТО – Чехия, Дания, Венгрия, Польша и еще две неустановленные страны (вероятно, имеются в виду Литва и Латвия) – играют вспомогательную роль в ядерной политике НАТО посредством миссии SNOWCAT («Поддержка ядерных операций с помощью обычной воздушной тактики») вместе с DCA.
Все государства-члены НАТО – за исключением Франции, которая также обладает собственным ядерным оружием – участвуют в Группе ядерного планирования НАТО (ГНП), которая управляет коллективной политикой и принятием решений по ядерной миссии НАТО.
Совместное использование ядерного оружия во время холодной войны
В июле 1953 года Соединенные Штаты передали НАТО ядерное оружие ТВД, а первые боеголовки прибыли в Европу в сентябре 1954 года. После интеграции ядерного оружия в стратегию НАТО посредством одобрения Военного комитета 48 (MC 48) администрация Эйзенхауэра провела курсы и тренинги для старших офицеров НАТО по использованию атомного оружия и начала рассматривать соглашения о ядерных запасах.
Обеспокоенность по поводу запуска Советским Союзом искусственного спутника земли РН, созданной на базе МБР Р-7 в октябре 1957 года, привела к возникновению дискуссий в странах НАТО о совместном использовании ядерного оружия внутри НАТО, что привело к предложению Объединенного комитета начальников штабов США (JCS) о договоренностях о ядерных арсеналах НАТО в декабре 1957 года.
По соглашению Соединенные Штаты сохраняли контроль и хранение оружия, а президент обладал исключительными полномочиями по его запуску. Однако президент мог делегировать полномочия Верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО (SACEUR) на использование этого оружия в случае войны (Конгресс США, 1961 г.).
Боеголовки и средства их доставки должны были оставаться отделенными от носителей и невооруженными до тех пор, пока Соединенные Штаты не подготовят боеголовки для применения, а после подготовки оружие перейдет под контроль НАТО (Альберк, 2017). Североатлантический совет (NAC) согласился с предложением JCS, которое стало первым официальным ядерным соглашением НАТО (НАТО, 1957 г.).
Ядерное оружие США, развернутое в Европе, находилось под охраной и контролем США и могло быть передано стране-пользователю только в случае ядерного кризиса. Соединенные Штаты содержали, по крайней мере, одного американского офицера – «хранителя», который всегда присутствовал при оружии и секретных материалах, во время их транспортировки, а также при погрузке на самолеты или в манипуляциях со средствами доставки в учебных целях. Несмотря на опеку США, ответственность за безопасность ядерного оружия лежала на стране-пользователе (Конгресс США, 1961 г.).
В 1960 году расследование Объединенного комитета Конгресса по атомной энергии установило, что во многих случаях вышеупомянутые процедуры контроля существовали скорее в теории, чем на практике. В некоторых случаях союзники обладали возможностью запускать оружие самостоятельно, особенно это касается авиабомб свободного падения на самолетах-носителях.
Кроме того, комитет установил, что JCS и Министерство обороны заключили соглашения о ядерном сотрудничестве или о ядерных запасах с союзниками, выходя за рамки признанных юридических возможностей, без уведомления Конгресса (Office of Assistant to the Defense, Atomic Energy, 1978).
Выводы комитета побудили президента Кеннеди временно приостановить размещение ядерного оружия среди союзников по НАТО до тех пор, пока безопасность этого оружия не будет повышена (Burr, 2020), а рекомендации привели к разработке ссылок на разрешительные действия (PAL), комбинации электронного кода, системы и физическое оборудование, размещенное на оружии или внутри него, для предотвращения его несанкционированного использования (Белый дом, 1962).
После первого внедрения в 1962 году американский эксперт по ядерной безопасности Брюс Блэр писал, что PAL можно легко обойти в течение следующих 15 лет, учитывая, что, очевидно, ни для кого не секрет, что код разблокировки был установлен на «00000000» (Blair, 2004). По словам Блэра, PAL были активированы в 1977 году, и сегодня самые современные системы защиты PAL включают в себя 6- или 12-значные замки с электронным кодом, микропроцессоры, кодированные переключатели и механизм, который отключает оружие, если сделано слишком много неверных попыток (Канцелярия заместителя помощника министра обороны по ядерным вопросам, 2020 г.).
На пике в 1971 году Соединенные Штаты разместили более 7 000 единиц ядерного оружия в Европе, включая Бельгию, Грецию, Италию, Нидерланды, Турцию, Великобританию и Западную Германию. Начиная с 1991–1992 гг., Соединенные Штаты вывели почти все свое тактическое ядерное оружие наземного и морского базирования из Европы, оставив после себя 700 ядерных авиабомб свободного падения В61-3/4.
Соединенные Штаты сосредоточили большую часть этого оружия на меньшем количестве европейских баз; между 1985 и 1995 годами количество ядерных авиабаз в Европе сократилось с 23 до 16. К 2000 году осталось 480 бомб, а к 2007 году их число упало до 180.
Ядерные хранилища ВВС США в Европе с 1985 года по настоящее время (диаграмма составлена Хансом Кристенсеном, Мэттом Корда, источник: Федерация американских ученых).
Совместное использование ядерного оружия странами НАТО сегодня
Сегодня около 100 ядерных авиабомб свободного падения из арсенала ВВС США хранятся на шести базах в пяти странах, а еще одна база (ВВС Лейкенхит) в настоящее время проходит модернизацию для потенциального хранения ядерного оружия в будущем.
Соединенные Штаты готовятся заменить все устаревшие версии авиабомбы B61, развернутые в Европе, на новую B61-12, в которой используется ЯЗУ, используемое в нынешней авиабомбе B61-4. Помимо тяжелых бомбардировщиков США, B61-12 также будет интегрирована в тактические самолеты, эксплуатируемые США и их союзниками, включая F-15E, F-16C/D, F-16MLU, PA-200 Tornado и Ф-35А.
За исключением Турции, все страны НАТО, располагающие ядерным оружием США, приобретают F-35A для замены своих устаревших самолетов-носителей. Ежегодно НАТО отрабатывает свои механизмы совместного использования ядерного оружия в ходе двухнедельных учений, известных как «Стойкий полдень», которые ежегодно проводятся разными государствами-членами НАТО. В последней версии учений, которые проводились в Бельгии, приняли участие 14 стран и до 60 самолетов, а также отрабатывалось применение ядерного оружия США силами НАТО DCA.
Авиабаза Кляйне Брогель, Бельгия
Авиабаза Кляйне Брогель содержит примерно 10–15 американских ядерных бомб B61 для доставки бельгийскими самолетами F-16MLU.
В общей сложности 11 защитных укрытий для самолетов (PAS) оснащены системой хранения и безопасности оружия (WS3), которая включает в себя хранилище оружия с лифтовым приводом (WSV), а также соответствующее программное обеспечение для управления, контроля и связи, необходимое для разблокировки оружия, которое можно опустить под бетонный пол. Каждое WSV может вмещать до четырех бомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость 44 единиц оружия.
Система WS3 состоит из хранилища оружия (WSV) и электронных систем мониторинга и управления. В одном хранилище может храниться до четырех ядерных зарядов, а в опущенном положении обеспечивается баллистическая защита, благодаря закаленной крышке и усиленным боковым стенкам.
В технической документации этих хранилищ утверждается, что они способны выдерживать избыточное давление во фронте ударной волны до 5 000 psi (350 кг на кв. см), что примерно соответствует уровню защищенности современных ШПУ МБР.
Система WS3 позволяет хранить авиабомбы непосредственно под самолетом, предназначенным для перевозки бомб. Расположение внутри укрытия самолета повышает живучесть оружия в случае нападения и предотвращает внешний контроль противника видовыми средствами разведки за подготовкой к применению оружия. Электронные системы включают в себя различные датчики, а также электронное оборудование для передачи данных и безопасности, такое как видео, детекторы движения, системы видеонаблюдения и тепловизионные устройства.
Внедрение системы WS3 началось в 1988 году, и к 1995 году они получили широкое распространение.
В последние годы некоторые районы Кляйне Брогель были расширены и модернизированы. Строительство велось в зоне поддержки 701-й эскадрильи поддержки боеприпасов (MUNSS) – эскадрильи ВВС США, отвечающей за физическую безопасность и техническое обслуживание оружия, а также за доставку оружия на хранение ВВС страны-пользователя. Сюда входит новая площадка для проезда грузовиков по обслуживанию ядерного оружия.
Кроме того, рядом с предполагаемой зоной хранения ядерного оружия была возведена большая взлетно-посадочная полоса для ядерного транспортного самолета C-17A, почти завершено строительство подземного объекта строгого режима, построена новая диспетчерская вышка, а также проложены подземные кабели и была модернизирована система сигнализации и отображения сигналов тревоги (AC&D), и все это было видно на спутниковых снимках.
Авиабаза Фолкель, Нидерланды
На авиабазе Фолкель размещено примерно 10–15 американских ядерных бомб B61 для доставки голландскими самолетами F-16MLU.
На авиабазе Фолкель имеется 32 защищенных ангара для самолетов, 11 из которых оборудованы системами контейнерами WS3 для хранения ядерного оружия. Каждый контейнер WSV может вмещать до четырех авиабомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость 44 единицы оружия.
Недавнее строительство на авиабазе Фолкель было сосредоточено на нескольких новых пристройках. В частности, за последние два года возле нескольких укрытий для самолетов была построена асфальтированная площадка с высокой железобетонной оградой.
Эта зона, вероятно, предназначена для использования C-17A Globemaster III – единственному транспортному самолету, которому разрешено перевозить ядерное оружие ВВС США – для обеспечения дополнительной гибкости и облегчения быстрого перемещения ядерного оружия на базе и за ее пределами (Кристенсен, 2023).
Кроме того, завершено строительство здания для персонала, аналогичного тому, которое строится на авиабазе Кляйне Брогель.
На спутниковых снимках авиабазы Фолкель можно увидеть аналогичные модернизации конструкции, связанные с безопасностью, что и на других базах ядерного оружия в Европе.
Авиабаза Бюхель, Германия
Авиабаза Бюхель содержит примерно 10–15 американских ядерных авиабомб B61 для доставки немецкими самолетами PA-200 Tornado.
В общей сложности 11 защитных укрытий для самолетов на авиабазе Бюхель оборудованы системами WS3 для хранения ядерного оружия. Каждый контейнер WSV может вмещать до четырех бомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость 44 единицы оружия.
Вся взлетно-посадочная полоса на авиабазе Бюхель находится в стадии строительства с сентября 2022 года. Тем временем самолеты Tornado Tactical Air Wing 33 находятся на авиабазе Нёрвених и авиабазе Шпангдалем (Санчес-Чен, 2023 г.). Судя по всему, внутри петель, в которых расположены защитные укрытия для самолетов, ведутся строительные работы.
Кроме того, строится новая обнесенная стеной взлетно-посадочная полоса, подобная той, что возводится на авиабазах Кляйне Брогель, Фолкель и Геди.
Подобные модернизации конструкции, связанные с безопасностью, как и на других базах ядерного оружия в Европе, были видны на спутниковых снимках авиабазы Бюхель.
Авиабаза Авиано, Италия
На авиабазе Авиано размещено примерно 20–30 американских ядерных бомб B61 для доставки американскими самолетами F-16C/D. Авиабаза Авиано является домом для 31-го истребительного авиаполка с двумя эскадрильями самолетов, способных нести ядерное оружие: 510-й истребительной эскадрильей «Стервятники» и 555-й истребительной эскадрильей «Тройной никель».
В общей сложности 18 подземных хранилищ ядерного оружия были установлены в столь же защищенных ангарах для самолетов в Авиано в 1996 году. По оценкам, из 18 хранилищ Авиано активными являются только 11, и все они находятся внутри периметра безопасности, построенного в 2015 году. Каждое WSV может вмещать до четырех бомб, что обеспечивает максимальную базовую вместимость – 44 единицы оружия.
Последние работы по модернизации территории с хранилищами для ядерного оружия были завершены в 2014–2015 годах.
Авиабаза Геди, Италия
Авиабаза Геди содержит примерно 10–15 американских ядерных авиабомб B61 для доставки итальянскими самолетами PA-200 Tornado.
На авиабазе Геди имеется 22 защищенных ангара для самолетов, разделенных на две группы по 11 на северо-западной и юго-восточной окраинах аэродрома. В 2020 году вокруг авиабазы был построен новый периметр строгого режима с двойным ограждением, что позволяет предположить, что эта база продолжает действовать.
Текущее строительство включает в себя новую взлетную полосу и зону укрытия для прибывающих итальянских самолетов F-35A, новое здание для проезда грузовиков по обслуживанию ядерного оружия на территории 704-го MUNSS, а также новую взлетно-посадочную полосу для транспортных самолетов C-17A снаружи и место хранения ядерного оружия.
Авиабаза Инджирлик, Турция
На авиабазе Инджирлик размещено примерно 20–30 американских ядерных бомб B61 для доставки самолетами США; однако, в отличие от других баз, Турция не позволяет Соединенным Штатам постоянно базировать свои бомбардировщики в Инджирлике. В результате американским самолетам придется прилетать во время кризиса, чтобы забрать оружие, или оружие придется доставлять в другие места перед использованием.
В 2015 году на авиабазе Инджирлик был построен новый периметр безопасности вокруг 21-го ангара для самолетов, что позволяет предположить, что они в настоящее время действуют. Несмотря на сообщения о том, что Пентагон ранее рассматривал планы вывода американского ядерного оружия из Турции из соображений безопасности (Sanger 2019), предполагалось, что ядерная миссия все еще будет действовать на авиабазе Инджирлик.
Совсем недавно, в июле 2023 года, старшие офицеры USAFE A10 посетили Инджирлик с инспекцией и для того, чтобы обсудить «миссию по обеспечению гарантий», «поручительство» и «роль, которую Инджирлик играет в стратегическом сдерживании» (Myricks 2023).
«Поручительство» – это термин, обычно используемый Пентагоном и Министерством энергетики для обозначения способности сохранять ядерное оружие безопасным, надежным и под контролем, тогда как офис А10 – это офис ВВС по «стратегическому сдерживанию и ядерному вооружению».
База Королевских ВВС Лейкенхит, Великобритания
Соединенные Штаты хранили ядерное оружие в Соединенном Королевстве с 1954 года примерно до 2007 года, когда оно было выведено из ВВС Великобритании в Лейкенхите. Однако за последние два года появилось все больше свидетельств того, что ВВС США, возможно, модернизируют ВВС Великобритании в Лейкенхите, чтобы они могли хранить ядерные авиабомбы, если они решат это сделать (Корда и Кристенсен, 2023).
В пакете бюджетных обоснований ВВС на 2024 финансовый год, датированном мартом 2023 года, отмечается запланированное строительство «поручительского общежития» на авиабазе Королевских ВВС Лейкенхит, примерно в 100 километрах к северо-востоку от Лондона (ВВС США, 2023 год). «Общежитие под поручительство» также кратко упоминалось в показаниях министерства обороны Конгрессу в марте 2023 года, но без сопроводительного объяснения (Owens, 2023).
Эта записка последовала за добавлением Соединенным Королевством к бюджетным документам министерства обороны на 2023 финансовый год Программы инвестиций в безопасность НАТО, в которой было записано, что
«НАТО завершает тринадцатилетнюю программу инвестиций в инфраструктуру стоимостью 384 миллиона долларов, на складах в Бельгии, Германии, Нидерландах, Великобритании и Турции модернизируют меры безопасности, системы связи и средства» (Kristensen 2022; Министерство обороны США, 2022).
Явное упоминание Соединенного Королевства не было включено в бюджетные документы предыдущего года (Министерство обороны США, 2021), и оно было удалено из документов этого года после того, как сообщили о его включении в предыдущем году (Министерство обороны США, 2023).
Хотя остается неясным, намерены ли Соединенные Штаты постоянно хранить ядерное оружие на авиабазе ВВС Великобритании в Лейкенхите, по всей видимости, закладывается основа для приема на базу ядерного оружия (возможно, с других европейских баз или с баз на территории США) во время кризиса.
Совместное использование ядерных технологий и Договор о нераспространении ядерного оружия
Соглашения НАТО о совместном использовании ядерного оружия тесно связаны с переговорами США и Советского Союза по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1960-е годы.
Обсуждения договора по борьбе с распространением ядерного оружия начались в начале 1960-х годов и проводились параллельно с дискуссиями внутри НАТО по «аппаратным» и «программным» решениям (например, консультации, планирование, обучение). Заявлениями и письмами Соединенные Штаты и Советский Союз обменивались на протяжении 1965 и 1966 годов в попытке понять позицию каждой стороны.
Наконец в 1966 году Советский Союз пояснил, что размещение ядерных боеприпасов на территории стран НАТО и ОВД будут проводиться на паритетной основе, и размещение ядерного оружия США на территории стран НАТО вызовет ответное размещение советского ядерного оружия на территории стран ОВД, а Соединенные Штаты заверили, что никогда не откажутся от своего вето на применение собственного ядерного оружия (Alberque 2017).
Статьи I и II ДНЯО в конечном итоге были написаны совместно Соединенными Штатами и Советским Союзом, чтобы удовлетворить существующие ядерные договоренности НАТО и требование Советского Союза о том, чтобы Западной Германии не предоставлялся ядерный контроль или полномочия (Alberque, 2017).
Несмотря на совместное соглашение между Соединенными Штатами и Советским Союзом, за последнее десятилетие Россия неоднократно обвиняла Соединенные Штаты и их союзников по НАТО в нарушении статей I и II ДНЯО (Ульянов, 2015).
Ядерное разрешение и консультации
НАТО не владеет ядерным оружием и, следовательно, не имеет полномочий на его использование. Это решение могут принять только лидеры его государств-членов, обладающих ядерным оружием, и особенно Соединенные Штаты, которые сохраняют право собственности и власти над авиабомбами B61, переданными в распоряжение НАТО DCA.
В информационном бюллетене НАТО, опубликованном в 2022 году, отмечалось, что «ядерная миссия может быть предпринята только после получения явного политического одобрения со стороны Группы ядерного планирования (NPG) НАТО и получения разрешения от президента США и премьер-министра Великобритании».
Однако неясно, почему премьер-министру Великобритании понадобилось санкционировать применение американского ядерного оружия. Более того, такая степень консультаций, скорее всего, столкнется с серьезными проблемами во время реального конфликта.
На протяжении холодной войны союзники по НАТО постоянно добивались от США гарантий того, что их ядерное оружие не будет использовано без предварительной консультации. Со своей стороны Соединенные Штаты стремились сохранить свою свободу действий, а также свою позицию, согласно которой ни один президент не допустит права вето в отношении использования ядерного оружия США.
Эта динамика «толкания и вытягивания» в конечном итоге привела к появлению Афинских руководящих принципов 1962 года, в которых союзники по НАТО признали, что возможности для консультаций, вероятно, будут «чрезвычайно ограничены» в случае ядерного кризиса, но что Соединенные Штаты будут работать над консультациями со всеми странами НАТО до применения ядерного оружия, «если позволит время» (Североатлантический совет, 1962 г.).
Впоследствии были установлены каналы и процедуры для консультаций с союзниками: запрос или предложение о применении ядерного оружия передавались в NAC/DPC, где страны могли выразить свои взгляды на предлагаемое использование. Однако «особый вес будет придаваться взглядам страны НАТО, затронутой наиболее непосредственно», то есть страны или стран, предоставляющих боеголовки и средства доставки, и с чьей территории будет использоваться это оружие (Congressal Research Service, 1975).
Трудно представить себе реальную ситуацию, в которой все союзники по НАТО смогли бы договориться об использовании ядерного оружия, если бы член НАТО уже не подвергся нападению с применением ядерного оружия. Точно так же трудно представить, что в разгар полномасштабного обмена ядерными ударами найдется время для консультаций на высоком уровне.
Размышляя об инфраструктуре кризисной связи НАТО в 1989 году, австралийский эксперт по атомной энергии Дес Болл однажды заметил:
«Трудно представить себе процесс принятия решений или систему (командования, контроля, связи и информации) как сложную или менее способную функционировать в условиях кризиса более своевременным и отзывчивым образом, чем НАТО» (Ball, 1989).
Южная Корея и Япония
В последние годы разногласия по поводу распределения бремени – в сочетании с объявлением северокорейским лидером КНДР «ядерным государством» с закреплением этого статуса в северокорейской конституции – вызвали обеспокоенность в Южной Корее и Японии относительно надежности расширенного сдерживания США.
Эти опасения возобновили дискуссии в Японии, и особенно в Южной Корее, о потенциальной необходимости соглашения о совместном использовании ядерного оружия в стиле НАТО, о передислокации тактического ядерного оружия США в регион или даже о создании независимого арсенала ядерного оружия для решения проблем региональной безопасности (Асахи Симбун, 2022).
В частности, в Южной Корее общественная поддержка ядерного оружия – как американского, так и южнокорейского происхождения – резко возросла за последние несколько лет. Опрос Чикагского совета по глобальным вопросам, опубликованный в феврале 2022 года, показал, что 71 процент южнокорейских респондентов поддерживают разработку собственного ядерного оружия, а 56 процентов поддерживают размещение ядерного оружия США в Южной Корее (Далтон, Фридхофф и Ким, 2022).
Чтобы продемонстрировать укрепление американо-южнокорейского альянса и расширенные обязательства США по сдерживанию, президент Южной Кореи Юн Сок Ёль встретился с президентом США Джо Байденом в апреле 2023 года. Два лидера подписали соглашение, известное как Вашингтонская декларация, ознаменовывающее первый документ, опубликованный на президентском уровне, он был посвящен исключительно обязательствам Соединенных Штатов по расширенному сдерживанию Южной Кореи (Белый дом, 2023 г.).
Вашингтонская декларация учредила Консультативную группу по ядерной энергии, что указывает на потенциально беспрецедентный уровень двусторонних консультаций по вопросам ядерной политики и стратегического планирования США.
Вскоре после подписания соглашения ПЛАРБ USS Kentucky прибыла в Пусан, Южная Корея, что ознаменовало первый визит ПЛАРБ с 1981 года и первый случай, когда ядерное оружие США проникло в Южную Корею с 1991 года (Шин и Смит, 2023).
Польша
В июне 2023 года премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий объявил о намерении Польши добиваться более прямого участия в инициативах НАТО по совместному использованию ядерного оружия с Соединенными Штатами (Лукашевский, 2023). Польша уже участвует в Группе ядерного планирования, а также в операциях SNOWCAT.
Усиление роли Польши потенциально может повлечь за собой хранение ядерных бомб B61 в стране или оснащение польских самолетов средствами доставки американского ядерного оружия, или и то и другое.
Однако остается неясным, будет ли в конечном итоге удовлетворена просьба Польши. В декабре 2021 года, отвечая на вопрос о том, могут ли США разместить ядерное оружие в Польше, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг отметил, что «у нас нет планов размещения какого-либо ядерного оружия в каких-либо других странах, кроме тех, которые у нас уже есть» (NATO 2021).
Более того, хранение ядерного оружия в Польше противоречило бы Основополагающему акту Россия – НАТО, в котором говорится, что у НАТО «нет ни намерения, ни плана, ни причин создавать места хранения ядерного оружия на территории членов НАТО, которые присоединились к Альянсу после 1997 года, будь то путем строительства новых ядерных хранилищ или адаптации старых ядерных хранилищ» (NATO 1997). Однако некоторые аналитики утверждают, что Основополагающий акт Россия – НАТО, по сути, «скончался» (Deni, 2017).
Во время визита в Финляндию в сентябре 2023 года глава Директората ядерной политики НАТО Джессика Кокс заявила, что нет необходимости менять места размещения ядерного оружия и что она не ожидает изменений в соглашениях о совместном использовании ядерного оружия, «конечно, не в краткосрочной перспективе» (Кервинен, 2023).
Швеция и Финляндия
В мае 2022 года Швеция и Финляндия официально подали заявки на членство в НАТО. Учитывая историю нейтралитета обеих стран, особенно Швеции, и приоритетов нераспространения ядерного оружия, контуры того, как обе страны будут взаимодействовать с ядерными соглашениями НАТО, остаются неопределенными.
В апреле 2023 года министерство обороны Финляндии объявило, что оно будет участвовать в Группе ядерного планирования НАТО и «может присоединиться к функциям поддержки ядерных операций НАТО за пределами своей территории», предполагая возможную роль в SNOWCAT (Kauranen, 2023). Однако в ноябре 2022 года президент Финляндии заявил, что Финляндия не допустит размещения ядерного оружия на своей территории (Yle, 2022).
Как и Финляндия, Швеция, скорее всего, примет участие в Группе ядерного планирования, хотя она еще не сделала никаких публичных заявлений о своей потенциальной роли в SNOWCAT.
В феврале 2023 года министр иностранных дел Швеции Тобиас Биллстрем выступил с заявлением, в котором утверждалось, что:
«Как в свое время Норвегия и Дания, Швеция безоговорочно вступает в НАТО. Однако, как и другие страны Северной Европы, мы не предвидим наличия ядерного оружия на нашей территории в мирное время» (Billström, 2023).
Бельгия и Германия
Даже внутри существующих стран, совместно использующих ядерное оружие, ведутся серьезные дебаты о том, следует ли продолжать соглашение.
Дебаты по поводу совместного использования ядерного оружия в Германии и Бельгии достигли новых высот в период с 2019 по 2021 год. В Бельгии общенациональные дебаты завершились очень энергичной парламентской сессией и голосованием по выводу ядерного оружия США с территории Бельгии (Belgian Federal Parliament, 2020).
Резолюция была отклонена узким большинством голосов (Галиндо, 2020).
В Германии, когда новое коалиционное правительство готовилось прийти к власти, предвыборные платформы двух из трех коалиционных партий включали требования вывести американское ядерное оружие с немецкой территории и присоединиться Германии к Договору о запрещении ядерного оружия (Stelzenmüller, 2021).
В конечном итоге коалиционное соглашение от ноября 2021 года пришло к выводу, что Германия сохранит статус ядерной державы (Siebold and Wacket, 2021).
В ходе дебатов были подняты вопросы о том, могут ли отдельные солдаты нести ответственность за применение ядерного оружия. Юридические инструкции 2008 года для немецких солдат запретили их участие в использовании ядерного оружия, что создало трудности для продолжающейся миссии Германии по обмену ядерным оружием (Федеральное министерство обороны Германии, 2008).
Пересмотренные руководящие принципы, которые были обновлены в 2018 году, как сообщается, больше не включают этот запрет (Meier, 2020) – предположительно, для того, чтобы позволить военнослужащим бундесвера в полной мере участвовать в миссии НАТО по совместному использованию ядерного оружия.
- Автор:
- Сергей Кетонов
Свежие комментарии