О санкциях, как о покойнике... лучше ничего
После шестого пакета ЕС по набору джентльменских санкций от коллективного Запада Россия уже точно превзошла Иран. Гордиться тут, конечно, особо нечем, всё-таки наша экономика ещё весьма далека от полного разворота на Восток, но и испуга как не было, так и нет.Как нет его и от потери резервных миллиардов. От ставок нашего родного Центробанка многих колотило куда сильнее, да и сейчас о приемлемом кредите в стране остаётся только мечтать. При этом отключение части банков от SWIFT или закрытие неба никак не получается подкрепить чем-то более реальным.
К примеру, свёртывание российского участия в сделках ОПЕК+, которые во многом и стали основой нынешнего уровня цен на углеводородное сырьё, согласитесь, на удивление выгодного России, что вообще-то ввязалась в очень дорогостоящее мероприятие на территории соседа.
Однако номер с выводом России за скобки не удался – его никто даже заявлять не планировал. Сначала Технический, а затем и Мониторинговый комитеты собирались в Вене, расписали новые квоты под новые уровни спроса, и всё. Хотя ещё накануне в деловой прессе, которую и ангажировать не надо, и звучало нечто тревожное.
Якобы кто-то в рядах ОПЕК предлагал приостановить участие России в соглашении ОПЕК+. С точки зрения, опять же, западных наблюдателей, это можно было бы расценить как антироссийский ход.
Скорее всего, в основании идеи лежало, напротив, желание поддержать Россию, которая из-за санкций может иметь проблемы с наращиванием добычи нефти. Идея, вообще-то, здравая по сути, но не учитывающая наших реалий. У России есть проблемы не с добычей, а со сбытом, но только за рубеж.
Она, кстати, имела и продолжение – Россию предложили вообще освободить от обязательств по соответствию установленным соглашениями ОПЕК+ квотам. Дальше-то, конечно, шли те самые пряники, которыми и пытались соблазнить членов клуба наши глобальные конкуренты.
Расчёт окончен?
Не исключено, что весь расчёт Запада в его давлении на Россию именно на том и строился, что её конкуренты ухватятся за уникальную возможность занять освобождающиеся ниши. Ведь нечто подобное уже было в случае с Ираном, однако в результате сегодня Исламская Республика очень близка к полноценному возвращению в большой нефтяной клуб.
Вообще-то, Иран никто даже не планировал исключать из ОПЕК, хотя с квотами внутри картеля его фактически вынудили потесниться. Однако конкурент оказался весьма ушлым, оперативно освоившись на индийском и китайском рынках. Да, Ирану потребовались годы на восстановление уровня экспорта, но ведь не десятилетия.
Показательно, что иранская самодеятельность регулярно ставила под угрозу те же соглашения ОПЕК+, но всё решалось путём переговоров, причём чаще всего – ещё до Венских саммитов. Сами же соглашения с плюсом, напомним, сильно помогли выжить самой этой неформальной, но весьма формализованной структуре.
И не только. ОПЕК без потерь смогла устоять под угрозой катастрофического падения спроса из-за пандемии Covid-19, предварительно выйдя с миром из ценовой войны Саудовской Аравии с Россией. Тут нельзя не напомнить, что Россия не состоит в ОПЕК, а лишь исправно выполняет соглашения с ней по квотированию добычи и, как следствие, экспорта.
Впрочем, общаются с нашими представителями в Вене, где находится штаб-квартира ОПЕК, как с равными, чего, между прочим, пока не могут добиться американские представители. Тут причины и в непомерных амбициях гостей из Вашингтона, и в их непредсказуемости.
В первые дни июня, когда прошли очередные заседания опековских комитетов, был прежде всего утверждён план увеличения общей добычи на 432 тыс. баррелей в сутки. И хотя несколько раз прозвучали слова о возможности оперативного увеличения добычи нефти в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), это было за границами российского контекста.
Звонок из Вашингтона
Другое дело, что в ОПЕК всё-таки решили подстраховаться и сначала оставили за собой, а потом реализовали на практике, право перенести с сентября на июль или август запланированное ранее очередное увеличение квот. При этом из-за нетерпеливости представителей США, тоже не члена ОПЕК и тоже участника соглашений ОПЕК+, вновь сформировалась занятная интрига, ставшая в Вене для многих уже привычной.
После консультаций с Вашингтоном американская делегация обратилась напрямую в Саудовской Аравии с «мягким» пожеланием незамедлительно приступить к увеличению добычи сверх заложенного в соглашении ОПЕК+. Как известно, ранее Эр-Рияд категорически отвергал такие инициативы и манёвры в обход нефтяного картеля.
Но как только американцы переиграли всё в сторону ОПЕК в целом, от саудитов поступил положительный ответ, хотя и без детализации. Все в Вене сошлись во мнении, что ничего реально не изменилось, но надо же было что-то ответить Вашингтону.
Планы постепенного наращивания добычи по 400 тыс. баррелей в сутки ежемесячно реализуются уже с августа 2021 года, как только появились чёткие подтверждения отступления коронавируса практически по всему миру. Они могут корректироваться ежемесячно, в мае, к примеру, добавлено 32 тыс. баррелей.
Нефтедобытчики пошли и дальше, в результате переноса сентябрьской квоты прироста на июль и август уже в июле появится возможность добыть ещё 648 тыс. баррелей. Осеннюю квоту разделили между двумя летними месяцами поровну.
В результате реализации соглашений ОПЕК+ примерно к сентябрю ожидается возвращение нефтяного рынка к допандемийным уровням добычи. Однако вряд ли и цены тоже станут допандемийными, хотя стабильности нефтяного рынка, так отличающей его от газового, это не вредит.
Характерно, что технический комитет ОПЕК накануне июньских заседаний в Вене сильно снизил один из своих важнейших прогнозов. В нём оценивается профицит, то есть потенциальный избыток предложения нефти на мировом рынке. Если до июня считалось, что нефти будет на 1,9 млн баррелей больше, чем надо, то теперь – всего на 1,4 млн. Не исключено, что именно этот прогноз резко снизил остроту в дискуссиях на саммитах ОПЕК.
Однако и без этого распрощаться с Россией там никому бы и в голову не пришло. Поскольку профицит стал существенно меньше, в этом нет и в обозримой перспективе не будет никакой необходимости. Более того, нефтедобывающие страны уже готовятся к тому, что снижать ограничительные квоты, скорее всего, весьма скоро можно будет и быстрее.
- Автор:
- Виктор Малышев, Дмитрий Малышев
- Использованы фотографии:
- neftegaz.ru, depositphotos.com
Свежие комментарии