На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • Константин Коростелев
    Лживость и отсутствие прямой логики вице-премьер Александр Новак поражает! У нас там много бензина что его надо прода...Запрет экспорта б...
  • Сергей Андросов
    Ещё одни узкоглазые хохлы нарисовались.У Казахстана не п...
  • Людмила Письменская
    Армянский народ безмолвные овцы? Если терпят предателя, значит, как и Украина предают своих героических дедов.Пашинян заставляе...

Новая либеральная провокация: Почему вложения пенсионных денег в стартапы - мошенничество

Новая либеральная провокация: Почему вложения пенсионных денег в стартапы - мошенничество
Фото: Maya Kruchankova/shutterstock.com

Национальная Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) направила в Минэкономразвития письмо, в котором попыталась объяснить, что инициатива министерства по инвестированию средств НПФ в инновации, мягко говоря, несостоятельна. Однако профессиональные ассоциации не идут в этом вопросе до конца.

Венчурные инвестиции, как скажет любой экономист и подтвердит инвестор, – особая зона риска. С одной стороны, вложения как воздух необходимы новым и многообещающим проектам, с другой – риск далеко не всегда оправдывает эти средства. В нашей стране еще с периода первоначального накопления капитала в 90-х годах прошлого века, а также в последующие докризисные годы шел этап созревания основ рыночной экономики. Либеральные представители под прикрытием этого процесса делали все возможное, чтобы бизнес работал в нужном им направлении. При этом желательно, чтобы средства поступали напрямую от народа, что и было реализовано.

Не углубляясь в этот процесс, скажем, что времена изменились, однако у новых инвестиционных идей ноги растут все оттуда же – из периода безраздельного либерального передела национальной собственности. Неолиберальные адепты все еще ищут новые источники средств для присваивания. И нет ничего удивительного в том, что средствами такими пытаются сделать пенсионные накопления граждан.

Ранее с идеей инвестирования пенсионных средств в высокорисковые инновационные проекты выступал глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Этот деятель из 90-х, прославившийся махинациями с приватизацией крупнейших госактивов, отмечал, что вопрос таких инвестиций – это лишь вопрос времени, так как подобный опыт уже применяется во всем мире, в том числе в инвестициях в нанотехнологии.

Эту идею поддерживал и нынешний глава Счетной палаты России Алексей Кудрин, который все же признал, что инвестиции через венчурные фонды сопряжены с высоким риском, а значит, должны дополнительно контролироваться надзорными органами.

Словно услышав эти заявления, Минэкономразвития на фоне реформы с повышением пенсионного возраста предлагает пристроить средства пенсионных фондов в проекты с высоким риском. Однако участники рынка и экономисты разошлись с министерством во мнении о целесообразности «ставить на кон» пенсионные средства граждан в надежде сорвать мифический инновационный куш.

НПФ не хочет рисковать «своими» деньгами

В письме НАПФ в Минэкономразвития, копия которого попала в РБК, в качестве основной причины заявляется сомнительная устойчивость процесса инвестирования пенсионных средств в инновационные проекты. В частности, НПФ заявляют, что не могут понять, как и с какими коэффициентами ЦБ России будет оценивать такие рисковые инвестиции при проведении стресс-тестирования.

Инвестиции

Фото: www.globallookpress.com

В письме сказано, что НПФ сейчас имеют возможность «опосредованно размещать пенсионные резервы и накопления в стартапы, покупая паи венчурных фондов», но не делают этого из-за риска обесценивания активов в связи со стресс-тестами ЦБ.

Эти стресс-тесты регулятор ввел с февраля 2018 года. В качестве цели было заявлено повышение надежности и финансовой устойчивости НПФ, в том числе путем снижения инвестиционных рисков. Тестирование предполагает оценку стоимости приобретенных НПФ активов в условиях того или иного гипотетического сценария. Также оценивается достаточность средств для выполнения обязательств перед гражданами. И эти показатели в случае с рисковыми инвестициями просчитать крайне трудно.

Однако НАПФ вовсе не отвергает возможности инвестиций средств НПФ в венчурные проекты. Ассоциация лишь указывает Минэкономразвития на вредность процедуры тестирования ЦБ в том виде, в котором она была создана и существует. В частности, НАПФ отмечает, что в проект указания регулятора о требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов и объектов инвестирования НПФ нужно внести изменения. Если ЦБ России включит венчурные объекты инвестирования в параметры стресс-тестирования, то это даст «зеленый свет» таким вложениям.

«Внесение изменений в проект указания должно как минимум предусматривать объекты инвестиций, соответствующие требованиям параметров стресс-тестирования, либо необходимо внесение корреспондирующих изменений в сценарии проведения стресс-тестов», - сказано в письме НАПФ.

Ассоциация также указала, что и сами проекты не должны отпугивать НПФ, а должны быть более проработанными, что повысит их привлекательность. Добавим, что негласная беседа между пенсионными фондами и министерством ведется на сухом экономическом языке и безотносительно того, как и чьи деньги в конечном счете могут пойти на поддержку наиболее опасных и нестабильных стартапов. Однако к этому вопросу мы еще вернемся.

Широкое обсуждение судьбы накоплений граждан

Обсуждение инвестиций пенсионных накоплений в итоге ведут НАПФ, Минэкономразвития, ЦБ России и Минфин. К дискуссии также подключилась Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ). Минэкономразвития заявляет, что письмо НАПФ не содержало ничего нового, а положения этого послания уже обсуждались с НПФ. При этом министерство «пошло на попятную», заявив, что у него пока нет своей позиции по этому вопросу, хоть оно и рекомендовало присмотреться к венчурным фондам.

Инвестор

Фото: www.globallookpress.com

Минфин перенаправил обсуждение в ЦБ России, а регулятор отметил, что правила стресс-тестирования не предполагают какого-либо особого отношения к венчурным инвестициям и не запрещают их. Однако, как отмечает ЦБ, правила не разрешают «избыточно рисковать пенсионными средствами».

АНПФ отметила, что Банк России может принять непосредственное участие в процессе инвестирования пенсионных денег в венчурный проект и рекомендовать, например, сменить актив. При этом заменой может стать актив также из инновационного сектора. Таким образом, венчурный проект может и не реализоваться вовсе. АНПФ при этом заявляет, что обсуждает с Минэкономразвития реализацию проекта министерства по инвестициям в инновации. Общего языка, таким образом, ЦБ, ассоциации НПФ и сами фонды пока не нашли.

Министерство господина Орешкина, между тем, беззастенчиво рекламирует пенсионным фондам широкие перспективы инвестиций в инновации. В проекте министерства уже прорабатывается план на 2019 - 2021 годы с указанием инвесторам, включая пенсионные фонды, преимуществ венчурных инвестиций.

Минэкономразвития к тому же идет в ногу с венчурными компаниями. Они всегда говорили о скрытом потенциале инвестиций в стартапы, ведь инновационные проекты (и это справедливо в теории) имеют более высокий потенциал роста в сравнении с вложениями в ценные бумаги. Фактически это означает большую прибыль в том случае, если проект, что называется, «выстрелит» и станет высокодоходным активом или же начнет привлекать новые инвестиции. Кроме этого, венчурные компании признают, что для эффективной работы этого механизма в России не хватает четкого понимания пенсионными фондами того, каким образом и в какой степени стартапы будут участвовать в их капитале.

НАПФ при этом отмечает, что проблема вовсе не в том, какие средства инвестируются, а в том, что для работы механизма венчурных инвестиций НПФ необходима должная регулятивная проработка. В частности, среда должна быть адаптирована для комфортного участия фондов в венчурных проектах путем приобретения долей в инвестиционных фондах и их портфельных компаниях. Сами проекты – более прозрачными и структурно проработанными, что упростило бы оценку риска. Предполагается, что наладка этого механизма решит проблему с двух концов сразу – привлечет НПФы и позволит соблюсти требования регулятора по минимизации риска для вкладчиков.

Биржа

Фото: www.globallookpress.com

РБК приводит мнения НПФ Сбербанка и НПФ «Будущее». Оба фонда считают венчурные проекты «интересной областью», однако отмечают недостаточную проработку механизмов регулирования.

«Поскольку сейчас у них чаще всего нет кредитного рейтинга, они, согласно методикам стресс-тестирования, обесцениваются», - заявили в НПФ «Будущее».

Последняя мысль, впрочем, не смутила ни Орешкина, ни Кудрина, ни Чубайса. Глава «Роснано» не только уже заявлял, что со временем пенсионные накопления потекут рекой в его нанотехнологические проекты. Смелый реформатор-нанотехнолог сказал также, что правительству следует «снова поставить этот вопрос и снова всерьез его обсудить». Соответствующее предложение, по словам Чубайса, уже было направлено им в правительство и Банк России.

«Мы полностью подготовили такие предложения и рассчитываем провести второй этап этой дискуссии и с обновленным правительством, и с Центральным банком», - сказал Чубайс в конце мая.

Однако в июне было объявлено о реализации инициативы по увеличению пенсионного возраста, и это напугало даже Чубайса. Тогда он сменил тон и рекомендовал правительству пока не предпринимать активных действий в этом направлении, а подождать, пока все «уляжется и забудется». Чубайс отметил, что люди и без того недовольны решением об увеличении пенсионного возраста.

«Такой ажиотаж поднялся на ровном месте, что сейчас вряд ли стоит какие-то активные действия делать", - сказал глава «Роснано».

Неприкрытое мошенничество

Таким образом, Минэкономразвития уже в полной мере хочет стимулировать инвестиции пенсионных накоплений в венчурные проекты и смело следует в этом смысле рекомендациям Кудрина и Чубайса. В то же время министерство, по оценкам участников рынка, бежит впереди процесса регулирования. С одной стороны, оно советует инвестировать, а с другой – сталкивается с нежеланием НПФ делать это из-за страха последних лишиться средств.

Во всех этих побуждениях со стороны министерства, указаний отраслевых ассоциаций и череде мнений самих игроков рынка на второй план отошел самый существенный вопрос – речь ведь идет о пенсионных накоплениях граждан.

Пенсия

Фото: www.globallookpress.com

Действительно, пенсионные накопления – отличный источник так называемых длинных денег для фондов (когда еще за ними придут пенсионеры). А поэтому практика использования этих средств для инвестиций в мире достаточно распространена. Экономисты неоднократно отмечали, что в других странах этот процесс хорошо отрегулирован, а ответственность игроков не позволяет им рисковать чужими деньгами.

Однако сейчас российские фонды опустели, дефицит Пенсионного фонда России составляет 1 трлн рублей (по оценке первого вице-премьера Антона Силуанова), еще часть средств граждане потеряли на переводе в НПФ, объявлено о повышении пенсионного возраста, чтобы наполнить фонды. К этим проблемам вдруг добавляется и попытка «поиграть» с деньгами граждан.

О недопустимости использования средств населения для какого-либо обогащения в интервью Царьграду заявил экс-директор НИИ статистики Василий Симчера. Он отметил, что пенсионные деньги – это «самое дорогое неприкосновенное», что безвозмездно отдают люди и что они зарабатывают нелегким трудом.

«Пытаются решить свои проблемы, свое банкротство, свои грабежи и бездарное управление таким путем. Это грозит и социальным взрывом, потому что 40 миллионов человек долго терпеть этого не будут», - сказал Симчера.

Он указал и на несправедливость в понимании держателями накоплений того, что такое пенсия. По его словам, власти и фонды считают, что это они платят людям пенсии, вместо того, чтобы признать - они лишь агенты средств, которые дает им население на сохранение с гарантией возврата. Господин Симчера подчеркнул, что никто не давал им права рисковать этими накоплениями.

Подводя итог всем обсуждениям, можно сказать, что вложения пенсионных средств граждан в венчурные проекты с высоким риском – это фактически еще одна схема откровенного и наглого мошенничества. Особенно в нынешней ситуации с пенсионной системой страны. Фонд обязан гарантировать возврат денег, но как он сможет дать такие гарантии, когда и сам не знает, выиграет он или проиграет чужие средства. Нечестность подобных схем подтверждается и разногласиями между министерствами, профессиональными ассоциациями и самими фондами. В абсолютном успехе уверены лишь представители старого либерального крыла России. Вот только граждан почему-то никто так и не спросил.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх