На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 389 подписчиков

Свежие комментарии

  • Нина Лубенкова
    Как можно, ведь в вопросе Карабаха Россия явно встала на сторону Азербайджана, и теперь это хамство благодарность!! С...Алиев своим хамст...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Всех азерских ишаков выслать назад в азербондию к алиеву. Пусть с хачами воюют.Алиев своим хамст...
  • Акимова Татьяна
    Давно пора порядок навести с азерами в Баку-на-Неве.Алиев своим хамст...

«Уаскар» – легенда Латинской Америки


Уаскар был двенадцатым правителем империи инков – Великим Инкой. Он проиграл в гражданской войне со своим младшим братом Атауальпой и был убит в 1532 году, аккурат накануне завоевания государства инков испанскими конкистадорами, уступив таким образом брату сомнительную честь стать последним Великим Инкой. После обретения странами Латинской Америки независимости на волне борьбы с Испанией его именем назвали заказанный в Англии небольшой броненосец.

«Уаскар» – один из немногих сохранившихся броненосцев XIX века

Надо сказать, что испанцы не сильно парились над границами между провинциями своих южноамериканских владений. «Новая Кастилия», «Новое Толедо», «Новая Андалусия», «Новый Леон» были просто нарезаны по параллелям: 200 лиг от экватора на юг – каждая территория, что было логично: на момент «проведения границ» сами испанцы понятия не имели, что там есть – территории ещё предстояло завоевать. Впоследствии границы менялись, названия вице-королевства – тоже, но столь же произвольно: всё равно это были части единой империи...

Толчком для обретения независимости испанскими южноамериканскими владениями стал захват Испании Наполеоном. Восстания начались в 1810 году, а к 1826 всё было кончено: пали последние испанские гарнизоны в современной Боливии (тогда называлась Верхним Перу).

Впрочем, если кто-то думает, что с провозглашением независимости наступила тишь да гладь – глубоко ошибается! Местные элиты самозабвенно принялись делить свалившееся как снег на голову наследство, да и испанцы долго не хотели мириться с потерей заморских владений.

Границы молодых латиноамериканских государств были чрезвычайно нестабильны, поэтому их правительства существенную часть не столь уж и великих доходов тратили на армию и флот. Последний был весьма актуален, поскольку с дорогами в тех краях всё было не слишком хорошо, и господство на море порой позволяло существенно затруднить противнику логистику.

14 апреля 1864 года началась Первая Тихоокеанская война, ход которой – тема для отдельного рассказа. Испания решила попытаться в очередной и, как стало ясно впоследствии, последний раз вернуть свои мятежные владения. К берегам Чили «для научных исследований» ушла испанская эскадра, которая без объявления войны захватила острова Чинча, известные огромными запасами гуано – естественного азотного удобрения на базе птичьего помёта (впрочем, не только удобрения: из гуано добывали натриевую селитру для производства пороха).

Перуанский президент Хуан Антонио Песет начал переговоры с испанцами, что вызвало волну критики в прессе. Но надо отдать президенту должное: выхода у него не было – тогдашний перуанский флот испанцам был на один зуб. И сеньор Песет начал тянуть время, ведя переговоры, а сам отправил в Англию своего посла – полковника Франсиско Сервантеса, для закупки кораблей и оружия. Так в составе флота Перу появились все участники этой истории: «Уньон», «Америка», «Индепеденсиа» и – тот самый «Уаскар».

Корабль заказали на заводе Лэрда в Биркенхеде за 81 247 фунтов стерлингов, срок постройки обговорили 12 месяцев и спустили на воду 7 октября 1865 года (с задержкой чуть меньше двух месяцев). Броненосец сконструировал Купер Фиппс Кольз – известный инженер-кораблестроитель, флотский офицер, участник Крымской войны.

Во время действий в Азовском море он построил плот «Леди Нэнси», вооружённый 32-фунтовой пушкой и способный действовать на мелководье. Конструкция неплохо показала себя 22 мая 1855 года во время осады Таганрога, и Кольз разработал более совершенную модель, на которой пушка была прикрыта куполообразным щитом – прообразом орудийной башни. Именно башенные броненосцы станут впоследствии коньком британского инженера: в 1859 году он получит патент на вращающуюся орудийную башню.

Машинное отделение «Уаскара»

«Уаскар» имел все черты, присущие инженерному почерку Кольза: массивную орудийную башню, низкий борт, две высокие мачты, несшие парусное вооружение бригантины. Чтобы компенсировать низкобортность, броненосец, который скорее можно назвать монитором, имел высокий полубак и корму.

В движение корабль приводила горизонтальная двухцилиндровая паровая машина Модсли мощностью 1 650 лошадиных сил, вращавшая четырёхлопастный винт диаметром 4,49 метра, что позволяло развивать скорость в 12,3 узла, запас угля обеспечивал дальность плавания в 3 700 морских миль.

Башня главного калибра

Главным калибром стали две дульнозарядные 10-дюймовые пушки (масса снаряда – 136 кг), вспомогательным калибром – две 120-мм пушки на шканцах, 1 – 12-фунтовая (76-мм) пушка на корме и митральеза Гатлинга на боевом марсе, имелся у корабля и таран.

Надо сказать, что размещение главного калибра в башне (диаметр 6,7 метра, вес – 37 тонн) было достаточно спорным решением – привод башни был ручной, поэтому скорость вращения – невысокая: 16 матросов поворачивали её на 360 градусов за 15 минут. Благодаря высокому носу и корме (и низкому расположению башни) у главного калибра имелись мёртвые зоны: 20 градусов по носу и 64 градуса по корме.

В боевой рубке монитора


Бронирован «Уаскар» был хорошо: пояс – 114 мм, башня – 140 мм (вокруг амбразур – 178 мм), палуба – 51 мм, боевая рубка – 76 мм. Броня – железная, между бронёй и корпусом – прокладка из тикового дерева толщиной 254 мм. Помимо брони, непотопляемость корабля обеспечивало разделение корпуса на пять герметичных отсеков и две палубы. Маневренность монитор показал весьма неплохую для своего времени: разворот на 180 градусов он выполнял за 2 минуты 0,3 секунды. 8-метровая дымовая труба имела телескопическую конструкцию, что позволяло за счёт уменьшения высоты улучшать обзор.

К месту службы монитор отправился 17 января 1866 года под командованием капитана Хосе Марии Сальедо. Переход был сложный: сначала накануне отплытия произошла попытка мятежа, потом 28 февраля монитор столкнулся с фрегатом «Индепедесия», пришлось заходить в Рио-де-Жанейро для ремонта, где с корабля дезертировали 18 членов экипажа. Перед выходом из Рио на борту вновь вспыхнул бунт, один из членов экипажа был ранен в голову и высажен на берег.

5 мая «Уаскар» захватил испанский бриг «Мануэль», направлявшийся в Монтевидео, а на следующий день – парусник «Петита Викторина». В Анкуд корабль прибыл 6 июня 1866 года, здесь он встретился с остальными кораблями чилийско-перуанского флота, вместе с которыми продолжил путь в Вальпараисо.

В общем, пока монитор добрался до места назначения, война закончилась...

Девять лет «Уаскар» спокойно служил в перуанском флоте, но в мае 1877 года претендент на президентское кресло Николас де Пьерола склонил экипаж к бунту. Любому восстанию нужны деньги, и корабль начал собирать средства на революцию, обкладывая контрибуцией прибрежные города. Всё было бы ничего, но, помимо всего прочего, восставшие захватили английские пароходы «Санта Роза» и «Джон Элдер», что не могло понравиться представителю Роял Нэви в этих водах контр-адмиралу де Хорею.

У британского адмирала были два крейсера. «Шах», водоизмещением 6 250 тонн, вооружённый двумя 9-дюймовыми орудиями и девятью 64-фунтовыми орудиями на верхней палубе, и шестнадцатью 7-дюймовыми пушками на батарейной палубе. Кроме того, на нём были установлены два торпедных аппарата и митральезы на боевых марсах.

Корабль мог развить скорость 16,4 узла, но брони не имел. «Аметист», также не нёсший брони, имел водоизмещение 1 970 тонн и 14 дульнозарядных 64-фунтовых пушек. 9-дюймовые пушки, как считалось, были способны пробить железную броню толщиной в 9,6 дюйма с расстояния 1 000 ярдов, а 7-дюймовые – 7,5-дюймовую. 64-фунтовые пушки против брони были бесполезны.

Бой «Уаскара» с «Шахом» и «Аметистом»

Получив сведения о местонахождении мятежного монитора, английские корабли отправились навстречу. 29 мая в час пополудни «лайми» заметили корабль под перуанским флагом, это был «Уаскар». Броненосец попытался уклониться от встречи, взяв ближе к берегу: у «Уаскара» осадка была всего 14 футов, против 27 у «Шаха», но путь к берегу преградил «Аметист».

Монитор остановился, и де Хорей отправил на борт парламентёра – требовать сдачи корабля. Сдаваться перуанский капитан отказался (более того, на борту были два пленных полковника, сохранивших верность законному правительству, но с «лайми» попросились сражаться даже они!), и англичане сделали первый, предупредительный выстрел.

На это монитор также не ответил, и в 15:06 «Шах» открыл по «Уаскару» беглый огонь. Монитор отвечал с дистанции 1 900 ярдов из одного башенного орудия (второе было не в строю) и одной 120-мм пушки на шканцах.

«Шах» быстро двигался, стараясь не дать «Уаскару» шанса прицелиться из орудий главного калибра или произвести таран, но скорость мешала прицеливанию. Через 20 минут боя в стволе 9-дюймового орудия британского флагмана взорвался снаряд, так что возобновить стрельбу получилось только через четверть часа.

К 16:35 перуанцы начали таки пристреливаться: снаряды «Уаскара» стали падать у самых бортов «Шаха», окатывая водой артиллеристов. «Аметист» стрелял быстро и метко, но толку от его 64-фунтовых пушек не было никакого. В 17:11 «Уаскар» предпринял попытку тарана, по нему открыли огонь митральезы с марсов и была выпущена торпеда, которая не смогла дойти до монитора, но тем не менее это стало первым случаем применения торпедного оружия в бою.

В 17:15 на «Уаскаре» сбили грот-марса-рею вместе с флагом, и возникло впечатление, что броненосец сдаётся, но перуанцы вновь подняли флаг. В 17:45 англичане прекратили огонь, поскольку боялись попасть по городу Ило, рядом с которым проходил бой. С наступлением темноты де Хорей приказал спустить катера с шестовыми минами, но под покровом ночи мятежный броненосец скрылся.

На следующий день «Уаскар» сдался перуанским властям.

После оценки повреждений выяснилось, что броненосец получил 60–70 попаданий. Были избиты дымовая труба, мостик, мачта, шлюпки, осколки засели в деревянных частях. Один 9-дюймовый снаряд угодил в 3,5-дюймовую плиту и даже пробил её, разорвавшись в подкладке. Взрывом убило морского пехотинца и ранило одного офицера и двух матросов. На башне была обнаружена зазубрина в 3 дюйма глубиной от 7-дюймового снаряда. Это – всё, существенных повреждений броненосец не получил.

Правда, английские корабли не получили повреждений корпуса вообще: только порванный такелаж, искусство перуанских артиллеристов – впечатляет!

Впрочем, на этом приключения перуанского монитора не закончились!

В 1879 году Чили объявила войну Перу и Боливии. У перуанцев на вооружении стояло четыре броненосца, один из которых – «Уаскар». Чилийцы имели только два броненосца, но зато – новейшие! «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кохрейн» были построены в Англии в 1874–1875 годах. Это были казематные броненосцы, с 9-дюймовой бронёй по ватерлинии и 8-дюймовой на батарее.

Вооружение – шесть 9-дюймовых орудий главного калибра, плюс – одно 9-фунтовое и одно 7-фунтовое орудия. Все пушки – дульнозарядные, нарезные. Были у чилийцев и деревянные шлюпы «О'Хиггинс» и «Чакабуко», но их машины были в плохом состоянии, и больше 8–9 узлов эти корабли не давали. Самой слабой в эскадре была «Эсмеральда», вооружённая 14 40-фунтовыми пушками. Было ещё несколько малых кораблей, включая вооружённые торговые пароходы.

«Уаскар» таранит «Эсмеральду»

Столкнулись враждебные флоты 21 мая 1879 года. Основной отряд перуанцев узнал, что чилийцы оставили для блокады Икике два слабых корабля – «Эсмеральду» и «Кавадонгу», решили атаковать их. Ну как атаковать...

Комендант города сказал командиру броненосца, что вокруг шлюпа – минное поле, поэтому изначально перуанский отряд ограничился стрельбой. В 8 утра «Уаскар» выпустил первый снаряд по «Эсмеральде», через пять минут начался бой.

Монитор атаковал вражеский шлюп, которым командовал Артуро Прат. Одновременно «Эсмеральду» начали обстреливать береговые батареи перуанцев, корабль решил отойти подальше от берега и тем показал, что минного поля нет. Командир «Уаскара» Мигель Грау решил, что артиллерийский огонь неэффективен и приказал идти на таран.

Удара не получилось, корабли лишь соприкоснулись бортами, но этого было достаточно, чтобы Артуро Пратт приказал идти на абордаж и первый со шпагой в одной руке и револьвером в другой спрыгнул на борт «Уаскара», за ним последовал только сержант морской пехоты. Исход абордажа был понятен (правда, перед гибелью Прату из револьвера удалось застрелить лейтенанта Хорхе Веларде, ставшего единственной потерей со стороны перуанцев)...

Монитор ещё дважды таранил «Эсмеральду» и с третьего раза пустил её на дно. Перуанский капитан приказал подобрать всех тонущих и отправился на помощь «Индепеденсии», которая умудрилась влететь на камни. «Уаскар» снял с броненосца экипаж, а корабль сжёг. Догнать «Кавадонгу» монитор не смог.

В общем, несмотря на гибель «Эсмеральды», победа была за чилийцами: один броненосец (а «Индепеденсия» была сильнее «Уаскара»...) сгорел, а «Уаскар» при таране получил сильные повреждения – носовая броня была сорвана, башня сошла с фундамента.

После ремонта (в ходе которого на корабле демонтировали фок-мачту) монитор продолжил воевать. Ночью с 9 на 10 июля 1879 года он попытался таранить «Магальянес» в гавани Икики, но, получив 115-фунтовую бомбу в район ватерлинии, предпочёл ретироваться.

В дальнейшем «Уаскар» крейсировал вдоль побережья, мешая снабжению чилийской армии. Одним из призов монитора стал транспорт «Римак», на котором броненосцем был захвачен целый кавалерийский полк! Это стало причиной отставки правительства Чили и смены командующего флотом.

В ходе войны «Уаскар» был вооружён торпедным аппаратом. Во время пуска торпеды, она легла на циркуляцию и пошла на монитор, только мужество лейтенанта Конеско, прыгнувшего в воду и направившего «мину Уайтхеда» в сторону, спасло корабль.

В дальнейшем корабль занялся крейсерской войной.

В ходе патрулирования «Уаскар» потопил 16 и захватил 6 транспортов противника, вернул два захваченных чилийцами ранее перуанских корабля, обстрелял несколько городов. Эти действия были настолько успешны, что сковали наступление чилийской армии, а за монитором началась охота. Она завершилась обнаружением уже успевшего стать легендарным корабля в 3:30 утра 8 октября 1879 года эскадрой адмирала Ривероса в заливе Антофагасты.

«Уаскар vs «Альмиранте Кохрейн» и «Бланко Энкалада»

Бой между «Уаскаром» и чилийскими броненосцами «Бланко Энкалада» и «Альмиранте Кохрейн» начался в 940: пушки монитора открыли огонь с дистанции 1 000 метров. Артиллеристы монитора добились пяти попаданий в «Альмиранте Кохрейн», но ни одно не причинило чилийскому кораблю существенных повреждений.

В ответ противник дал залп по перуанскому кораблю с 200 метров, который вывел из строя 12 матросов, поворачивавших орудийную башню, и уничтожил поворотный механизм. В дальнейшем монитор дважды получал повреждения руля, а в 10:00 попавшим в боевую рубку снарядом был убит контр-адмирал Мигель Грау. Броненосцы пытались таранить друг друга, причём «Альмиранте Кохрейн» едва не пустил ко дну «Бланко Энкаладу».

На «Уаскаре» сменилось четыре командира, когда начало падать давление в одном из котлов, и корабль стал терять ход. Видя, что исход боя предрешён, лейтенант Педро Гаресон, последний командир монитора, приказал открыть кингстоны и затопить корабль.

К сожалению для перуанцев, броненосец был слишком хорошо сконструирован и тонул медленно: когда чилийская абордажная партия высадилась на монитор, вода в трюме поднялась на 1,2 метра, но это не помешало закрыть кингстоны и взять «Уаскар» в плен.

«Уаскар» под обстрелом чилийских броненосцев

В общем: как бы ни был хорош одиночный корабль и его командир, бой с превосходящими силами противника ему не выиграть.

На палубе «Уаскара» погибли национальные герои Чили и Перу: Артуро Прат и Мигель Грау, в честь первого из них выпущена медаль, в честь второго – юбилейная монета.

А корабль продолжил службу в чилийском флоте, сражался с перуанским монитором «Манко Капак», потерял в бою очередного командира – капитана Мануэля Томсона.

В 1891 году – принял участие в гражданской войне в Чили на стороне конгресса, потом был плавбазой подводных лодок... А с 1934 года «Уаскар» – корабль-музей. И ей-Богу, он этого достоин!
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх