Перевод статьи «Die Schlacht um Korsika. Die Sturmbrigade «Reichsfuerer SS» im Kampf gegen Framzosen und Italiener», опубликованной в немецкм военно-историческом журнале «Zeitgeschichte» (№№ 9-10 за 2024г.).
Автор: Anton Derz
Перевод: Slug_BDMP
Примечание переводчика
Немецкий автор предлагаемой статьи не освещает вопрос численности германских сил, задействованных в боях на Корсике, и их станового хребта — штурмовой бригады «Рейхсфюрер СС», и у читателя может возникнуть впечатление, что речь идет о полнокровной бригаде. Это было не так. Подразделения бригады перебрасывались на Корсику не одновременно и не в полном составе. Российский автор Роман Пономаренко в своей статье «Корсиканский фронт Второй мировой», опубликованной в журнале «Арсенал-коллекция», оценивает эти силы так.
На остров были переброшены только 2/3 личного состава бригады — около 3000 человек.
В полном составе на Корсике находился лишь один пехотный батальон бригады.
Дивизион штурмовых орудий имел 19 боеспособных машин из 31 положенной по штату.
Противотанковый дивизион должен был состоять из трех батарей и иметь на вооружении 21 противотанковую самоходку «Мардер-III», но не имел в действительности ни одной. В наличии была только одна рота буксируемых 75-мм противотанковых орудий РАК-40.
В полном составе был, видимо, зенитный дивизион: три тяжелые батареи 88-мм орудий (по четыре 88-мм и по три 20-мм орудия в каждой батарее) и одна легкая (девять 37-мм зениток). Из его состава три 88-мм зенитки были переданы итальянцам.
Временно бригаде СС был подчинен 3-й батальон 870-го пехотного полка вермахта.
Всего на Корсике находились не более 7000-7500 немецких военнослужащих из различных частей и подразделений вермахта, авиации и флота.
Общая численность итальянских войск на Корсике насчитывала около 80 000 человек
***
Корсика, входившая после капитуляции Франции в 1940 году в состав «Вишистской Франции», не была оккупирована странами Оси. Лишь после того, как 11 ноября 1942 года западные союзники высадились в Северной Африке, остров был оккупирован итальянскими войсками. Когда же наметился переход Италии на сторону противника летом 1943-го, туда была переброшена штурмовая бригада «Рейхсфюрер СС» с задачей, при необходимости, разоружить 80000 итальянских военных. Эсэсовцы сначала обеспечили эвакуацию 90-й панцер-гренадерской дивизии вермахта с Сардинии. После этого бригада прорвалась в Бастию и образовала там плацдарм, каковой удерживала до самой своей эвакуации в октябре 1943.
Штурмовое орудие из состава бригады «Рейхсфюрер СС» на Корсике
Изначально задачей штурмовой бригады «Рейхсфюрер СС» была поддержка итальянских войск. Командовал бригадой оберштурмбанфюрер СС Карл Гезеле. Этот заслуженный командир ещё 25 мая 1942 года был награжден Немецким крестом в золоте за бои на Восточном фронте.
Оберштурмбанфюрер СС Карл Гезеле
Ещё в апреле 1943 года французский генерал Анри Жиро (Henri Gerard. Сопредседатель Французского комитета национального освобождения (ФКНО). С 22 июня 43-го Жиро также стал главнокомандующим войсками ФКНО в Северной Африке и Французской Экваториальной Африке, а с 4 августа 1943 года — главнокомандующим всеми войсками ФКНО.) отдал приказ о начале поддержки оружием «Национального фронта» — прокоммунистической корсиканской организации сопротивления. Теперь оккупанты должны были всегда и везде учитывать возможность нападения партизан. С лета 1943 года добавилась угроза перехода Италии на сторону западных союзников. На противодействие этому была переориентирована бригада СС. Когда Гезеле со своими людьми вступил на средиземноморский остров, эти опасения начали принимать реальную форму. На этот случай был разработан план по разоружению итальянских войск в самой Италии и на оккупированных ею территориях.
Генерал Джованни Мальи, командующий итальянскими войсками на Корсике
Командовал итальянскими силами на Корсике командир VII армейского корпуса генерал Джованни Мальи (Giovanni Magli). Он отвел для расквартирования бригаде СС район Оллен (Aullene) в центре острова. Там она была практически отрезана от путей снабжения. Формально бригада была подчинена VII корпусу и поэтому Гезелле вынужден был подчиниться, хотя ему удалось добиться размещения южнее, в районе Сартена.
Итальянские силы уже 4 сентября получили уведомление, что им следует начать боевые действия против немцев. Однако настроения среди итальянцев царили самые разные. Некоторые оставались верны Муссолини и не представляли опасности для немцев, другие же были готовы сражаться против них.
4-го же сентября командующим германскими войсками на Сардинии и Корсике был назначен генерал-майор Фридолин фон Зенгер (полное имя Fridolin Ritter und Edler von Senger und Etterlin. Ritter und Edler — в данном случае дворянский титул. Прим. переводчика).
Генерал- майор Фридолин фон Зенгер, командующим германскими войсками на Сардинии и Корсике
Таким образом, он, как и итальянский генерал Мальи, был ответственен за оборону обоих островов. После того как Италия перешла на сторону противника, фон Зенгер попытался договориться с Мальи об эвакуации 90-й панцер-гренадерской дивизии (далее в тексте п-г.д.) с Сардинии на Корсику. Когда же Мальи отказал в этом, боевые действия между бывшими союзниками стали неизбежны. 8-го же июля началось восстание корсиканских партизан, которые заняли или блокировали многие важные пункты.
Переход Италии на противоположную сторону был тщательно подготовлен. В тот же день подверглась воздушному налету штаб-квартира главнокомандующего на Юге, а союзники начали высадку в Салерно. Немецкие корабли в Бастии подверглись атаке с моря и воздуха.
Из-за массированных радиопомех была нарушена связь между немецкими частями, и оберштурмбанфюрер Гезеле только от итальянского офицера связи узнал о сложившейся ситуации. По своей инициативе Гезеле принял решение с 6 часов утра 9 сентября начать выдвижение подразделений бригады в юго-западном направлении — к Бонифачо. Его целью было создание сухопутного фронта на юге острова ввиду угрозы высадки там союзников. В порту находился 55-й легион чернорубашечников, от которых эсэсовцы приняли портовые сооружения, цитадель и береговые батареи. Своим решением создать плацдарм Гезеле не только предотвратил высадку союзников в этом удобном месте, но и обеспечил эвакуацию немецких сил с Сардинии на Корсику.
Ширина пролива между двумя островами составляла всего 15 километров, и поэтому он мог простреливаться полевой артиллерией, имевшейся в распоряжении Гезеле. Марш на юг также позволил избежать окружения враждебно настроенными итальянскими войсками.
11 сентября бригаду СС на её позициях сменили переправившиеся части 90 пг.д. вермахта. Эвакуация же немецких сил с Сардинии продолжалась до 20-го сентября.
Оберштурмбанфюрер Гезеле получил приказ пробиваться со своей бригадой на север, к Бастии. Там они должны были взять под контроль город, порт и аэродром Борго. Расстояние по прямой от Бонифачо до Борго составляет около 130 км. Аэродром контролировался итальянскими войсками силой до одной дивизии с танками и артиллерией. Вела туда прибрежная дорога, проходящая по территории, занятой враждебными силами.
Начался марш с атаки против итальянского батальона, охраняющего дорогу. Но с его разгромом трудности не закончились. Итальянцы со своих позиций на высотах держали дорогу под артиллерийским обстрелом, делая таким образом быстрый марш на боевой технике невозможным. Эсэсовцы вынуждены были спешиться и, после перестроения, продолжать путь в пешем строю.
12 сентября Гитлер приказал оставить Корсику, но для этого ещё нужно было создать условия. Эвакуация с Сардинии ещё шла полным ходом, и завоевание крупного порта на севере для дальнейшей переправы на материк было жизненно необходимо. Также необходим был контроль над аэродромом — для снабжения войск, ещё находящихся на Корсике, и эвакуации, особенно раненых.
Противник к этому времени уже занял Аяччо — порт на западном побережье острова, и за несколько дней перебросил на Корсику 6000 марокканских солдат. И уже с 9 сентября там началась охота на коллаборационистов.
Попытка генерала фон Зенгера прорываться на север вдоль западного побережья провалилась, а вот штурмовой бригаде СС удалось по восточной дороге достичь Бастии. После того как эсэсовцы предотвратили взрыв противником двух важных мостов, лежащих на их пути, бригада к 13 сентября после жарких боев захватила город, порт и аэродром Бастии. После первого успеха командир бригады Гезеле озаботился расширением плацдарма во всех направлениях до рубежей, удобных для обороны. В западном направлении его целью стал перевал Тегим, труднодоступный с запада. В ходе этой операции 16 сентября произошел ожесточенный бой за склады снабжения Квендза. После того как удобные рубежи были заняты, штурмовая бригада перешла к обороне.
Бойцы 2-й батареи зенитно-артиллерийского дивизиона бригады «Рейхсфюрер СС» перед 88-мм зенитным орудием. Бастия, лето 1943.
Построение личного состава 4-й роты штурмовой бригады. Корсика, 1943.
В период с 19 по 25 сентября обе воюющие стороны ограничивались артиллерийскими обстрелами и разведывательными действиями. Штурмовая бригада использовала это время для подготовки к предстоящим боям. Но и противник тоже готовился.
21 сентября состоялась встреча итальянского и французского командующих — генералов Мальи и Жиро, где они договорились о дальнейшем взаимодействии.
25 сентября немцы выявили скопление неприятельских войск в районе Сен-Флоран и к югу от него. Оттуда итальянцы вели разведку — на север, в направлении перевала Тегим, и на юг, к Казамоза. Часто эти акции представляли собой разведку боем с применением танков. В одном случае, у Казамоза, немцы обнаружили сосредоточение итальянцев и накрыли их артиллерийским огнем. Обе стороны пытались выявить силы и слабые места в позициях противника.
29 сентября немцы обнаружили выдвижение свежих сил противника к перевалу Тегим и посчитали это подготовкой к скорому наступлению. И правда, вскоре противник начал артиллерийский обстрел. 30-го сентября Гезеле приказал отвести передовые наблюдательные посты и, как оказалось, вовремя. Противник начал наступление по всему периметру плацдарма. Численность марокканских войск достигла к этому времени двух дивизий. Защитникам перевала удалось отразить все атаки. Интенсивные бои шли и в десяти километрах южнее, у Ольметы, где одна из пехотных рот вермахта потеряла до двух третей личного состава, и в районе Барчеты. Тем не менее немцам удалось удержать все позиции.
В дальнейшем центром боевых действий оставался перевал Тегим и отдельные высоты. Следующее масштабное наступление противника на перевал 2-го октября также было отбито. Немцы старались выиграть время и обеспечить эвакуацию своих сил на материк. Флотилии немецких десантно-высадочных средств прилагали все усилия, чтобы выдерживать темп эвакуации — 3000 человек в сутки. Кроме того, они пытались вывести и как можно больше тяжелой техники и вооружения.
Немецкий самоходный паром «Зибель». Именно «зибели» составляли основу эвакуационного флота
Марокканские стрелки на захваченной немецкой позиции в горах
В спасательной операции принимала участие и немецкая авиация. В ночь со 2-го на 3-е октября была оставлена южная часть плацдарма в районе аэродрома Борго. Ее защитники были вывезены самолетами. 4-го начался планомерный отвод войск на остальных направлениях. Он осуществлялся скрытно, так что противник не сразу замечал, что позиции против него опустели, и не предпринимал быстрого преследования. В 21 час Корсику покинули последние немецкие солдаты — подразделения прикрытия, подрывники и штаб бригады «Рейхсфюрер СС» во главе с оберштурмбанфюрером Гезеле. Они покидали совершенно разрушенный город — 13 сентября и 4 октября Бастия стала жертвой налетов американской авиации. К этому добавился и артиллерийский обстрел.
Так выглядел город Бастия после окончания боев
Испытанная в боях штурмовая бригада была развернута в 16-ю панцер-гренадерскую дивизию «Рейхсфюрер СС». 4 июля 1944 года оберштурмбанфюрер СС Карл Гезеле за свои заслуги в период командования штурмовой бригадой был удостоен Рыцарского креста.
Оберштурмбанфюрер СС Карл Гезеле (2-й слева) с офицерами 16-й п-г.д «Рейхсфюрер СС» на боевых позициях. Июль 1944, район Габборо, Тоскана. Здесь К.Гезеле уже командир 35-го п-г полка. 16-й дивизии СС
Свежие комментарии