29 октября на заводе фирмы Boeing в Сиэтле прошла церемония сдачи первого патрульного самолета P-8 Poseidon, построенного по заказу Королевских ВВС Великобритании. В КВВС самолет получает новое обозначение Poseidon MRA1 и собственное имя Pride of Moray («Гордость округа Мори»). Теперь ему предстоит отправиться к месту службы и заступить на дежурство.
Все эти события приведут к возрождению патрульной авиации КВВС.
С конца шестидесятых годов основой противолодочной авиации КВВС были самолеты Hawker Siddeley Nimrod. Базовая машина несколько раз проходила модернизацию, что позволило ей служить до 2011 г. Очередной проект обновления «Нимрода» запустили в середине девяностых. Самолет Nimrod MRA4 должен был получить ряд принципиальных нововведений, соответствующих требованиям времени.
Разработка Nimrod MRA4 столкнулась с определенными проблемами и заметно затянулась. Первый полет опытного самолета удалось провести только в августе 2004 г. Доводка заняла еще несколько лет. Согласно планам того времени, MRA4 должны были достичь начальной оперативной готовности в 2012 г.
Однако этого не произошло. В 2010 г. было принято решение об отказе от нового проекта ввиду его сложности и дороговизны. Кроме того, новые планы Минобороны предусматривали закрытие авиабазы Кинлос, где должны были служить перспективные Nimrod MRA4. Такое решение вызвало споры, но пересматривать его не стали.
Вскоре, в 2011 г. с вооружения сняли существующие модификации «Нимрода». Королевские ВВС остались без дальних патрульных самолетов. Патрулирование и поиск подлодок вероятного противника теперь предлагалось осуществлять при помощи техники других типов. Кроме того, Великобритании пришлось полагаться на зарубежных союзников.
Уже в 2011 г. в зарубежной прессе появились первые слухи о возможном восстановлении британской патрульной авиации – за счет закупки импортной техники. Сообщалось, что командование изучает этот вопрос и вскоре сможет начать переговоры с возможным подрядчиком.
Любопытные новости поступили в 2012-м. Стало известно, что компания Boeing рассматривает КВВС Великобритании в качестве возможного заказчика своих самолетов P-8 Poseidon. Как показали дальнейшие события, интерес американских авиастроителей к британскому заказчику был оправдан. Впрочем, реальное соглашение пришлось ждать несколько лет.
В 2014 г., на фоне известных событий на международной арене, британское командование заявило о необходимости возрождения патрульной авиации. Лондон опасался активности российских подлодок, и потому теперь собрался приобрести новые самолеты. В 2015-м британское Минобороны рассмотрело несколько вариантов и выбрало наилучший. Наиболее удачным и полезным посчитали самолет P-8 американской разработки.
В июле 2016 г. КВВС и «Боинг» подписали контракт на поставку авиационной техники и сопутствующей продукции. В соответствии с этим документом, заказчик должен получить девять самолетов P-8A общей стоимостью 3 млрд фунтов стерлингов (ок. 3,9 млрд долларов). Технику разделят на три партии. Старт поставок назначили на 2019 г. Последний самолет передадут заказчику не позднее 2029 г.
Строительство патрульных «Посейдонов» для КВВС Великобритании началось вскоре после подписания контракта. Первую машину вывели из сборочного цеха несколько месяцев назад. 13 июля 2019 г. она совершила первый полет, после чего летные испытания продолжились. К тому времени на разных стадиях строительства находились другие самолеты из первой партии.
К середине осени головной самолет британского заказа прошел все испытания и подтвердил свои характеристики. 29 октября на заводе-производителе состоялась торжественная церемония передачи техники заказчику.
КВВС присвоили новой технике собственные обозначения. Самолеты Boeing P-8A Poseidon будут эксплуатироваться под названием Poseidon MRA1. Головной самолет получил имя Pride of Moray. Следующие самолеты будут иметь тот же индекс и возможно присвоение новых имен.
В ближайшее время «Гордость Мори» перелетит из США в Великобританию. Самолету предстоит служить на базе Лоссимут (Мори, Шотландия). В течение нескольких следующих лет на аэродром RAF Lossiemouth прибудут остальные заказанные самолеты.
Для эксплуатации новых Poseidon MRA1 возродили два подразделения КВВС. Первой новую технику получит 120-я эскадрилья. Позже «Посейдоны» передадут 201-й эскадрилье. Оба подразделения существовали ранее и использовали самолеты Nimrod. В 2010 г. их расформировали в связи со списанием имеющейся техники. Поставки новых самолетов позволили вновь сформировать эскадрильи и найти им боевые задачи.
Главной задачей Poseidon MRA1 станет патрулирование акваторий вокруг Британских островов. Также планируется привлекать их к патрулированию Северной Атлантики в рамках совместных операций НАТО. Новые дальние самолеты вместе с другими элементами противолодочной обороны будут искать подлодки вероятного противника. Также 120-я и 201-я эскадрильи смогут привлекаться к поисково-спасательным и иным операциям. Базирование на аэродроме Лоссимут обеспечит доступ ко всем акваториям вокруг Британских островов и к близлежащим регионам. При необходимости возможно развертывание патрульных самолетов на других аэродромах, в т.ч. в иных странах.
Королевские ВВС Великобритании заказали девять самолетов P-8A / MRA1. Первый из них уже сдан заказчику, а в ближайшее время завершится строительство нескольких новых. Техника из последней третьей партии начнет службу до конца двадцатых годов. Поставки импортных патрульных самолетов заметно повлияют на боеспособность КВВС.
Главным последствием закупки техники становится возрождение патрульной авиации. С 2011 г. на вооружении КВВС отсутствовали дальние патрульные самолеты, что негативно сказывалось на ПЛО и безопасности страны в целом. Теперь появляется возможность сформировать новую группировку специализированных самолетов и обеспечить поиск опасных объектов в окружающих акваториях.
При этом речь идет о современном самолете с высокими тактико-техническими характеристиками и широкими возможностями. «Посейдон» является последней американской разработкой в своем классе. На самолете устанавливается передовая аппаратура для решения разных задач. Таким образом, если сравнивать Poseidon и Nimrod, речь идет не только о возрождении, но и о модернизации авиации ПЛО.
Poseidon MRA1 несет полный комплект современной аппаратуры для поиска и отслеживания подводных целей. Имеются развитые гидроакустические и иные средства. Самолет несет до 129 сбрасываемых гидроакустических буев. Также он способен перевозить и применять различное противолодочное вооружение. Аппаратура связи обеспечивает интеграцию патрульных самолетов в общие контуры управления, что позволяет им обмениваться данными с другими элементами ПЛО и помогать друг другу.
Эффективное решение боевых задач обеспечивается за счет высоких летно-технических характеристик. «Посейдон» на одной заправке имеет боевой радиус более 2200 км с возможностью патрулирования в заданном районе в течение 4 ч. Имеется приемное устройство для дозаправки в полете, что увеличивает продолжительность патрулирования.
Ожидается, что новые самолеты будут использоваться не только в интересах Великобритании, но и в совместных операциях в рамках НАТО, чему способствует совместимость по оборудованию. P-8A уже показывал подобные возможности в ходе различных учений. Поступая в КВВС, самолет сохраняет их.
Командование КВВС дало новому самолету высокую оценку. Утверждается, что Poseidon MRA1 позволит бороться со всеми подлодками, в т.ч. с лучшими образцами нашего времени, и это положительно скажется на безопасности страны. Планируется обеспечить работу самолетов как в интересах КВВС, так и в рамках НАТО.
Впрочем, пока Королевские ВВС не могут получить все положительные последствия закупки новой техники, поскольку на данный момент успели получить лишь один самолет из девяти заказанных. Для желаемого восстановления патрульной авиации необходимы другие новые самолеты, а они появятся лишь в обозримом будущем. Тем не менее, командование проявляет оптимизм и ждет продолжения поставок.
Как остаться без самолетов
С конца шестидесятых годов основой противолодочной авиации КВВС были самолеты Hawker Siddeley Nimrod. Базовая машина несколько раз проходила модернизацию, что позволило ей служить до 2011 г. Очередной проект обновления «Нимрода» запустили в середине девяностых. Самолет Nimrod MRA4 должен был получить ряд принципиальных нововведений, соответствующих требованиям времени.
Разработка Nimrod MRA4 столкнулась с определенными проблемами и заметно затянулась. Первый полет опытного самолета удалось провести только в августе 2004 г. Доводка заняла еще несколько лет. Согласно планам того времени, MRA4 должны были достичь начальной оперативной готовности в 2012 г.
Однако этого не произошло. В 2010 г. было принято решение об отказе от нового проекта ввиду его сложности и дороговизны. Кроме того, новые планы Минобороны предусматривали закрытие авиабазы Кинлос, где должны были служить перспективные Nimrod MRA4. Такое решение вызвало споры, но пересматривать его не стали.
Вскоре, в 2011 г. с вооружения сняли существующие модификации «Нимрода». Королевские ВВС остались без дальних патрульных самолетов. Патрулирование и поиск подлодок вероятного противника теперь предлагалось осуществлять при помощи техники других типов. Кроме того, Великобритании пришлось полагаться на зарубежных союзников.
Возможная замена
Уже в 2011 г. в зарубежной прессе появились первые слухи о возможном восстановлении британской патрульной авиации – за счет закупки импортной техники. Сообщалось, что командование изучает этот вопрос и вскоре сможет начать переговоры с возможным подрядчиком.
Любопытные новости поступили в 2012-м. Стало известно, что компания Boeing рассматривает КВВС Великобритании в качестве возможного заказчика своих самолетов P-8 Poseidon. Как показали дальнейшие события, интерес американских авиастроителей к британскому заказчику был оправдан. Впрочем, реальное соглашение пришлось ждать несколько лет.
В 2014 г., на фоне известных событий на международной арене, британское командование заявило о необходимости возрождения патрульной авиации. Лондон опасался активности российских подлодок, и потому теперь собрался приобрести новые самолеты. В 2015-м британское Минобороны рассмотрело несколько вариантов и выбрало наилучший. Наиболее удачным и полезным посчитали самолет P-8 американской разработки.
В июле 2016 г. КВВС и «Боинг» подписали контракт на поставку авиационной техники и сопутствующей продукции. В соответствии с этим документом, заказчик должен получить девять самолетов P-8A общей стоимостью 3 млрд фунтов стерлингов (ок. 3,9 млрд долларов). Технику разделят на три партии. Старт поставок назначили на 2019 г. Последний самолет передадут заказчику не позднее 2029 г.
Начало поставок
Строительство патрульных «Посейдонов» для КВВС Великобритании началось вскоре после подписания контракта. Первую машину вывели из сборочного цеха несколько месяцев назад. 13 июля 2019 г. она совершила первый полет, после чего летные испытания продолжились. К тому времени на разных стадиях строительства находились другие самолеты из первой партии.
К середине осени головной самолет британского заказа прошел все испытания и подтвердил свои характеристики. 29 октября на заводе-производителе состоялась торжественная церемония передачи техники заказчику.
КВВС присвоили новой технике собственные обозначения. Самолеты Boeing P-8A Poseidon будут эксплуатироваться под названием Poseidon MRA1. Головной самолет получил имя Pride of Moray. Следующие самолеты будут иметь тот же индекс и возможно присвоение новых имен.
Планы по развертыванию
В ближайшее время «Гордость Мори» перелетит из США в Великобританию. Самолету предстоит служить на базе Лоссимут (Мори, Шотландия). В течение нескольких следующих лет на аэродром RAF Lossiemouth прибудут остальные заказанные самолеты.
Для эксплуатации новых Poseidon MRA1 возродили два подразделения КВВС. Первой новую технику получит 120-я эскадрилья. Позже «Посейдоны» передадут 201-й эскадрилье. Оба подразделения существовали ранее и использовали самолеты Nimrod. В 2010 г. их расформировали в связи со списанием имеющейся техники. Поставки новых самолетов позволили вновь сформировать эскадрильи и найти им боевые задачи.
Главной задачей Poseidon MRA1 станет патрулирование акваторий вокруг Британских островов. Также планируется привлекать их к патрулированию Северной Атлантики в рамках совместных операций НАТО. Новые дальние самолеты вместе с другими элементами противолодочной обороны будут искать подлодки вероятного противника. Также 120-я и 201-я эскадрильи смогут привлекаться к поисково-спасательным и иным операциям. Базирование на аэродроме Лоссимут обеспечит доступ ко всем акваториям вокруг Британских островов и к близлежащим регионам. При необходимости возможно развертывание патрульных самолетов на других аэродромах, в т.ч. в иных странах.
Высокие оценки
Королевские ВВС Великобритании заказали девять самолетов P-8A / MRA1. Первый из них уже сдан заказчику, а в ближайшее время завершится строительство нескольких новых. Техника из последней третьей партии начнет службу до конца двадцатых годов. Поставки импортных патрульных самолетов заметно повлияют на боеспособность КВВС.
Главным последствием закупки техники становится возрождение патрульной авиации. С 2011 г. на вооружении КВВС отсутствовали дальние патрульные самолеты, что негативно сказывалось на ПЛО и безопасности страны в целом. Теперь появляется возможность сформировать новую группировку специализированных самолетов и обеспечить поиск опасных объектов в окружающих акваториях.
При этом речь идет о современном самолете с высокими тактико-техническими характеристиками и широкими возможностями. «Посейдон» является последней американской разработкой в своем классе. На самолете устанавливается передовая аппаратура для решения разных задач. Таким образом, если сравнивать Poseidon и Nimrod, речь идет не только о возрождении, но и о модернизации авиации ПЛО.
Poseidon MRA1 несет полный комплект современной аппаратуры для поиска и отслеживания подводных целей. Имеются развитые гидроакустические и иные средства. Самолет несет до 129 сбрасываемых гидроакустических буев. Также он способен перевозить и применять различное противолодочное вооружение. Аппаратура связи обеспечивает интеграцию патрульных самолетов в общие контуры управления, что позволяет им обмениваться данными с другими элементами ПЛО и помогать друг другу.
Эффективное решение боевых задач обеспечивается за счет высоких летно-технических характеристик. «Посейдон» на одной заправке имеет боевой радиус более 2200 км с возможностью патрулирования в заданном районе в течение 4 ч. Имеется приемное устройство для дозаправки в полете, что увеличивает продолжительность патрулирования.
Ожидается, что новые самолеты будут использоваться не только в интересах Великобритании, но и в совместных операциях в рамках НАТО, чему способствует совместимость по оборудованию. P-8A уже показывал подобные возможности в ходе различных учений. Поступая в КВВС, самолет сохраняет их.
Отдаленное будущее
Командование КВВС дало новому самолету высокую оценку. Утверждается, что Poseidon MRA1 позволит бороться со всеми подлодками, в т.ч. с лучшими образцами нашего времени, и это положительно скажется на безопасности страны. Планируется обеспечить работу самолетов как в интересах КВВС, так и в рамках НАТО.
Впрочем, пока Королевские ВВС не могут получить все положительные последствия закупки новой техники, поскольку на данный момент успели получить лишь один самолет из девяти заказанных. Для желаемого восстановления патрульной авиации необходимы другие новые самолеты, а они появятся лишь в обозримом будущем. Тем не менее, командование проявляет оптимизм и ждет продолжения поставок.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- КВВС Великобритании / raf.mod.uk
Свежие комментарии