Советские расчеты двух пулеметов Максима приготовились к бою на временной позиции
Предыстория
Зимняя война была одним из последствий Версальской системы (Версальский мирный договор, завершавший Первую мировую войну, был заключен 28 июня 1919 г.), которая разрушала естественные границы Германии и России, которые складывались столетиями.
Всю вину за войну, которую развязали не только германцы, но и правительства Антанты, возложили только на Германию и Австро-Венгрию. Правительства Антанты даже не пригласили в Версаль представителей Советской России. Две великие державы, которые не были побеждены военной силой и имели самые сильные армии на континенте, были насильственно расчленены. Новые границы установили произвольно, вопреки этническим границам расселения народов, без учета военно-стратегических, исторических, культурно-этнических и экономических факторов.
По словам Владимира Ленина, Версальский мир создал мировой порядок, державшийся на вулкане:
«Германии был навязан мир, но мир этот был ростовщический, мир душителей, мир мясников, потому что они разграбили и раздробили Германию и Австрию. Они лишили их всех средств жизни, оставили детей голодать и умирать с голоду, это мир неслыханный, грабительский.
Таким образом, что такое Версальский договор? Это неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов. Это не мир, а условия, продиктованные разбойниками с ножом в руках беззащитной жертве. У Германии отняты этими противниками по Версальскому договору все ее колонии. Турция, Персия и Китай превращены в рабов. Получилось такое положение, при котором 7/10 мирового населения находится в порабощенном положении. Эти рабы разбросаны по всему миру и отданы на растерзание кучке стран: Англии, Франции и Японии. И вот почему весь этот международный строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане…»
Таким образом, что такое Версальский договор? Это неслыханный, грабительский мир, который десятки миллионов людей, и в том числе самых цивилизованных, ставит в положение рабов. Это не мир, а условия, продиктованные разбойниками с ножом в руках беззащитной жертве. У Германии отняты этими противниками по Версальскому договору все ее колонии. Турция, Персия и Китай превращены в рабов. Получилось такое положение, при котором 7/10 мирового населения находится в порабощенном положении. Эти рабы разбросаны по всему миру и отданы на растерзание кучке стран: Англии, Франции и Японии. И вот почему весь этот международный строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане…»
Россия, особенно со времени Петра Первого, создавала естественный рубеж на северо-западе, чтобы иметь выход в Балтику и защитить свою столицу – Петербург. Для этого несколько раз разгромили Швецию, пока шведы не поняли, что нейтралитет выгоднее, чем войны с русскими. Присоединили Прибалтику и Финляндию. Цари создавали эшелонированную береговую оборону Петербурга.
Развал Российской империи, Версальская система разрушили почти все достижения России на северо-западе. Большевикам пришлось поэтапно, шаг за шагом восстанавливать эту систему обороны. Нужно было защитить Петроград-Ленинград, вторую столицу СССР, важнейший культурный и экономический центр советской державы.
Балтийский флот был заперт в Кронштадте. Береговые батареи в Финляндии и Эстонии, которые были возведены ещё в царской России, полностью перекрывали Финский залив.
Стоит отметить, что в настоящее время, после развала СССР в 1991 г., когда мы потеряли Прибалтику, и после вступления Финляндии в НАТО в 2023 г., ситуация повторяется. Вновь наши рубежи, базы на северо-западе и Петербург под угрозой быстрого удара противника.
Финские солдаты в окопах под Суомуссалми (Suomussalmi) во время Зимней войны. В период с 7 декабря 1939 г. по 8 января 1940 г. в результате боевых действий около поселка Суомуссалми финские войска нанесли поражение наступающим частям Красной армии (163-я и 44-я дивизии).
«Великая Финляндия»
В постсоветской России либералы и западники создали миф о «тоталитарном и кровавом сталинском режиме», который хотел поработить соседей и начал Вторую мировую войну. На самом деле картина была несколько другой. 1920-30-е годы в капиталистическом мире — очередной кризис. Крупный капитал отвечает тем, что приводит к власти авторитарные, фашистские и нацистские режимы. Традиционный выход капсистемы из кризиса — война. К ней и идёт подготовка.
Новые европейские страны, созданные Версальской системой, т. н. страны-лимитрофы (от лат. limitrophus — «пограничный»), открыто готовились к новой большой войне за передел существующих границ. Их политики грезили о «Великой» Польше, Румынии, Финляндии и т. д. Та же Варшава имела территориальные претензии к Литве, Германии, хотела занять вольный город Данциг-Гданьск, к Чехословакии и, естественно, к СССР. Новые польские паны хотели повторить успех во время Гражданской войны в России, взять Киев, создать Великую Польшу «от можа до можа» — от Балтики до Чёрного моря.
Правящие круги Финляндии также ставили целью создание Великой Финляндии с включением русской Карелии, Ингрии (район р. Невы, Ленинграда), Эстонии и Кольского полуострова. Радикалы мечтали о границах вплоть до Северного Урала.
При этом режимы в Польше и Финляндии не считали, что это невозможно. Это сейчас, когда мы видим могущественный СССР образца 1945–1950 гг. и маленькую «уютную и мирную» европейскую страну вроде Финляндии, то трудно представить, что поляки и финны желали странного. Напасть на северного колосса. Тогда поляки и финны помнили слабую, разбитую, ограбленную Россию образца 1917–1920 гг. Свои успехи. И хотели повторить, но получить ещё больше.
В этом была и фундаментальная ошибка Гитлера, и всех западных стратегов. Советская Россия, в их представлении, была колоссом на глиняных ногах (что и было в 20-е годы). Стоит толкнуть, и рухнет. Они ещё не поняли, что Советский Союз кардинально поменялся в 30-е годы. Буквально за две с лишним пятилетки. Став из аграрной страны индустриальной, с мощной армией и промышленностью. С сельским хозяйством, которое может обеспечить потребности армии, городов и промышленности во время затяжной войны. С наукой и образованием, которое даёт стране первоклассных специалистов, ученых, изобретателей, конструкторов, техников и инженеров.
Поэтому политика Москвы в 20-е годы и почти все 30-е (до сентября 1939 г., когда не удалось договориться о коллективной безопасности в Европе с Францией и Британией, на которых ориентировались другие державы) была крайне миролюбивой и осторожной. В частности, Советский Союз терпел, когда норвежские и японские рыбаки опустошали все наши внутренние воды в Белом море и у берегов Камчатки.
Карта с обложки финской книги 1942 года, где изображены границы «Великой Финляндии», предусматривающие отторжение от СССР огромных территорий.
Попытка договориться
В Москве отлично понимали, что приближается большая война в Европе. Старались избежать участия в ней, оттянуть время, улучшить положение. СССР хотел договориться с Финляндией, чтобы Хельсинки предоставили доступ к островам у входа в Финский залив. Обороноспособность Финляндии не пострадала бы, зато закрывался проход в залив кораблям третьих держав. Также гарантировался выход Балтийского флота в море, усиливалась оборона Ленинграда.
Финское правительство, наоборот, не желало сотрудничать с соседом. Хельсинки искали союза с Англией и Францией, затем с Германией, что было угрозой для СССР. В 1930 г. Финляндия заключила секретное соглашение с Эстонией, направленное против России. ВМС и береговые силы двух стран были готовы в любой момент перекрыть Финский залив с помощью мин, подводных лодок и береговых батарей. Ежегодно летом проводились секретные маневры по установке минных заграждений. В 1936 г. береговые батареи финнов и эстонцев обстреливали цели в центре Финского залива.
Интересно, что формально нейтральная Швеция ещё в 1930 г. заключила тайное соглашение с Финляндией и Эстонией, что в случае конфликта с русскими она официально сохранит нейтралитет, но поддержит соседей сухопутными силами, кораблями и самолетами под видом добровольцев.
Таким образом, самый крупный флот СССР – Балтийский, фактически был блокирован в восточной части Финского залива, в единственной базе – Кронштадте. Финны могли обстреливать Кронштадт с помощью мощных береговых орудий и корпусной артиллерии.
Естественно, что с приближением и началом Второй мировой войны (Странная война. Как союзники сдали Польшу), такое положение для СССР стало нетерпимым. Финляндия была враждебным государством, территорию которого могли использовать третьи державы. Под угрозой ударов противника был Ленинград и Балтийский флот.
Расчет советской 122-мм гаубицы образца 1910/30 гг. на позиции во время Зимней войны
При этом к этому моменту все другие великие державы — США, Британия, Германия, Италия и Япония — творили всё, что хотели. Естественно, во имя светлых идеалов свободы и мира. Так, в 1939–1942 гг. англо-американские войска без объявления войны вторглись в десятки независимых стран и полунезависимых территорий.
С 1938 г. Сталин пытался договориться с Финляндией. Сначала по неофициальным каналам, затем и на официальном уровне. У Финляндии было время, чтобы подготовить выгодное соглашение с СССР. Москва предлагала серьёзные экономические льготы, преимущества, обмен территориями. При этом Финляндии предлагали больше территории, чем СССР хотел арендовать либо купить. На первом этапе Москве нужна была только небольшая военная база.
Финский расчет зенитного пулемета «Максим»
Война
Финское руководство тянуло время. С началом Второй мировой войны советская сторона усиливает активность. 5 октября 1939 г. Молотов приглашает в Москву на переговоры финского министра иностранных дел Эркко «для обсуждения актуальных вопросов советско-финских отношений». В ответ Финляндия начинает переброску войск к границе. Страну охватила националистическая истерия, русофобия. К 11 октября Финляндия закончила мобилизацию до 33 лет (15 возрастов!).
12 октября в Москву наконец прибыла финская делегация, но её возглавил не министр иностранных дел, а посол в Швеции Паасикиви. 13 октября Москва предложила заключить пакт о взаимопомощи между СССР и Финляндией. Финская делегация категорически отвергла это предложение. 14 октября Москва предложила поменять финскую территорию на Карельском перешейке площадью 2761 кв. км на территорию в советской Карелии площадью 5529 кв. км. Финны снова отказались.
С 23 октября по 9 ноября советская сторона сделала ещё несколько предложений о продаже, аренде или обмене территорий. Хельсинки отказались идти навстречу. Там в это время считали, что им война выгоднее, чем удовлетворение требований России. Финская военщина явно рассчитывала на успех.
26 ноября 1939 года на участке советско-финляндской границы произошло событие, вошедшее в историю под названием «Майнильский инцидент». Командовавший в это время 7-й армией командарм 2-го ранга К. А. Мерецков описывает происшедшее так: «26 ноября я получил экстренное донесение, в котором сообщалось, что возле селения Майнила финны открыли артиллерийский огонь по советским пограничникам. Было убито четыре человека, ранено девять».
По мнению финнов и других европейцев, провокацию организовали русские. В тот же день Москва передала ноту протеста и потребовала отвода финской армии от границы на 20-25 км.
Солдаты 5-й роты 34-го пехотного полка финской армии после отхода из поселка Сувилахти. 02.12.1939 при отступлении в рамках тактики «выжженной земли» финские войска сожгли все пригодные для жилья дома в поселке. В общей сложности в Сувилахти сгорело около 400 зданий.
Финское правительство отрицало факт обстрела советской территории и предложило, чтобы и советские войска отошли от границы на 25 км. То есть оставили без защиты Ленинград.
29 ноября 1939 г. Москва передала ноту о разрыве дипломатических отношений СССР с Финляндией. 30 ноября войска Ленинградского фронта получили приказ начать наступление. В тот же день президент Финляндии Каллио объявил войну СССР.
Таким образом, СССР начал войну из-за естественной потребности в защите Ленинграда и входа в Финский залив. В условиях начала Второй мировой войны Москва не могла игнорировать фундаментального нарушения жизненных интересов России. Ей пришлось силой вернуть то, что было у неё силой отнято во время Смуты 1917–1920 гг.
Советские солдаты выкапывают финский пограничный столб близ погранзаставы Майнила. На заднем плане река Сестра. По реке Сестра до 1940 года проходила государственная граница Советского Союза с Финляндией
Свежие комментарии