На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Героическая оборона Полтавы

В течение зимы 1708-1709 годов русская и шведская армии избегали генерального сражения. Русское командование старалось измотать противника «малой войной» - уничтожая отдельные отряды, не давая шведам захватить города, где было продовольствие и военные запасы. Карл XII старался переломить ситуацию в свою пользу на политико-дипломатическом фронте, вовлечь в войну с Россией Османскую империю и Крымское ханство.

Весной 1709 года 35 тыс. шведская армия возобновила движение – Карл хотел повторить наступление на Москву, но уже через Харьков и Белгород. Чтобы создать опорную базу для развития наступления шведское командование решило захватить крепость Полтаву.

Героическая оборона Полтавы

К концу апреля шведский король стал стягивать свои силы к Полтаве. Там стоял гарнизон из 4 тыс. солдат (2 батальона Устюжского, 2 батальона Тверского, 1 батальон Пермского полков, 1 батальон полковника фон Фихтенгейма полка, 1 батальон полка Апраксина) и 2,5 тыс. вооружённых местных жителей и казаков под командованием командира Тверского пехотного полка полковника Алексея Степановича Келина.

Полтава лежит на правом, высоком и крутом, берегу реки Ворсклы. Рядом в Ворсклу впадает р. Коломака, образуется широкая и низменная долина, покрытая труднопроходимыми болотами. В результате сообщение Полтавы с левым берегом Ворсклы было очень затруднительным. Крепостная ограда Полтавы была расположена в виде неправильного многоугольника, кроме того, имелся земляной вал, усиленный палисадом, а перед валом располагался ров. Перед северной стеной крепости было расположено предместье, его восточные и западные части окаймлялись оврагами. На востоке они подходили вплотную, на западе — метров на 200, небольшие овраги были и внутри Полтавы, разделяя ее на две неравные части. Юго-восточная сторона из-за высоты вала была более доступна для штурма. Но противник, овладев валом, выходил на дно оврага с крутыми склонами. Подступы к Полтаве с востока также не представляли никаких удобств для штурма или инженерной атаки - овраг вплотную подходил к валу крепости. С северной стороны осаждающим сильно мешало предместье: осадные работы надо было начинать с сравнительно далекого расстояния от крепостной стены. Наиболее выгодным было штурмовать с западной стороны: овраг прикрывал осаждающих, но и здесь гарнизон имел возможность воспользоваться оврагом внутри крепости и создать новую сильную внутреннюю оборонительную линию. Полтава имела большое значение – это был узел путей, торговый центр и укрепленный пункт, который можно было использовать как базу для дальнейшей войны.

Ещё до начала осады по указанию Петра Полтавская крепость была приведена в порядок, созданы запасы продовольствия, боеприпасов. Артиллерийский парк крепости состоял из 28 пушек.

Героическая оборона Полтавы


К концу апреля у Полтавы были сосредоточены главные силы шведской армии. Они расположились частью в укрепленном лагере, а частью в окрестных поселениях. Для прикрытия основных сил от возможной атаки со стороны русской армии в Будищах стоял отряд Росса из 2 пехотных и 2 драгунских полков. Осадные работы были поручены генерал-квартирмейстеру Гилленкроку. Тот считал, что Полтаву осаждать не стоит, так как у армии мало пушек и есть нехватка в боеприпасах. Но Карл настоял на осаде Полтавы.

Шведы 28 и 29 апреля устроили два штурма, пытаясь с ходу взять Полтаву, но их натиск отбили. После этого они приступили к осадным работам, двигаясь тремя параллелями к западному фронту укреплений. Ночью 30 апреля и 3 мая русский гарнизон совершил вылазки, захватил инструмент, разрушив возведённые сооружения, но шведы продолжали инженерные работы. К 4 мая шведы подошли ко рву и русский гарнизон стал строить внутреннюю ограду за оврагом, который прикрывал с юго-запада большую часть города. Гилленкрок считал, что задача выполнена и можно штурмовать, но Карл решил продолжить инженерные работы – пройти ров, заложить под вал мины. Осадные работы продолжались до 14 мая, одновременно устанавливали артиллерийские батареи. Русский гарнизон проводил работы по усилению вала, созданию укреплений внутри крепости и делал вылазки.

Русская армия получила известие об осаде Полтавы, когда двигалась от Богодухова к реке Ворскле. На военном совете было принято решение отвлечь внимание шведов от крепости наступлением на Опошню и Будище. Но эта атака не заставила шведское командование снять осаду Полтавы. Шведы только ещё более сконцентрировали свои силы под Полтавой и выдвинули конницу к селению Жуки. 9 мая Александр Меншиков получил от Петра письмо, где предлагалось оказать помощь гарнизону Полтавы нападением на Опошню или расположением армии в непосредственной близости крепости на левом берегу Ворсклы, чтобы оказать поддержку при первом удобном случае подкреплениями и припасами. Учитывая тот факт, что первый способ действий, указанный русским царем, был уже испробован и успеха не принёс, то Меншиков решил воплотить в жизнь второе предложение. 14 мая русские войска расположились напротив Полтавы, на левом берегу реки Ворсклы, у с. Крутой Берег. Все старания фаворита царя были направлены к тому, чтобы оказать немедленную помощь осажденному полтавскому гарнизону. Так, 15 мая Меньшикову удалось перебросить в Полтаву отряд Головина численностью около 1 тыс. человек и «довольное число амуниции». В течение второй половины мая 1709 года русские силы постепенно стягивались к осажденной Полтаве, дислоцируясь между селениями Крутой Берег и Искровка. Постепенно на берегу реки возводились укрепления, велись работы для установления связи с крепостью - через болотистые рукава Ворсклы делались проходы из фашин. Шведы, обеспокоенные такой активностью русской армии, стали возводить против наших укреплений свою непрерывную оборонительную линию. 27 мая с силами Меньшикова соединился фельдмаршал Шереметев и принял командование над всеми войсками. К началу июня Шереметев стал склоняться к мысли, что надо оказать более действенную помощь осажденной Полтаве. Он планировал перебросить часть сил через Ворсклу, в тыл шведам. Свои мысли по этому вопросу он изложил в письме государю, но Петр отложил решение об атаке до прибытия в армию и изучения ситуации на месте. 4 июня русский царь прибыл к Полтаве и взял дальнейшее ведение операций в свои руки.

Падение Запорожской Сечи. Надо отметить, что в этом же месяце была уничтожена Запорожская Сечь. В конце марта 1709 года атаман Константин Гордиенко перешёл на сторону Карла. Он возглавлял атаки запорожских казаков на гарнизоны царских войск, которые были расположены в пределах Запорожской Сечи. Запорожцы действовали, как самостоятельно, так и вместе со шведскими отрядами. Но в большинстве стычек запорожцы потерпели поражение. Пётр I, после переговоров и попытки уладить дело миром, приказал князю Меншикову выдвинуть из Киева в Запорожскую Сечь три полка под командованием полковника Петра Яковлева и уничтожить «гнездо бунтовщиков». В начале мая была взята и сожжена Переволочна, 11 мая русские полки подошли к Сечи. Яковлев пытался решить дело миром, казаки пошли на переговоры, но вскоре выяснилось, что это военная хитрость - кошевой Сорочинский поехал в Крым за войском крымских татар. 14 мая солдаты на лодках - с суши крепость было взять нельзя, пошли на штурм, но были отбиты. В это время подошёл отряд драгун с полковником Игнатом Галаганом. Сечь была взята, большая часть защитников полегла в бою, часть пленных казнили.

Дальнейшие действия шведов. К середине мая шведы довели свои траншеи к палисаду крепости. Противник попытался взорвать укрепления. Шведы совершили две попытки подвести подкоп под вал и взорвать его, но они провалились. Полковник Келин заметил приготовления шведов, когда враги заложили мину под крепостным валом, защитники осторожно сделали контрподкоп к пороховому заряду и вынули бочки. Тогда осаждающие приготовили второй подкоп и одновременно приготовили 3 тыс. штурмовой отряд. 23 мая шведское командование рассчитывало одновременно с подрывом вала атаковать крепость. Гарнизон был готов к атаке врага, когда шведы подошли на расстояние выстрела раздался дружный залп, который расстроил ряды противника, неожиданной атаки не получилось. В мае шведы несколько раз пытались атаковать крепость, но все их штурмы были отбиты.

Бомбардировка крепости долго не давала результатов – было мало пушек, боеприпасов, чтобы поддерживать сильный огонь. Только 1 июня, когда Карл разозлённый неудачами, приказал усилить артиллерийский обстрел, шведским артиллеристам удалось вызвать пожар в крепости. Шведы пошли на очередной приступ, воспользовавшись тем, что защитники тушили пожар. Атака оказалась внезапной, на валах осталось мало защитников. Легко сломив сопротивление охранения, шведы водрузили на валу королевское знамя, но в это время из города к месту схватки прибыли солдаты и ополченцы. Штыковым ударом шведы были опрокинуты и сброшены с вала.

Тогда шведское командование предложило Келину сдать крепость, обещая почётные условия капитуляции, а в противном случае угрожая истребить гарнизон и мирных жителей без пощады. Мужественный полковник отказался и организовал 2 и 3 июня две сильные вылазки, во время них было захвачено 4 шведские пушки.

В это время улучшилось внешнеполитическое положение России – демонстрация сил русского флота у устья Дона оказало большое психологическое воздействие на Стамбул. Турки подтвердили мирное соглашение с Россией, Порта запретила кубанским и крымским татарам беспокоить русские рубежи. Прибыв к Полтаве, Пётр известил гарнизон о ситуации, Келен в ответном письме (предали ядре без заряда) сообщил, что гарнизон сохраняет высокий боевой дух, но боеприпасы и продовольствие заканчиваются. Пётр принимает решение дать «генеральную баталию» шведам. Он хотел предотвратить уход шведской армии за Днепр, гетман Скоропадский занимал переправы на реках Псел и Грун, чтобы преградить пути шведам в Речь Посполитую. 12 июня царь собрал генеральный военный совет для обсуждения плана действий русской армии. Было принято решение оттянуть противника от Полтавы (7 и 10 июня Келен прислал новые тревожные сообщения) и заставить шведов снять осаду. Для этого шведскую армию решили атаковать с нескольких направлений. Удар собирались нанести утром 14 июня. Но пришлось отказаться от этой идеи, т. к. колонна Меншикова не могла совершить в намеченном месте переправу через болотистую долину реки Ворсклы. 15 июня был собран новый военный совет, который принял решение повторить попытку, но и она не удалась. 16 июня окончательно решили, что без решительного сражения шведов от Полтавы не отбить.

К вечеру 16 июня русская армия захватила две переправы через Ворсклу – севернее и южнее Полтавы. Эту операцию осуществили части Алларта и Ренне (у деревни Петровки). Шведский король двинул против сил Ренне отряд фельдмаршала Карла Реншильда, а сам пошел на Алларта. Во время разведки Карл получил тяжёлое ранение в ногу. Реншильд провёл разведку русских укреплений у Петровки, но не стал их атаковать, дожидаясь подкреплений. Получив сообщение о ранении монарха, он отвел силы в деревню Жуки. Вечером Карл приказал строить укрепления фронтом к деревне Петровке.

Пётр решил переправить армию у Петровки и начал сосредотачивать войска у Черняхово. Он также приказал идти на соединение с армией частям гетмана Скоропадского и ждал прихода калмыцкой конницы. Алларту приказали идти на соединение с Ренне, чтобы усилить плацдарм. 20 июня русская армия по переправам наведённым между Петровкой и Семеновкой начала переходить Ворсклу. Русские войска остановились у Семеновки в 8 км от Полтавы и начали возводить укреплённый лагерь. Мосты защитили отдельными укреплениями. 24 июня пришёл отряд Скоропадского, 25-го русские силы передвинулись к деревне Яковцы (в 5 км от Полтавы) и начали возводить новый укреплённый лагерь. Пётр после разведки местности, решил построить 10 редутов: промежуток между лесами закрыть шестью редутами, которые располагались на расстоянии ружейного выстрела друг от друга и построить еще четыре укрепления перпендикулярно к линии первых редутов. К вечеру 26 июня была завершено устройство восьми редутов (6 продольных и 2 перпендикулярных, оставшиеся так и не успели закончить).

Последний штурм Полтавы. 21 - 22 июня шведская армия провела последний и самый мощный штурм Полтавы. Карл хотел разгромить русскую крепость, прежде чем вступить в бой с русской армией, оставлять её в тылу было глупо. Об ожесточённости боя красноречиво говорят шведские потери – 2,5 тыс. человек за два дня штурма. Шведский король потребовал от своих войск, во что бы то ни стало захватить крепость, не считаясь с потерями. Под бой барабанов и с распущенными знаменами шведы бросились на валы Полтавы. Гарнизон крепости стоял насмерть, в бой вступили все жители Полтавы, старики, женщины и дети сражались рядом с солдатами и ополченцами. Боеприпасы закончились, дрались дубинами, вилами, косами, осыпали шведов градом из камней. И, несмотря на яростный натиск шведской пехоты, гарнизон выстоял.



Итоги обороны Полтавы

- Во время героической обороны Полтавы, которая продолжалась два месяца – с 28 апреля (9 мая) до 27 июня (8 июля) гарнизон крепости сковал армию противника, дал возможность русской армии сосредоточить силы для решительного сражения.

- Полтавский гарнизон отбил до 20 штурмов. Враг под стенами крепости потерял примерно 6 тыс. человек. Шведская армия стала ощущать недостаток в продовольствии и боеприпасах.

- Оборона Полтавы нанесла серьёзный урон моральному духу шведской армии. Она не смогла взять второстепенную крепость, которой было далеко до первоклассных укреплений Западной Европы и Прибалтики.


Памятник полковнику Келину и доблестным защитникам Полтавы. Памятник открыт 27 июня 1909 года — ко дню 200-летия Полтавской битвы, в присутствии императора Николая II. Автор проекта памятника — глава комиссии по организации празднования 200-летия Полтавской битвы генерал-майор, барон А. А. Бильдерлинг (1846—1912). Скульптуры памятника по рисункам А. А. Бильдерлинга выполнил известный скульптор-анималист А. Обер (1843—1917).
Автор:
Самсонов Александр
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх