В конце июня боевые корабли российского Тихоокеанского флота вместе с морской авиацией впервые в новейшей истории провели учения в центральной части Тихого океана. Манёвры прошли в районе, расположенном юго-восточнее Курильских островов примерно на 4,6 тыс. км. Проведение учений является обычным для всех стран событием, такая удалённость от России не является чем-то странным, особенно если принимать во внимание географию учений стран НАТО, как совместных, так и по отдельности.
Та же Франция провела почти две сотни ядерных испытаний на тихоокеанском атолле Муруроа.Однако любые действия России в военном плане незамедлительно приковывают внимание всего мира и расцениваются некоторыми участниками международных отношений как «вызывающие настороженность». Так, 28 июня заместитель министра обороны Японии Ясухидэ Накаяма принял участие в онлайн-конференции, организованной американским аналитическим центром «Гудзонский институт», в ходе которой заявил: «Семьдесят лет назад мы атаковали Пёрл-Харбор, но теперь США и Япония — хорошие союзники, одни из лучших в мире. Я не хочу напоминать о нападении 70 лет назад, но с учениями русских мы должны быть осторожны. Они проходят к западу от Гонолулу и Гавайских островов».
Некоторые эксперты с иронией прокомментировали это заявление, отметив, что Накаяма очень беспокоится о безопасности своих американских партнёров. Параллели со Второй мировой войной в устах замминистра обороны Японии действительно звучат несколько парадоксально и нетактично. С одной стороны, он напомнил о «больном месте» в истории японо-американских отношений, а с другой стороны, после американской ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки японцам испытывать перед США неловкость тоже как-то странно. При этом он беспокоится о тех, кто нанёс его родине самый большой ущерб за всю её историю, призывая относиться осмотрительно по отношению к тем, кто на самом деле особой угрозы не представляет и даже во время войны достаточно гуманно относился к японским военнопленным, несмотря на все зверства и горе, что они принесли советским гражданам.
Ещё две цитаты из этого выступления: «Зона от Гонолулу до Японии становится всё более китайской, и русские сюда тоже наведываются. Поэтому для США линия защиты сдвигается назад». «Мы должны продемонстрировать сдерживание — не только против Китая, но и против русских, потому что, как я уже говорил, они проводят совместные учения».
В качестве потенциальной жертвы совместных действий России и Китая Накаяма, помимо США, обозначил Тайвань.
«Думаю, тайваньцы действительно обеспокоены. Особенно они сосредоточены на сотрудничестве двух крупных держав, представляющих наибольшую угрозу Тайваню». «Мы должны защитить Тайвань как демократическую страну».
Забота о Тайване тоже выглядит излишне «трогательной», так как этот остров был оккупирован Японией с 1895 по 1945 годы и тоже пострадал от японской военщины.
Выступление японского замминистра носит характер провокации. Китай считает Тайвань своей провинцией. Большинство стран мира не признаёт Тайвань в качестве независимого государства, следуя курсу «единого Китая». Даже США избегают употреблять слово «государство» по отношению к Тайваню. Поэтому заявление Накаямы ожидаемо вызвало бурную реакцию китайцев, обвинивших власти Японии в его лице в том, что они выступают против объединения Китая и Тайваня. Очевидно, что подобные выступления имеют какую-то особую цель и отражают изменения во внешней политике Японии.
Китай и Япония установили дипломатические отношения в 1972 году, тогда же Япония признала, что «остров Тайвань является неотъемлемой частью Китая». 9 июня этого года премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга принимал участие в международном семинаре, где открыто поставил остров Тайвань в один ряд с Новой Зеландией, Австралией и другими странами. Впоследствии главный секретарь Кабинета министров Японии сказал, что это было «ошибкой». Однако есть сомнения, что такой опытный политик, как Суга, может совершать подобные ошибки.
Заявление японского замминистра обороны о том, что Россия представляет угрозу Тайваню, выглядит по меньшей мере странным.
Открытое обозначение России и Китая как потенциальной угрозы, причём не только по отношению к Японии, но и её соседям, является новой тенденцией в японской внешнеполитической повестке.
В апреле МИД Японии опубликовал "Дипломатическую голубую книгу", в которой указал, что значительный рост военных расходов Китая очевиден, а деятельность Китая в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях вызывает серьёзную озабоченность международного сообщества, включая Японию. Кроме того, "Голубая книга" позиционирует Тайвань как «чрезвычайно важного партнёра».
Внешняя и оборонная составляющие политики Японии тесно увязаны с США. Согласно 9-й статье японской конституции, военная деятельность, не имеющая прямое отношение к обороне страны, имеет ряд ограничений. Силы самообороны (вооружённые силы Японии) не обладают всеми функциями регулярной армии, в частности, не могут атаковать врага, обязаны ограничиться лишь защитой. Поэтому при анализе оборонной стратегии Японии и системы сил самообороны необходимо учитывать «американский элемент»: японские и американские военные интегрированы в одну систему.
Соединённые Штаты связаны союзническими отношениями со многими странами мира, но японо-американский военный альянс уникален. Например, отношения между членами НАТО формально равные, независимо от военной мощи каждой страны-участницы. Участники должны следовать принципу коллективной самообороны и выполнять свои боевые задачи в соответствии с договором. Теоретически, если кто-то нападёт на США, то другие члены НАТО должны прийти на помощь американцам. Другими словами, в этом альянсе нет фиксированного разделения обязанностей.
Японо-американский военный союз работает по принципу «щит и копьё»: японские силы самообороны берут на себя функцию «щита», то есть обороны, а американские вооружённые силы — функцию «копья», то есть могут нападать на общего противника. В сценарии, когда кто-то атакует территорию США, японцы ничем помочь американцам не смогут, особенно если дело дойдёт до сухопутных операций. Подобное разделение стратегических и тактических задач закреплено документально и не может быть изменено, по крайней мере, в ближайшие годы.
Американская сторона использует ограниченность «манёвра» японских партнёров, став главным поставщиком вооружений для японских сил самообороны, особенно в сфере ВВС. Выбор комплектации и модификации многих боевых самолётов фактически осуществляется Соединёнными Штатами. Некоторые основные компоненты полностью импортируются из США и не могут быть произведены в Японии. Если предположить, что однажды Япония захочет избавиться от такой зависимости и локализовать свои вооружения, то она столкнётся с тем, что не получит от Соединённых Штатов соответствующую техническую информацию. «Военная автономия» Японии абсолютно неприемлема для Соединённых Штатов, так как она нанесёт ущерб их экономическим интересам.
Американский экспорт вооружений в Японию в последние годы стремительно рос. Стоимость закупок в 2020 году, по сравнению с 2010 годом, увеличилась почти в четыре раза, что почти исчерпало оборонный бюджет Японии. Объём военного бюджета в 2021 году составил 51,5 млрд долл. (на 3 млрд долл. больше, чем в 2020 году). Эта сумма составляет 1% от ВВП Японии, данный уровень держится уже долгие годы, соответственно, расходы на военные нужды колеблются в соответствии с величиной ВВП.
Можно было бы предположить, что в следующем году военный бюджет сократится, так как согласно предварительным оценкам ВВП Японии за первый квартал 2021 года снизился на 1,3% по сравнению с предыдущим кварталом. Но, по мнению аналитиков, Япония готова отменить лимит расходов на оборону в размере 1% ВВП, чтобы укрепить свой оборонный потенциал. 16 апреля в Вашингтоне премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга обсуждал этот вопрос с президентом США Джо Байденом. После встречи японская сторона опубликовала заявление, в котором пообещала «укрепить свой национальный оборонный потенциал для дальнейшего усиления Североатлантического союза и региональной безопасности».
Приоритетными направлениями станут космические технологии, информационные технологии, технологии перехвата и нарушения с помощью электромагнитного излучения средств связи противника и т.д. В частности, в бюджет нынешнего года заложены расходы на создание низкоорбитальной спутниковой системы наблюдения, состоящей из сотен миниатюрных спутников, на обновление парка истребителей Mitsubishi F-2, на создание новой станции радиоэлектронной борьбы на военной базе сил самообороны Асака в окрестностях Токио и другие проекты.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, Япония не может проводить самостоятельную внешнюю и оборонную политику. Все заявления японских лидеров, скорее всего, заранее согласовываются с США. Соответственно, рассчитывать на какое-то потепление отношений и конструктивный подход к решению вопроса так называемых северных территорий вряд ли возможно. Американская сторона может использовать японцев для особенно резких заявлений с целью выяснения реакции мирового сообщества и нагнетания напряжённости.
Во-вторых, с учётом нарастающих кризисных явлений в мировой экономике, в том числе в США, американская сторона будет поощрять Японию увеличивать военные расходы с целью наращивания закупок продукции американского ВПК. Обосновываться рост военных расходов будет за счёт якобы увеличивающейся угрозы со стороны России, Китая и Северной Кореи.
В-третьих, монстроизация России, Китая и КНДР в глазах японских обывателей, безусловно, приведёт к росту милитаристских настроений в японском обществе, желанию возродить Японию в качестве великой военной державы и теоретически взять реванш за проигрыш во Второй мировой войне. В этой связи целесообразно усилить научно-просветительскую деятельность, посвящённую преступлениям японских милитаристов. Здесь можно использовать китайский опыт создания музеев соответствующей тематики с обязательным включением их в программы визитов японских делегаций и тургрупп.
Свежие комментарии