На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 388 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Казанцев
    Такое чувство,что в ЕР все предатели что ли?Депутат наехал на...
  • Nikolay Boyko
    Тварь онДепутат наехал на...
  • людмила пригарина
    "Депутат наехал на Бастрыкина: Русским нужно терпеть, и дети мигрантов всё решат" И этот.....  провокатор еще на своб...Депутат наехал на...

Строительство укрытий на отечественных аэродромах

Строительство укрытий на отечественных аэродромах
Лёгкие укрытия-навесы на авиабазе Балтимор, 2023 г. Кадр из репортажа т/к НТВ


Аэродромы являются приоритетной целью для ударов противника, и необходимо принимать меры по их защите. В частности, для сохранения авиационной техники и персонала необходимы различные укрытия. В настоящее время в российских вооружённых силах реализуется крупная программа строительство подобных сооружений. Укрытия разных типов появляются на различных авиабазах, и регулярно становится известно о новых таких стройках.

Вопросы защиты


Вопросы защиты авиационной техники получили в нашей стране особое внимание в шестидесятых годах XX в. С учетом угроз того времени было принято решение о строительстве на аэродромах большого количества новых укрытий. Самолёты и вертолёты предлагалось размещать в капонирах и в более сложных железобетонных укрытиях-ангарах.

Строительство новых укрытий стартовало в шестидесятых годах и продолжалось практически до распада СССР. По имеющимся данным, за это время ВВС получили порядка 3800 капониров и ЖБУ. Большая часть этих сооружений была построена на аэродромах, расположенных на наиболее ответственных направлениях: в западных и дальневосточных регионах.

Многие железобетонные укрытия сохранились до сих пор и продолжают использоваться по назначению. Однако не все эти сооружения, построенные по нормативам прошлых десятилетий, подходят для современной авиационной техники. Сохранилась и часть укрытий-капониров, но другие по тем или иным причинам убрали.


Спутниковая фотография укрытий. Фото Planet Labs

Точное число сохранившихся укрытий старой постройки неизвестно. Также неясно, как соотносятся количество таких сооружений и численность авиационного парка наших ВКС. Впрочем, достаточно давно существует и высказывается мнение о недостатке укрытий для обеспечения требуемого уровня защиты. Кроме того, остается актуальным вопрос габаритов техники и укрытий для них.

Новое строительство


С начала прошлого десятилетия Минобороны России вело реконструкцию нескольких крупных авиабаз. Проводился ремонт различных объектов и заменялись некоторые системы. Кроме того, предусматривалось строительство укрытий разного рода для техники. Постройка укрытий продолжается до сих пор. Уже имеются определенные успехи, и в будущем ожидается выполнение существующих планов. Об этом в июле 2024 г. говорил министр обороны Андрей Белоусов.

Следует отметить, что оборонное ведомство не раскрывает все свои планы по строительству укрытий, а также редко рассказывает о результатах этих работ. Например, известно, что на авиабазе Балтимор в Воронежской области легкие укрытия строились с 2014-15 гг., но вблизи их показали только в 2023 г.

В связи с отсутствием официальных данных, основным источником информации о строительстве укрытий становятся иностранные материалы. Зарубежные операторы спутников фоторазведки регулярно публикуют снимки российских военных объектов, включая аэродромы. На этих фотографиях можно увидеть, какие сооружения возводятся, на какой стадии находится процесс и т.д.


Другой вариант лёгких быстровозводимых укрытий. Кадр из репортажа т/к «Первый канал»

Первые иностранные сведения о начале нового строительства укрытий относятся к 2022-2023 гг. В объектив спутников попадали различные каркасные конструкции, в которых можно было узнать будущие навесы и легкие укрытия. Эти постройки должны были улучшить условия хранения техники и работы личного состава.

Интересные новости на эту тему начали поступать осенью 2024 г. Сразу на нескольких российских аэродромах зафиксировали признаки капитального строительства. В дальнейшем стало ясно, что речь идет о ЖБУ, строящихся по старому либо по современному проекту.

Последние новости о строительстве укрепленных укрытий появились всего несколько дней назад. Сообщается, что новые ЖБУ возводятся на авиабазе Бельбек в Крыму. Ранее упоминались аналогичные стройки еще на семи аэродромах. В общей сложности на спутниковых фотографиях насчитали ок. 70 строительных площадок.

Сообщения последних месяцев свидетельствуют о том, что Минобороны планирует развивать аэродромную инфраструктуру и на данном этапе уделяет особое внимание вопросам защиты техники и персонала. Начато массовое строительство укрытий с повышенными показателями защиты. По понятным причинам, первыми их получают авиабазы, расположенные на юге страны, вблизи зоны проведения Спецоперации.


Арочные укрытия. Фото Telegram / BMPD

Количество новых укрытий, которые планируется построить, остается неизвестным. Также не раскрываются проекты, по которым ведётся строительство, соотношение количества укрытий разных типов и т.д. Возможно, по мере завершения постройки, Минобороны будет показывать новые сооружения и делиться информацией о них.

Специальная архитектура


В доступных материалах из открытых источников, отечественных и зарубежных, можно увидеть несколько вариантов укрытий, как уже построенных, так и находящихся на стадии возведения. Сооружения разных проектов отличаются друг от друга архитектурой, применяемыми материалами, достигаемым эффектом и т.д.

Самый простой вариант укрытия — это навес с металлическим каркасом и крышей. Крыши могут быть одинарными или двойными, с наполнителем между листами металла. В любом случае, такие укрытия защищают технику и личный состав от наблюдения с воздуха или из космоса. Кроме того, персонал работает в тени и не подвергается воздействию осадков. Двойная крыша с наполнителем обеспечивает некоторую защиту от поражения лёгкими боеприпасами.

Также строятся лёгкие арочные укрытия. Они похожи на навесы, но имеют другую форму. Арки выполняют те же функции и обеспечивают аналогичный уровень защиты.


Стоянка техники с капонирами на одном из российских аэродромов. Фото Telegram / Dambiev

Более высокий уровень защиты обеспечивают железобетонные укрытия. По сути, это полноценные ангары на железобетонном каркасе с толстыми перекрытиями и воротами на торцах. Они рассчитаны на попадание авиабомб и другие серьезные угрозы. В то же время, ЖБУ отличаются высокой сложностью строительства и стоимостью.

Альтернативой другим типам укрытий являются капониры — высокие грунтовые валы между позициями техники. Такое укрытие не защищает самолёт или вертолёт от наблюдения, осадков или атаки. Однако оно позволяет уменьшить негативные последствия удара и спасти людей и технику на соседних позициях.

Оптимальный подход


Таким образом, существуют и используются несколько вариантов аэродромных укрытий. Все они имеют свои преимущества и недостатки разного рода. Например, навесы или арки относительно дёшевы, но не защищают от атак сверху или сбоку. В свою очередь, железобетонные ангары выдерживают даже попадание авиабомб, но строятся долго и требуют немалых вложений.

Очевидно, что при планировании и возведении укрытий на авиабазах необходимо учитывать все факторы и потенциальные угрозы. На основе этой информации следует определять, какие типы укрытий нужны конкретному аэродрому.


Строительство укрытий на аэродроме Бельбек, декабрь 2024 г. Фото Planet Labs

В качестве примера следует рассмотреть строительство аэродромов в советское время. Так, сложные и дорогостоящие ЖБУ возводились преимущественно на аэродромах в западной части страны, которые могли оказаться под ударом потенциального противника. Остальные базы обходились менее сложными укрытиями или вовсе не имели их.

Сложность строительства накладывала и иные ограничения. Полноценные ЖБУ строились только для армейской и фронтовой авиации. Самолёты дальней и военно-транспортной авиации приходилось хранить открыто — из-за невозможности постройки навесов или ЖБУ требуемого размера.

Судя по новостям последнего времени, сейчас Минобороны использует схожие подходы. Новые укрытия строятся там, где они необходимы и могут дать наибольший эффект. Тип укрытия подбирается с учетом различных факторов и тоже должен влиять на общий результат.

Пока неизвестно, сколько укрытий планируется построить и в какие сроки будет завершено строительство. Однако сам факт возведения таких объектов имеет огромное значение. Он демонстрирует, что оборонное ведомство внимательно следит за развитием ситуации и появлением новых угроз, а также стремится принимать меры разного рода, направленные на защиту людей и техники.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх