Подвиг этот - бой тридцати семи казаков (двадцать пять линейцев, двенадцать донцов) и пяти офицеров (четыре офицера Гродненского гусарского полка и войсковой старшина 44-го Донского казачьего полка) с отрядом польских мятежников численностью в полторы тысячи человек, состоявшийся в мае 1863 года сегодня забыт. Считаю своим долгом напомнить о нем.
Небольшое предисловие
В 1863 году в Царстве Польском вспыхнул очередной мятеж: поляки оправились от разгрома в 1831 году, выросло поколение, забывшее о том, чем он кончился, и все началось снова.
Впрочем, в этот раз жители Царства Польского воевать уже не хотели, а потому массового характера ни само восстание, ни боевые действия не приняли. Вся кампания по подавлению этого мятежа вылилась в серию отдельных операций по разгрому более или менее организованных отрядов мятежников и водворению порядка в провинциях, которые пытались взбунтовать активисты.
Отряды повстанцев, плохо организованные и вооруженные, плохо мотивированные и не имевшие поддержки среди мирных граждан, после первых поражений в боях с регулярными частями стали уклоняться от боя, стремясь затеряться в лесах. На их поиск отправлялись небольшие разъезды русской кавалерии, один из которых, имея вышеперечисленный состав, под руководством штабс-ротмистра Граббе был отправлен 14 августа 1863 года на поиски отряда мятежников, который, по словам местных жителей, насчитывал от шестидесяти до ста верховых.
"Не сметь никому уходить!"
Команда вошла в деревню и, пока опрашивали местных жителей, вперед был отправлен разъезд в составе шести человек: гусарского поручика и пяти казаков-линейцев. Разъезд этот, выйдя из деревни, увидел на холме конный пикет мятежников, атаковал его и частью рассеял, а частью изрубил. Но за холмом открылась еще одна деревня, в которой находилось около ста повстанцев, явно не ожидавших появления русских. Поручик Витмер, командовавший разъездом, не раздумывая, атаковал поляков, и, когда Граббе с остальным отрядом влетел в деревню, поляки уже были выбиты из нее и пытались организовать отпор у костела.
Витмер предложил атаковать их снова, но Граббе уже знал, что рядом с деревней располагается не сто человек повстанцев, а весь отряд местного предводителя мятежников численностью около полутора тысяч человек. Отступить отряд уже не мог: в ходе боя было тяжело ранено три казака, а русские хорошо знали, что делали мятежники с пленными.
И Граббе принял решение остаться:
"Не сметь никому уходить! Постройся в порядке!".
"Пехота, идет пехота!"
Поляки окружили русский отряд, который, поставив лошадей в круг по кавказскому обычаю (Граббе перед тем, как попасть к гусарам, служил несколько лет на Кавказе, получив четыре ордена за участие в экспедициях против горцев), спокойно ждал их. Этого спокойствия хватало для того, чтобы конные повстанцы, четыре раза бросаясь в атаку, четыре раза отворачивали в сторону.
Как писал поручик Витмер,
"Пули осыпали нас; чтобы менее терпеть от них, кучка немного раздвинулась и медленно, шаг за шагом, направилась к кладбищу (оно было огорожено забором и представляло собой хоть и не очень надежное, но укрытие - ИО). Видя это, два польских эскадрона бросились в карьер. Мы снова сомкнулись, залегли в дорожную канаву и ждали. Последний акт борьбы, казалось, наступил. Но видно эта горсть людей имела вид слишком грозный: в 15 шагах эскадроны снова повернули назад, и мы беспрепятственно заняли кладбище".
К этому времени бой длился более двух часов и в строю оставалось не более двадцати пяти человек с четырьмя лошадьми, сам Граббе был тяжело ранен, и командование принял Витмер.
Польская кавалерия не решалась атаковать русских ни в конном строю, ни спешившись, предпочитая вести обстрел отряда, у которого к этому времени почти не осталось патронов. Поляки ждали подхода косиньеров.
Подтянув пехоту, они пошли в последнюю атаку. Поручик Витмер принял решение сдаться и замахал белым платком. Однако раздалось два выстрела со стороны казаков, и поляки бросились на остатки отряда.
Из рук повстанцев их командирам удалось спасти только четырех человек - двух офицеров и двух казаков, один из которых был ранен.
Отряд вел бой четыре часа. Из его состава погиб двадцать один человек, было ранено пятнадцать и трое попали в плен. Сам Граббе, получивший несколько тяжелых ранений (в том числе косами) и оставленный поляками вместе с другими ранеными в деревне, умер, спустя четыре дня.
Трех казаков перед боем Граббе отправил с донесением о том, что обнаружил отряд повстанцев и просит срочной помощи. Но помощь смогла подойти только утром 15 августа.
Свежие комментарии