Был на то определенный исследовательский интерес.
И вот ,однажды, в одном таком ЖБД попалась весьма интересная и совершенно нетипичная запись
Датирована она 22.05.1943 года.
Привожу ее целиком:
Подразделением положение № 1 вводилось с 10.23 по 10.37. В 10.20 наблюдательными пунктами №1 и №2 был обнаружен след от самолета на большой высоте. Данных о действии авиации противника не было никаких. О полете своей авиации посты ВНОС (данных) не давали. Самолет не был обнаружен. След удалился по курсу 270.
Примечание:
Положение №1 - "Воздушная тревога";
ВНОС - войска Воздушного Наблюдения Оповещения и Связи. Составная часть войск ПВО - противовоздушной обороны. Назначение ВНОС - воздушное наблюдение за противником, предупреждение о угрозе его нападения, наведение на него своих боевых средств ПВО.
По поводу курса можете подробно прочитать в моей статье "Как с помощью "слуховых ям" в войну обнаруживали вражеские самолеты".
Давайте попробуем поразмышлять что же это было?
Что это было на самом деле, лично я ,ни чуточки не сомневаюсь.
Во-первых, запись в ЖБД, куда всякое там "померещилось" не заносилось.
Во-вторых, видели одно и тоже с двух разных НП (наблюдательных пунктов).
В третьих, указано точно время наблюдения (10.20) и курс движения объекта (270).
И еще информация
Получается, объект был замечен наблюдателями визуально (зрительно). Но определить, что это, они так и не смогли. Не помог даже обязательный для каждого НП бинокль. Обычно его хватало для того, чтобы определить высоту и марку летящего самолета. Высота, похоже, была действительно очень большой. В пользу этого говорит и отсутствие в записи информации про "шум моторов", которая обычно также отображалась в ЖБД. Наблюдатели смогли разглядеть лишь движущийся на высоте след, но не сам оставляющий его объект.
По имеющимся в свободном доступе официальным данным 22.05.1943 года полетов вражеской авиации в указанном районе не наблюдалось.
Вот фрагмент выписки из ЖБД 6-го ИАК ПВО
Предоставлю Вам все мои возможные и невозможные варианты.
Начнем с самых фантастических и постепенно подойдем к самому вероятному.
1. Объект неземного происхождения. Как то падение болида или полет инопланетного корабля.
Оба варианта сразу отпадают. Падение болида - явление краткосрочное по времени. А тут в ЖБД читаем "след удалился по курсу 270". У инопланетных кораблей, в свою очередь, не бывает инверсионного следа, как у самолетов.
2. Хронимираж. Каким-то чудом солдаты на НП увидели самолет из будущего, вернее его инверсионный след. Тоже маловероятно, но возможно. По крайней мере (насколько это правда, не знаю) читал о подобном в интернете.
3. Реактивный высотный самолет отечественного или вражеского (Германского) происхождения. Опять маловероятно, я бы даже сказал невозможно. Начнем с того, что если бы даже в мае 1943 года такой самолет уже существовал и проходил "обкатку" на испытаниях - зачем так глупо рисковать?
Испытания вблизи линии (для нас) или даже за линией фронта (для немцев). А если что-то пойдет не так и самолет достанется врагу?
Если что, я знаю, что фронт в мае 1943 года был уже не под Москвой. Но для реактивного самолета с его скоростями - это, согласитесь, не расстояние.
Кроме того, немецкий турбореактивный истребитель Messerschmitt Me. 262 « Schwalbe » — «ласточка» произвел свой первый боевой вылет только 4 октября 1944 года.
А немецкий реактивный бомбардировщик Arado Ar 234 „Blitz“ был впервые применен 2 августа 1944 года. С его помощью лейтенанту Эриху Зоммеру удалось сфотографировать весь район высадки войск противника в Нормандии.
Как вы видите, первое боевое приминение датировано 1944 годом, а не весной 1943 года.
Про ФАУ-1 и ФАУ-2 я и вовсе молчу.
Первый отечественный турбореактивный истребитель МиГ-9 совершил свой первый полет уже после войны - 24 апреля 1946 года.
Но ведь что-то летело над боевыми позициями наших ПВО!
И вот, как мне кажется, самый правдоподобный вариант.
Для успешного проведения летом 1943 года операции "Цитадель" (нем. Unternehmen Zitadelle) германское командование решило предварительно нанести серию мощных бомбовых ударов по крупным промышленным центрам Советского Союза.
Прежде всего для удара был выбран Горький (сейчас Нижний Новгород), который выпускал бронеавтомобили, легкие танки, САУ. Кроме того, именно там производилась сборка иностранных автомобилей и бронетехники, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу.
А также резиновый комбинат в Ярославле.
Планировались авиаудары и по другим стратегическим объектам страны.
Для осуществления задуманного командование Люфтваффе начало переброску бомбардировщиков на аэродромы Брянск, Орел, Олсуфьево и Сещинская.
Чтобы скрыть свои истинные планы и запутать противника, немцы решили участить разведывательные полеты над Москвой.
Этим немцы хотели заставить поверить нашу разведку в то, что целью этого массированного удара будет именно советская столица, а не города Поволжья.
Для этого был выбран высотный разведчик Юнкерс 86р-1 (Ju 86P-1).
Но немцев наши ПВО заметили не сразу.
Вспомните хотя бы запись в ЖБД ОЗАДН ПВО, которая помещена в начале этой статьи.
22.05.1943 года никто, во всем Подмосковье, кроме наблюдателей этого подразделения почему-то не заметил.
И лишь 2 июня 1943 года войсками ПВО был обнаружен неопознанный самолет на большой высоте приближавшийся к Москве.
Самолет-разведчик шел на большой высоте (13000 мт), что не оставляло ни одного шанса нашим пилотам осуществить успешный перехват.
10 июня 1943 года вновь появившегося над Москвой вражеского высотного разведчика попытался остановить летчик 34 ИАП младший лейтенант Ионцев на самолете МиГ-3.
Вот описание этого боя из того же Журнала Боевых Действий (ЖБД) 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО.
Не буду переписывать это своими словами. Лучше почитайте в подлиннике.
И снова немец ушел от наших ПВО безнаказанно.
Имевшиеся у наших летчиков самолеты, отечественные так и ленд-лизовские, технически не могли набрать подобных высот. Самолеты не выдерживали и их двигатели, как в случае с младшим лейтенантом Ионцевым, выходили из строя и загорались.
А в распоряжении 6-го ИАК ПВО имелись самые различные марки истребителей: Як-1, Як-3, Як-9, Ла-5, «Спитфайр», «Аэрокобра».
22.08.1943 года вражеский высотный разведчик снова появился над Москвой.
Об этом подробно записано в ЖБД ОМА ПВО - Особой Московской армии ПВО.
Обратите внимание на наглость немца - чувствуя свою недосягаемость и безнаказанность, он четыре раза прошел через город Москва.
Для перехвата были подняты 15 различных истребителей. Но лишь старшему лейтенанту Семенову на самолете "Спитфайр" удалось сблизится с противником. Об этом также говорится в журнале.
И на этот раз сбить неуловимый самолет так и не удалось.
И все же интересно, Курская битва (05.07.1943 - 23.08.1943) на момент полета разведчика (22.08.1943) была уже немцами проиграна.
Зачем же Юнкерс 86р-1 (Ju 86P-1) все-таки летал в этот день над Москвой? Совершенно не понятно. Может у него было какое-то особое задание? Теперь мы об этом вряд ли узнаем.
Что касается технических характеристик этого немецкого чудо-самолета, укажу их кратко.
Подробнее, если кому интересно, прочитайте в интернете.
Экипаж - 2 человека, длина 16,5 м, размах крыла 25,6 м, максимальная скорость 360, крейсерская скорость на высоте 11000 м 285 км/ч, практическая дальность 2735 км, практический потолок 14000 м, вооружение пулемет (2 пулемета?) MG-17. Кроме того, самолет имел герметичную кабину для полетов на больших высотах.
Свежие комментарии