Международный валютный фонд повысил оценки экономического роста РФ, но за этим может скрываться серьезная угроза
Международный валютный фонд (МВФ) улучшил оценку экономического развития России, и теперь прогнозирует не падение ВВП, а его рост на 0,3% в текущем году и на 2,1% в 2024-м.
Изначально в фонде полагали, что в 2023 году экономика РФ сократится на 2,3%, а в следующем — вырастет на 1,6%. Что касается прошлого года, то, по оценке организации, ВВП снизился на умеренные 2,2%, а не на 3,4%, как ожидали там.Интересно, что прогноз МВФ пока что даже позитивней, чем ожидания Минэкономразвития РФ, которые предусматривают сокращение ВВП на 0,8% в этом году и рост на 2,6% в следующем. Правда, МЭР также может пересмотреть свои оценки в сторону улучшения.
С одной стороны, российские экономисты всегда внимательно следили за прогнозами МВФ. С другой, в нынешних обстоятельствах это может быть не так уж целесообразно, учитывая, что Международный валютный фонд, условно говоря, находится по другую сторону баррикад. В декабре прошлого года группа депутатов КПРФ даже внесла в Госдуму законопроект о выходе из МВФ, так как членство в этой организации не имеет смысла и не помогло предотвратить антироссийские санкции.
Кандидат экономических наук, глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич считает, что за благостными прогнозами МВФ могут скрываться совсем не благожелательные намерения — фонд таким образом может пытаться усыпить бдительность российского руководства, пока коллективный Запад готовит новый удар.
— Не нужно особо увлекаться анализом западных прогнозов, потому что они часто носят политизированный характер. Возможно, они по каким-то причинам решили сменить тактику и давать хорошие данные по российской экономике, а затем снова сделают разворот. В обстановке обострения ориентироваться при анализе на иностранные организации, да еще и такие, которые являются центром принятия решений против России, совершенно не стоит.
Нужно к этим прогнозам относиться скептически, тем более что тот же МВФ уже сильно ошибся, когда в прошлом году давал худший прогноз среди всех организаций и предсказывал невероятное падение. Но этого не случилось. И сейчас, увидев, что падения нет в связи с изменением мирового баланса и перераспределением добавленной стоимости, чего они не учли, они резко пересматривают свои оценки.
Не исключаю, что они хотят убаюкать российское руководство и поддержать своих сподвижников внутри России. Уверен, что это какая-то политическая игра. Мое мнение в том, что они таким образом хотят предотвратить экономические реформы. После того, как не удалось повалить российскую экономику, они приписали все успехи финансовому блоку. Заметьте, что именно такую мысль продвигает западная пресса. Они хотят убедить российское руководство, что с экономикой все нормально, даже МВФ говорит, что будет рост. Поэтому не нужно ничего трогать, ничего менять, финансовый блок работает в нужном направлении. Это может быть поддержкой тех людей, в которых они заинтересованы и чьи позиции в последнее время зашатались.
— Российская экономика удержалась не потому, что ей руководят эти деятели, а вопреки. Она выстояла именно потому, что вошла в конфликт с Западом и не уступила. Из-за этого в мире начали меняться стоимостные пропорции, каналы поставок, рынки пришли в движение. И это только начало процесса, что волнует Запад и МВФ. Получилось, что все санкции были перекрыты ростом экспорта наших ресурсов в прошлом году. А в будущем мы можем сделать много правильного, если проведем разумно экономические реформы — создадим свой финансовый рынок, производственную базу и рынки сбыта.
Все это Запад не устраивает. Они хотят заморозить все изменения, чтобы нам не стало лучше. Несмотря на военные действия и санкции, стоимостной баланс меняется в нашу сторону, потому что у них «фантиков» за последние десятилетия было выпущено на триллионы, а у нас нет фантиков, только реальные ценности. У нас есть потенциал развития, и нам главное его не упустить. Поэтому Запад хочет хотя бы заморозить нынешнюю экономическую политику в том виде, в котором она есть, так как она не представляет для них угрозы. В противном случае весь мир увидит, что находиться в глобальном рынке не выгодно, так как он только выкачивает ресурсы.
«СП»: — А что насчет наших возможных планов по выходу из МВФ?
— Кстати, да, может иметь значение тот факт, что Россия может выйти из МВФ. Это ненужная, отжившая свой век организация, которая никому ничего хорошего не несет. Представляете, что было бы, если бы Россия вышла из МВФ, а это был бы беспрецедентный шаг, а ее экономика после этого начала бы расти? Это, безусловно, развалит МВФ, он начнет рушится. Как любая бюрократическая контора они заинтересованы в выживании, поэтому начинают делать такие примирительные жесты.
Хотя я повторю — им нужно, чтобы Россия ничего не меняла в своей экономической политике, поэтому они усыпляют бдительность. Это как два боксера, которые готовятся к бою — если один стоит в стойке, второй будет настороже. Если же он как будто опустит руки, то его противник потеряет бдительность. Этого МВФ и добивается от нас.
Экономист Дмитрий Адамидов считает, что на оценки МВФ можно обращать внимание, но придавать им слишком большого значения не стоит.
— Любые оценки полезны, если правильно их интерпретировать. Главное, чтобы эти прогнозы не приобретали гипертрофированного значения и СМИ не раздували их до небес. У нас проблема в том, что экономический блок традиционно был либеральным, поэтому оценки МВФ всегда имели большое значение, вплоть до того, что порой считались основанием для принятия решений, в том числе в Минфине. Сейчас это уходит, но в целом это вопрос к тем, кто принимает решения, а не к самому МВФ, который имеет полное право давать свои оценки.
Если же говорить о цифрах, МВФ всегда немного завышает свои прогнозы. Это всегда самый большой оптимист, это такая политическая позиция организации. Они всегда выбирают из возможного спектра лучшие значения, даже в отношении России. Но нужно понимать, что это делается очень легко — просто ставится более высокая цена на нефть. Минэкономразвития в текущем прогнозе опирается на среднюю цену нефти в районе 70 долларов за баррель. Если поставить 80 — будет совсем другая оценка. Можно таким несложным путем получить любое число, которое кажется правильным.
Так что, возможно, тут нет особой политики, просто МВФ поставил более высокую цену на нефть или другие экспортные товары. Сейчас они немного пошли в рост, стали снижаться дисконты на российскую нефть, так как практически перестали продавать Urals и больше продают другие смеси. Ну, повысили прогноз и повысили. К этому надо относиться спокойно.
Проблема, скорее, в том, что у нас экономический блок очень инертный и еще не перестроился с учетом новых реалий. Он пытается представить дело так, что ничего не произошло, скоро все успокоится, и мы вернемся к практике регулирования и бюджетных отношений, которые были даже не до спецоперации, но и до Covid-19. Хотя очевидно, что все будет меняться.
То, как вырастет наш ВВП, очень зависит не только от цен на углеводороды и сырьевые товары, но и от мероприятий внутренней политики. Возможно, цены будет повыше, поскольку сейчас в мире формируется новая инфляционная волна. Но у нас помимо экспортной ренты есть вопросы внутренней перестройки экономики, которые более сложны. Наш рост будет зависеть от того, насколько они будут успешны и какой эффект окажут. Мы можем вырасти, как говорит МВФ, и даже побольше, чем на 0,3%, хотя и не намного, потому что пока ситуация остается довольно сложной.
Свежие комментарии