На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...
  • Лидия Лидия
    Жаль, что нельзя за смерть наказать тоже смертью...Звериная ярость: ...
  • Евгений Алексеенко
    Это власть довела РФ до такого состояния,что русских убивают,стыд и позор гаранту.После ударов ножом 17-летний Игорь ...Звериная ярость: ...

Из плеяды сталинских наркомов

Героя Социалистического Труда Михаила Хруничева сегодня назвали бы кризисным управляющим
Совещание у Алексея Косыгина. Михаил Хруничев – третий слева
   

4 апреля 2021 года исполнилось 120 лет со дня рождения Михаила Васильевича Хруничева – одного из выдающихся руководителей советской военной экономики, кто ковал щит и меч Родины в самые трудные для нее годы.

Его жизненный путь и методы руководства трудовыми коллективами ОПК – поучительный пример для нынешних «эффективных менеджеров».

Под грифом «секретно»

Михаил Васильевич родился в рабочем поселке Шубинского угольного рудника, сейчас это город Стаханов в ЛНР. Его отец – выходец из бедной крестьянской семьи Орловской губернии, в 20-летнем возрасте выехавший на заработки в Донбасс, 45 лет он трудился на руднике и после получения увечья был вынужден оставить работу. Тринадцатилетний Михаил, успев к этому времени окончить только два класса земского училища, стал кормильцем родителей, трех сестер и брата – работал рассыльным, коногоном, молотобойцем в мастерских шахты.

В 1920 году добровольцем вступил в Красную армию, служил заместителем начальника Особой военно-продовольственной комиссии, снабжавшей хлебом и фуражом войска Первой конной армии. В 1924-м его направляют в Донецкую губернию на работу в рабоче-крестьянской милиции. Он – начальник «промышленной милиции» на динамитном заводе, затем – начальник уголовного розыска Луганского округа.

В 1930 году начинается его трудовая биография под грифом «Секретно» в оборонной промышленности. Михаил Хруничев – помощник директора завода им. Артема по спецпроизводству, в 1935–1937-м возглавляет Зеленодольский завод им. Серго в Татарстане. При нем за три года в несколько раз возросло среднесуточное производство изделий, был освоен выпуск новых станков. Ветеран завода Калинкин вспоминал: «Самым лучшим директором был Михаил Васильевич Хруничев. Зайдет в цех, обойдет рабочие места, все расспросит, а уж потом – в кабинет начальника цеха, он знал многих из нас в лицо, в общении был прост и требователен».

Михаил Хруничев возглавлял министерство семь лет. Для советской военной авиации эти годы были временем первых

Накануне Великой Отечественной происходит масштабное обновление руководителей оборонных наркоматов. Плеяда молодых выдвиженцев той поры – Борис Ванников, Вячеслав Малышев, Дмитрий Устинов, Иван Тевосян и другие возглавили наркоматы и министерства вооружения, боеприпасов, авиационной, танковой, судостроительной промышленности, черной металлургии, атомный проект СССР. Всей своей деятельностью они подтвердили справедливость слов «кадры решают все».

В 1937-м Михаил Васильевич, к этому времени отучившийся два года в Украинской промышленной академии и три года на факультете особого назначения Наркомтяжпрома, назначается начальником одного из главков Наркомата оборонной промышленности. Его организаторские способности были замечены: в 1938-м он становится заместителем наркома сначала оборонной, а в 1939-м авиационной промышленности.

Весной 1942 года Борис Ванников, соглашаясь возглавить Наркомат боеприпасов, назначает своим первым заместителем Хруничева. В 1942-м выпуск артиллерийских снарядов по сравнению с 1941 годом увеличился почти вдвое, авиационных снарядов – в 6,3 раза, мин – в 3,3 раза, 120-мм мин – в 16 раз, реактивных снарядов – в 1,9 раза, авиабомб – в 2,1 раза, ручных гранат и патронов – в 1,8 раза.

Удалось добиться восполнения трудовых и материальных ресурсов, необходимых для производства гильз и взрывчатых веществ, устойчивой работы эвакуированных предприятий, выполнения планов поставки компонентов боеприпасов, которые выпускались на 700 заводах и фабриках других наркоматов. В 1944 году Хруничев за образцовое выполнение заданий командования по обеспечению действующей армии артиллерийским вооружением и боеприпасами награжден орденом Суворова II степени. В 1945-м за исключительные заслуги перед государством в деле организации производства самолетов, танков, моторов, вооружения и боеприпасов, а также за создание и освоение новых образцов боевой техники ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Сегодня наркома и его первого заместителя назвали бы кризисными управляющими, поскольку у «эффективных менеджеров» 2000-х подмочена репутация. Для нас же те, кто в той чрезвычайной ситуации, не щадя жизни и здоровья, делал все для фронта, для победы, – патриоты Отечества, просто честные люди, неоднократно испытанные в деле.

Время первых

В 1946 году перед назначением Михаила Васильевича наркомом (министром) авиационной промышленности правительство было крайне встревожено состоянием производства военных самолетов. На вооружение ВВС принимались недоброкачественные, «сырые» летательные аппараты и моторы. В серию часто запускались образцы, не прошедшие испытания в НИИ ВВС.

Из плеяды сталинских наркомов

8 марта 1946 года нового наркома авиапромышленности принял Сталин. Вызов к вождю для наркома всегда испытание – на знание дела, способность мыслить по-государственному. В журналах записей лиц, принятых Сталиным в том году, зафиксировано, что Хруничев был у него 16 раз. На встречах часто присутствовали Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, Георгий Жуков, Александр Василевский, другие партийные и военные руководители страны. Все принятые тогда решения оказались, можно сказать, судьбоносными для авиапрома. Ведь 1946–1953 годы – время восстановления и реконструкции авиазаводов, технологического прорыва, перехода от поршневой к реактивной авиации, ускоренного создания дальних стратегических бомбардировщиков, современных истребителей и других боевых машин КБ Артема Микояна, Александра Яковлева, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Семена Лавочкина, Владимира Мясищева. А еще – внедрения в производство отечественных турбореактивных и турбовинтовых авиационных двигателей конструкции Архипа Люльки, Владимира Климова, Александра Микулина.

Михаил Хруничев возглавлял министерство семь лет. Для советской военной авиации эти годы были временем первых. В войска впервые стали поступать реактивные фронтовые истребители МиГ-15 со стреловидными крыльями, первые сверхзвуковые МиГ-19, реактивные всепогодные ночные барражирующие истребители с рекордной для того времени продолжительностью полета Як-25. А также реактивные дальние бомбардировщики Ту-16, фронтовые бомбардировщики Ил-28, вертолеты Ми-1. В КБ и НИИ шла не прекращающаяся ни на день работа по созданию новых и модернизации существующих самолетов. Совершил первый полет первый стратегический межконтинентальный Ту-95, начаты работы по созданию беспилотников, решались трудные задачи обеспечения длительного полета на сверхзвуковых скоростях, использования в авиастроении титана, других материалов. Укреплялась технологическая дисциплина на предприятиях, вводился жесточайший контроль за регламентом летно-испытательных работ.

Несомненный интерес представляют приказы Хруничева об организации производства жидкостных реактивных двигателей для дальнобойных ракет. Для этого из Казани было перебазировано ОКБ с личным составом и оборудованием. Его главным конструктором назначен Валентин Глушко. В 1953 году за выполнение специальных заданий правительства Михаилу Хруничеву дважды присуждена Сталинская (Государственная) премия.

Последние шесть лет жизни Михаил Васильевич работал заместителем, затем первым заместителем председателя Госплана СССР, заместителем председателя Совета министров СССР. В Госплане и правительстве ему были поручены вопросы организации работы ОПК и координации НИР. Он руководил деятельностью оборонных промышленных министерств, обеспечивающих потребности Вооруженных сил в технике и оружии.

У всех, кого судьба сводила с Хруничевым, оставалась о нем добрая память. Его предшественник, нарком авиапромышленности Алексей Шахурин вспоминал: «Яркой личностью был Михаил Васильевич. Человек исключительной энергии и работоспособности, с оперативной хваткой, он быстро ориентировался в обстановке и разбирался в чрезвычайно сложных вопросах без натуги, без шума, внешне как будто бы очень легко и спокойно. В этом отношении у него оказался чудесный дар: несмотря ни на какие трудности, все у него получалось. Подтянутый, собранный, с неизменно хорошим настроением и улыбкой на лице».

Встречавшийся с Хруничевым в период его работы в Наркомате оборонной промышленности выдающийся советский электрометаллург, член-корреспондент АН СССР Василий Емельянов подчеркивал: «Михаил Васильевич Хруничев – человек широкого кругозора, смелый, решительный и на редкость работоспособный. Мне не так часто в это время приходилось видеться с ним. Но каждое общение с этим обаятельным и интеллигентным человеком оставляло в душе добрый след».

В апреле победного 1945 года поэт Василий Лебедев-Кумач, автор великой песни 1941 года «Вставай страна огромная…», посвятил Михаилу Васильевичу стихотворение, которое до сих пор хранится в семейном архиве. Вот лишь две его строки:

Я не трус, да и ты не отступишь

Там, где будут герои нужны.

Сталинский нарком Хруничев в числе немногих был семь раз награжден высшим орденом Советского Союза – орденом Ленина. Его именем названы улицы в столице ЛНР и на родине в Стаханове. А на территории Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева поставлен памятник.

Валерий Хруничев,
заслуженный работник транспорта РФ
Владимир Сергутин,
заслуженный работник культуры
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх