Пентагон – не благотворительная организация, поэтому и задачи у него не гуманитарные. Ряд общественных организаций Киргизии выступил с инициативой по закрытию в странах Евразийского экономического союза биологических лабораторий, финансируемых американским военным ведомством. «Бишкекскую инициативу» по закрытию биолабораторий США в странах ЕАЭС обсудили в рамках международной конференции.
* * *
«ЕАЭС – это экономическое объединение, но пандемия COVID-19, когда в рамках союза пришлось решать вопросы, связанные с сохранением здоровья граждан и стабилизацией эпидемиологической ситуации, внесла в его повестку вопросы, связанные с биологической безопасностью», - отметил директор Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игорь Шестаков.
С началом массового распространения коронавируса в общественных, экспертных и медийных кругах начались дискуссии о происхождении вируса, в считаные дни распространившегося по всему миру и приведшего к гибели тысяч людей. «Тогда многие склонялись к мысли, что он является выведенным искусственным путем биологическим оружием, которое было преднамеренно использовано против человечества. В связи с этим в центре общественного внимания оказались биолаборатории Пентагона, размещенные на территориях разных стран, включая постсоветское пространство», - напомнил эксперт, высказав мнение, что американские лаборатории следует рассматривать как инструмент политического влияния Вашингтона на страны ЕАЭС и ОДКБ.
«По этой причине Центр экспертных инициатив «Ой Ордо», ОФ «Евразийское поколение» и Международная ассоциация ветеранов спецподразделения «Альфа» КР выступают с инициативой по закрытию американских биолабораторий на евразийском пространстве. Мы подготовили соответствующую резолюцию, к которой предлагаем присоединиться общественным организациям Киргизии и стран ЕАЭС. Документ содержит предложение президентам, главам правительств, спикерам парламентов стран союза, а также руководству ЕЭК принять срочные меры по обеспечению биологической безопасности», - добавил И. Шестаков.
Подписаться под резолюцией готов армянский информационно-аналитический центр «Луйс», что подтвердил его руководитель Айк Айвазян. Он сообщил, что на сегодня в Армении действуют 12 биолабораторий, финансируемых структурой Пентагона – американским Агентством по уменьшению угроз (DTRA). На протяжении последних 10 лет власти республики утверждали, что американских лабораторий на территории страны нет, однако после обнаружения разработок биологического оружия на Украине были вынуждены признать этот факт.
«На заседании правительства 2 июня этого года был одобрен представленный МЧС РА проект о внесении изменений в подписанное в 2010 году армяно-американское соглашение о сотрудничестве в области предотвращения распространения технологий, патогенов и знаний, которые могут быть использованы при разработке биологического оружия. Поправки касаются пункта, который обязывал армянскую сторону передавать Министерству обороны США образцы опасных патогенов, хранившихся в республике – теперь будет запрещено их передавать. На мой взгляд, этот документ мало повлияет на ситуацию, поскольку Пентагон уже получил все имевшиеся у нас образцы», - отметил эксперт.
При этом он подчеркнул, что система биологической безопасности Армении, как и ряда других стран, сегодня находится под управлением США, в связи с чем закрытие биолабораторий приведет к тому, что заниматься этими вопросами будет некому. «Нам нужно не ликвидировать американские объекты, а брать их под национальный контроль, деятельность в таких лабораториях должна осуществляться совместно с союзниками по ЕАЭС и ОДКБ», - добавил эксперт.
В свою очередь, сопредседатель «Социалистического движения Казахстана» Айнур Курманов высказал мнение, что лаборатории Пентагона в Армении и Казахстане следует рассматривать как военные базы США, которые в случае обострения конфликта между геополитическими центрами силы, могут быть использованы для атаки на РФ и КНР. «При этом сама ЦА станет ареной постоянной нестабильности и массовой гибели местного населения. Я считаю, что сегодня территория Казахстана уже стала полигоном для разработки и испытания новых видов биологического оружия и плацдармом для агрессии в отношении соседей, являющихся потенциальными противниками Вашингтона», - подчеркнул социалист.
Он сообщил, что в Казахстане на сегодняшний день действуют 6 таких объектов, а к 2025 году их будет 7. «В Джамбульской области началось строительство новой биолаборатории степени защиты BSL-4 с подземным хранилищем наиболее опасных штаммов со всего мира, против которых нет доступных вакцин», - поделился информацией эксперт.
Он напомнил, что в 2020 году дипведомства России и Китая обратились к казахстанским властям с просьбой допустить их ученых в эти шесть лабораторий с целью исследовательской деятельности, но получили отказ. МИД и сам президент заявили, что это - гражданские объекты. Власти республики не позволили взять под охрану эти объекты, в частности референс-лабораторию в Алмате, и миротворцам ОДКБ во время кровавых январских событий. «Это говорит о том, что казахским властям есть что скрывать», - добавил А. Курманов.
Прояснил ситуацию президент Международной ассоциации ветеранов «Альфа» КР Юрий Погиба. «Эти биолаборатории мы можем считать военными объектами, учитывая, что доступ к ним имеют только западные специалисты, а охраняют их военнослужащие и спецназ США. Поэтому в Казахстане, когда проходила январская спецоперация, миротворцы ОДКБ и не были допущены к охране этих объектов, где они могли столкнуться с военным контингентом НАТО, которому запрещено размещаться на территории стран Организации договора коллективной безопасности, согласно ее уставу. То есть, позволяя Пентагону заниматься военно-биологическими разработками на своей территории, Армения и Казахстан нарушают устав организации», - подчеркнул эксперт.
По его словам, странам ЕАЭС для обеспечения биологической безопасности нужны биолаборатории, но они должны работать в национальных интересах стран Союза, а не решать геополитические задачи западных стран.
В свою очередь, советник первого зампредседателя кабмина КР, политический обозреватель Зарина Уметалиева озвучила идею построить научные биолаборатории в рамках ЕАЭС. «Это хорошо впишется в стратегию развития Союза до 2025 года, которую выработали в ЕЭК. Нам нужно создать единую евразийскую сеть биолабораторий, которые будут заниматься именно научной деятельностью и обеспечением биобезопасности. И у нас достаточно потенциала, чтобы это сделать», - сказала она.
Согласен с тем, что странам ЕАЭС необходимы лаборатории, занимающиеся биологическими исследованиями, но при условии, что они отвечают национальным интересам этих стран, и общественный деятель – уроженец Таласской области Киргизии Бакыт Барчакеев. Комментируя строительство биолаборатории в Джамбульской области, он подчеркнул, что «мы не можем поучать власти суверенного государства, но должны донести до них свою позицию».
Спикер пояснил, что Талас является транзитной областью, которая тесно связана транспортными коридорами не только с Джамбульским регионом, но и с югом Киргизии, а также со всей Ферганской долиной. «Сейчас все грузы из России и Казахстана на юг нашей республики и в Узбекистан идут через Таласскую область, потому что эта дорога короче. И в случае катастрофы она может стать самой короткой дорогой для распространения опасных вирусов на значительную территорию ЦА», - поделился мнением Б. Барчакеев.
Он обратил внимание, что само словосочетание «биолаборатория Пентагона» подразумевает, что объект имеет отношение к военной тематике, а у военных свои и явно не гражданские цели: «Поэтому в первую очередь сама власть должна быть против размещения таких объектов на территории своих государств. Если же власти не хватает политической воли думать о своих гражданах, должно подниматься общество».
Политический обозреватель Александр Ильяев подчеркнул, что Киргизия сегодня стоит перед серьезной биологической угрозой, которая исходит от соседних стран: «В Узбекистане действует 15 лабораторий, одна из них в Андижане – это 30 км от южной столицы Киргизии, Фергана – 18 км от третьего города страны – Кызыл-Кии. В Казахстане две лаборатории также находятся в непосредственной близости к территории нашей республики».
Как отметила общественный деятель Эльмира Ибраимова, Киргизия должна отреагировать на то, что у ворот республики находится потенциальная беда: «Нужно призвать всех наших партнеров по ОДКБ, ЕАЭС и ШОС очистить наши территории от таких объектов, и тогда мы не будем нести угрозы друг другу. Если США хотят иметь такие биолаборатории, пусть они переносят их на свою территорию».
Вместе с тем она подчеркнула, что последствия для человечества, которые может нести использование биологического оружия, наглядно показала пандемия коронавируса. «Были отброшены назад в экономическом развитии фактически все страны мира, полностью восстановиться в темпах развития не удалось практически ни одной из них. Что касается человеческих трагедий, то здесь и говорить не приходится», - отметила Э. Ибраимова.
По словам экс-депутата парламента КР Евгении Строковой, пандемия показала, что в современных реалиях биологическое оружие становится одним из главных инструментов «гибридных» войн, т. к. наносит ущерб не только путем физического истребления противника, но и с точки зрения создания массового психоза, дестабилизации общественно-политической обстановки и т. д. «Во время пандемии мы увидели, что от вируса никто не застрахован, независимо от количества денег и связей, т. е. перед биологическим оружием все равны», - подчеркнула она.
Экс-депутат предложила создать общественное движение по популяризации «Бишкекской инициативы по закрытию биолабораторий в странах ЕАЭС».
Поддержал эту мысль и исполнительный директор экофонда «Данко», член национального наблюдательного комитета при глобальном экофонде ООН Александр Садыков. «Я поддерживаю идею, чтобы Бишкек стал площадкой, откуда пойдёт актуальная инициатива о запрещении на территории наших интеграционных объединений биолабораторий - в плане разработки ими биологического и бактериологического оружия».
Вместе с тем он подчеркнул, что Конвенция ООН от 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов токсичного, биологического и бактериологического оружия сегодня практически не работает.
Почему это происходит, рассказал профессор Академии военных наук, глава Центра глобальных исследований и международных отношений Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ Вадим Козюлин. «Конвенция о запрещении биологического оружия была подписана в 1972 году. На Обзорной конференции в 1991 году с целью разработки механизма контроля выполнения подписантами обязательств КБО, была создана группа правительственных экспертов VERTEX. Но 25 июля 2001 года администрация Дж. Буша по рекомендации заместителя госсекретаря по контролю над вооружениями Дж. Болтона заявила, что предлагаемый документ не отвечает национальным интересам США. Сегодня благодаря этому в мире не существует международного механизма контроля разработки биологического оружия», - отметил эксперт.
Прямым следствием этого, по мнению экс-замминистра образования КР Умутхан Тыналиевой, и стало появление на территории многих стран постсоветского пространства американских биолабораторий, деятельность которых финансирует и полностью контролирует Пентагон: «Киргизия пока остается исключением в этом опасном списке».
«Попытки открыть биолабораторию в нашей республике потерпели неудачу из-за общественного резонанса, несмотря на финансовые приманки «инвесторов». Но пандемия COVID-19 стала для Вашингтона очередной возможностью для манипуляций с целью расширения своих военных лабораторий по всему миру, в том числе в странах ЦА. И даже Казахстан, который был инициатором движения против ядерных испытаний, оказался лояльным к биологическим угрозам. В этой связи не вызывает сомнения, что новые предложения со стороны США об опасном «биопартнерстве» будут поступать и нашему, и другим государствам. И ключевым моментом здесь будут финансы, что, на мой взгляд, и предопределило лояльность властей тех государств, где уже появились эти объекты», - поделилась мнением спикер.
В этой связи она поддержала «Бишкекскую инициативу по закрытию биолабораторий в странах ЕАЭС». Данная инициатива, по ее мнению, может стать правовой основой для международных полномочий Киргизии как государства, выступающего против военной вирусологии: «От политики сдерживания она должна перейти к политике действенного контроля, важной составляющей которого должна стать доступность и готовность к диалогу госорганов Киргизии и других стран ЕАЭС», - добавила У. Тыналиева.
Согласилась с этим и генеральный директор ОФ AMAZonA.KG Джамиля Айтматова, подчеркнув, что нельзя допустить, чтобы «финансовые приманки» Пентагона послужили основанием строительства биолабораторий в Киргизии или в других странах ЕАЭС: «Я поддерживаю «Бишкекскую инициативу». Нам необходим общественный контроль», - сказала она.
В рамках дискуссии было отмечено, что вопрос строительства биолаборатории в Бишкеке остается открытым. Так, в базе данных Минюста КР имеется распоряжение правительства Киргизии от 08.12.10 об организации биолаборатории BSL-3 по улице Ахунбаева-1а, т. е. подписанный в 2010 году документ не отменён.
«Канадцы и американцы не отступили, они будут к каждой власти приходить, предлагать деньги, поэтому экспертам и общественности нужно быть начеку. Я поддерживаю инициативу создать движение против размещения биолабораторий на наших территориях», - отметила председатель ОФ Green Energy Анара Султангазиева.
Также участники дискуссии обратили внимание на вопрос подготовки к подписанию нового соглашения между КР и США, текст которого недоступен общественности, в связи с чем у экспертов возникают подозрения, что в нем может содержаться пункт о размещении биолаборатории на территории Киргизии. По неофициальной информации, властям республики уже поступали предложения финансово поддержать рекультивацию хвостохранилищ при условии положительных подвижках в вопросе размещения биолаборатории на территории республики.
«При нынешнем Жогорку Кенеше, если вопрос возобновится, а мы уже отмечаем определенные поползновения в эту сторону, отстаивать интересы нашей страны придется опять гражданскому обществу. Я считаю, что итоги сегодняшней дискуссии нужно донести лично до президента КР, учитывая, что в его окружении сейчас много людей, для которых вопросы безопасности страны стоят на одном из последних мест», - высказала свое мнение гражданская активистка Анара Дауталиева.
Стоит отметить, что в 2011 году реализация предложенного канадцами проекта была заблокирована благодаря общественности и депутатам Бишкекского горкенеша. «Когда мы начали изучать вопрос по строительству биолаборатории 3-го уровня в Бишкеке, меня удивило, что за годы разработки проекта не было проведено ни общественных слушаний, ни государственной экологической экспертизы. Все госструктуры, куда мы направили запросы, дали нам отрицательное заключение и рекомендовали не строить объект в Ботаническом саду. А т. к. другое место канадская сторона отказалась даже рассматривать, мы вернули этот вопрос обратно в правительство», - рассказал экс-депутат ЖК КР Марат Аманкулов (в 2011 году председатель БГК. – Авт.).
По его словам, Киргизия не имела бы никакого доступа в данную лабораторию, не говоря уже о контроле или использовании результатов ее научной работы. «Нас потом пытались обвинить в том, что мы пошли на поводу у популистов, лишили республику инвестиций в размере 60 млн долларов, что наша наука пострадает и т. д. Но изучив документы, которые было очень непросто получить, мы увидели, что проект был бы реализован для чего угодно, только не для нашей безопасности и не в наших интересах», - добавил экс-депутат.
Член-корреспондент Международной академии экологической безопасности и природопользования Сергей Криворучко рассматривает строительство Пентагоном биолабораторий на территории стран бывшего СССР с геополитической точки зрения: «В мировой политике появился новый термин – «недружественные страны», он позволяет иначе посмотреть на продвижение интересов разных центров силы на наших территориях. Поэтому нам необходимо защищать интересы своей собственной безопасности, мы должны поставить вопрос о запрете у нас таких объектов. ЕАЭС находится под защитой ОДКБ, и именно эта организация, на мой взгляд, должна заниматься вопросами биологической безопасности, учитывая, что биолаборатории уровней 3 и 4 – это объекты в том числе военного назначения».
По мнению эколога, контроль над лабораториями такого типа должен осуществляться совместными усилиями на уровне интеграционных объединений, поскольку перед лицом биологических угроз все страны равны, учитывая, что вирусы административных границ не признают. «Например, размещение лаборатории в Джамбульской области с учетом «розы ветров» создает угрозу безопасности и для Киргизии. Несмотря на наличие госграницы, Джамбул и Талас входят в единый экологический ареал и в случае чрезвычайной ситуации предотвратить перенос вредных веществ по воздуху, через грунтовые воды, почву кочующими и мигрирующими животными, включая домашний скот, будет практически невозможно», - пояснил спикер.
Он напомнил, что Киргизия и Казахстан являются сторонами Конвенции Эспоо, которая затрагивает вопросы обеспечения экологической безопасности в трансграничном контексте. «Киргизии следовало принять участие в оценке воздействия на окружающую среду строящегося в Джамбуле объекта или затребовать документы, связанные с проведением ОВОС», - добавил С. Криворучко.
В свою очередь, завкафедрой нормальной физиологии Кемеровского ГМУ, д. м. н. Дмитрий Кувшинов назвал еще одну международную договоренность – Хельсинскую декларацию, которую подрывает деятельность американских биолабораторий. «На мой взгляд, деятельность биолабораторий США в странах ЕАЭС грубо нарушает этот документ. Соответственно, она должна быть либо поставлена под жесткий контроль общественности, либо вообще запрещена», - отметил он.
* * *
Участники дискуссии единогласно поддержали «Бишкекскую инициативу» по закрытию биолабораторий США в странах ЕАЭС, наличие которых противоречит договоренностям и интеграционным приоритетам стран ЕАЭС и ОДКБ.
«Ритм Евразии» в свою очередь высказывает солидарность с авторами «Бишкекской инициативы» и продолжит следить за ходом общественной дискуссии на эту тему.
Свежие комментарии