Для проведения ремонтов необходимы безопасные доки, имеющие ядерную лицензию, в Англии есть всего две площадки, где можно поднимать подводные лодки из воды для ремонта, требующего полного доступа к корпусу, рулям и движителям.
Судоподъемник в Фаслейне (строился с 1987 по 1993 год): закончили процесс с опозданием на два года. Обошлось в 314 млн фт. ст. Закрытое сооружение, защищенное от непогоды и от спутников, но он может принять только одну лодку, других сухих доков на этой базе нет.
Судоподъемник был неисправен, по крайней мере, некоторое время в течение последних нескольких лет. Каково его состояние сейчас, неизвестно. Официально о работе подъемника не говорится уже несколько лет. Объявлен тендер на закупку для ВМБ Фаслейн двух плавдоков. Но, во-первых, их еще нет, во-вторых, потребуется строительство причала, дноуглубительные работы и другие сопутствующие расходы.
На плавдоки не распространяются такие жесткие требования безопасности, как сухопутные ядерные объекты. Проблема заключается в том, что большие плавдоки в Великобритании не строят с конца 60-х годов прошлого века. А заказывать за границей плавдок, где будут доковаться новейшие британские ПЛАРБ, весьма сомнительная затея. Вряд ли правительство пойдет на это.
Основным центром технического обслуживания и ремонта атомных подводных лодок, является верфь Девонпорт. Почему для проведения столь небезопасных манипуляций выбран город на густонаселенном южном побережье Англии, неизвестно и непонятно. Возможно, так сложилось исторически, поскольку это одна из основных ВМБ королевского флота на протяжении нескольких веков.
На данный момент по разным причинам ни один из четырех сухих доков в Девонпорте, предназначенных для подводных лодок, не готов принять субмарины. Наибольшее беспокойство флотского руководства вызывает док № 15. После завершения ремонта на МАПЛ HMS Triumph в 2022 году, который продлился четыре года. Это последний крупный ремонт подводных лодок класса «Трафальгар». Далее - списание и разборка. Впоследствии док оставался пустым, пока его модернизировали, чтобы он мог принять лодки класса Astute.
Недоступность этого дока привела к тому, что HMS Audacious, вернувшаяся из Восточного Средиземноморья, стоит в ожидании ремонта. Поскольку то техническое обслуживание, которое она получала в Лимасоле и в бухте Суда, не может считаться достаточным. Audacious – одна из шести действующих SSN, относительно новая лодка, спущенная на воду в 2017 году, но уже проведшая в воде более 4 лет, прежде чем она была введена в эксплуатацию в сентябре 2021 года.
В рамках контракта с флотом, Бэбкок ремонтирует док № 15, для выдерживания периодов базового технического обслуживания (BMP) класса Astute. В январе 2023 года SDA сообщило, что «на объекте уже начались проектирование, оценка обследований на месте и физические работы». Кроме того, возможность установки гидростатического барьера была включена в график, в соответствии с требованиями обоснования безопасности для обеспечения долговечности перед первым докованием.
Хотя это и не имеет отношения к нынешним проблемам флота, но работы по подготовке дока № 14 для утилизации атомных подводных лодок идут очень медленными темпами. По контракту Defuel 23 готовится док, который позволит удалить ядерное топливо и низкоактивные отходы с выведенных из эксплуатации АПЛ перед демонтажем. В январе SDA сообщило, что проект «хорошо продвинулся, и, кроме того, близятся к завершению обследования доков и вспомогательных объектов для определения объема вспомогательных работ, необходимых для начала и поддержания операций по выгрузке топлива PWR1». Док № 14 должен быть готов к использованию где-то в 2024 году, хотя работы над бывшим HMS Valiant, первой лодкой в Девонпорте, подлежащей демонтажу, должны были начаться уже в этом году. Эта проблема, более чем серьезная, потому что еще ни одна из атомных субмарин не утилизирована. И все они являются потенциальной угрозой, каких - либо инцидентов с их реакторами.
Проект «Будущее подводной инфраструктуры на набережной» (SWIF) представляет собой долгосрочное решение по обслуживанию SSN, является частью более широкого 10-летнего пакета инвестиций в размере 2,5 млрд фунтов стерлингов в инфраструктуру Девонпорта. Наиболее важной частью SWIF является капитальная реконструкция дока № 10, но она также включает в себя новый причал для обслуживания плавсредств без прилива на восточной стене бассейна № 5, а также вспомогательные здания и службы.
Док №10 – крупнейший сухой док в Девонпорте, расширенный в 1930-х годах прошлого века, для ремонта линкоров. Его площадь 2,61 гектара будет значительно уменьшена в размерах за счет массивного укрепления стен для защиты от (крайне маловероятных) сейсмических явлений. Эти крупные строительные работы включают обширное бурение для установки анкеров в скальную породу и использование специальных марок бетона повышенной прочности. Электрические, водопроводные и канализационные трубы будут размещены в тоннелях, в новых стенах, а также будет добавлена водоподпорная граница (WRB) для защиты дока от приливов и возможного будущего повышения уровня воды, связанного с изменением климата.
В новом здании дока разместятся мастерские, приборы, средства контроля и автоматизации, а также современные удобства для рабочих. Этот проект будет аналогичен масштабной модернизации соседнего дока № 9, проводившейся в период с 1999 по 2002 год, что позволяет избежать сложностей, связанных с необходимостью проведения операций по дозаправке реактора. Уже более года ведутся подготовительные работы по снижению рисков на этапе строительства, а также сносу зданий, расчистке территории и планированию логистики строительства.
Бэбкок официально подписал контракт SWIF на сумму 750 миллионов фунтов стерлингов с SDA в ноябре 2023 года, строительство начнется в 2024 году и должно быть завершено в 2027 году. Док в основном будет использоваться для переоборудования и обслуживания класса Astute и следующих лодок SSN-AUKUS, но будет иметь достаточный размер для размещения ПЛАРБ класса «Вэнгард» или «Дредноут», если это потребуется. HMS Vanguard покинул Девонпорт в мае 2023 года после семилетнего ремонта в доке № 9.
В настоящее время существует «проект по отключению», которым управляет команда по реализации ядерной программы Bechtel и Cavendish, целью которой является поддержание и улучшение дока, готового к приему следующей V-лодки. HMS Victorious прибыл в конце мая и находится в 5-м бассейне, приступив к начальному этапу капитального ремонта. Он перейдет в док № 9, когда в следующем году будут завершены ремонтные работы.
Следует отметить, что первоначальный план технического обслуживания лодок типа «Венгард» предусматривал строительство двух совершенно новых сухих доков в Росайте. Крытый док размером 190х30 м планировался для переоборудования ПЛАРБ, а второй док размером 150х28 м – для размещения МАПЛ. Один из уже существующих сухих доков также предполагался для использования в ядерных целях, чтобы обеспечить возможность аварийного ремонта ПЛАРБ. Работы начались в 1987 году, но после того, как было выбрано 185 000 м3 грунта и заложен бетонный фундамент стоимостью 120 миллионов фунтов стерлингов в 1993 году, правительство перенесло ремонт и обслуживание ПЛАРБ типа «Венгард» в Девонпорт как более предпочтительный вариант.
Подводя итог, инфраструктура поддержки подводных лодок в настоящее время находится в плачевном состоянии, что оказывает прямое пагубное воздействие на возможности флота. В долгосрочной перспективе флот, похоже, будет избалован выбором: у него будет три сухих дока для подводных лодок в Девонпорте, два плавучих дока и судоподъемник в Фаслейне. Тогда самой большой проблемой будет сохранение штата гражданских инженеров – атомщиков и корабелов, необходимых для обслуживания лодок.
Это был взгляд из Англии на текущее состояние дел и ближайшие перспективы. Однако перспективы эти достаточно туманны. Поскольку все это весьма дорогостоящие проекты, а вот с деньгами у Англии сейчас не очень. Будем наблюдать.
Свежие комментарии