На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Renault FT, Т-26 и другие. Ранняя история танковых войск Турции

Танк Renault FT французской армии. С таких машин начинала турецкая армия. Фото Национальной библиотеки Франции

В годы Первой мировой войны на вооружении Османской империи состояло некоторое количество бронеавтомобилей, но танки отсутствовали. В двадцатых годах вновь образованная Турецкая Республика начала строительство современной армии в целом и танковых войск в частности. При помощи зарубежных стран планировалось создать принципиально новый род войск с особыми возможностями.

Французские основы


Свои первые танки турецкая армия получила в двадцатых годах, причем в разных источниках приводятся отличающиеся даты. По одним данным, договор с Францией подписала Османская империя в 1921 г., буквально за год до своего окончательного распада. В других источниках приводится 1928 г., и заказчиком выступили власти новой Республики.

Предметом турецко-французского договора стал ротный комплект легких танков Renault FT. По французским стандартам, рота включала три взвода по пять танков в каждом – три пушечных, в т.ч. один командирский и два пулеметных. Также имелся резерв из пяти танков и взводы обеспечения. Таким образом, Турция получила всего 20 импортных танков.

Часть этих машин (по другим данным, все) передали Пехотной артиллерийской школе в Малтепе близ Стамбула. Ее специалистам предстояло изучить бронетехнику, освоить ее эксплуатацию, а также выработать методики боевого применения. В дальнейшем весь этот опыт должен был использоваться при выборе новых танков и формировании полноценных строевых подразделений.

Renault FT, Т-26 и другие. Ранняя история танковых войск Турции
Импортные танкетки Carden Loyd. Фото Tankfront.ru

В двадцатых годах курды организовали несколько восстаний в разных районах Турции, и власти жестко подавляли их силами армии. Использовались все доступные средства, но не танки. Насколько известно, бронемашины марки «Рено» так и остались у пехотной школы в качестве учебных и не привлекались к боевым операциям.

Британская продукция


На рубеже десятилетий Турция развивала отношения с Великобританией, что, среди прочего, привело к плодотворному сотрудничеству в военно-технической сфере. В начале тридцатых стартовали поставки различных вооружений и техники, в т.ч. некоторого количества танков британского производства.

В самом начале десятилетия турецкая армия получила ок. 30 танкеток Carden Loyd. В 1933 г. заказчику передали не менее 10 легких танков Vickers 6-ton. После этого появился заказ на некоторое количество плавающих танкеток Vickers-Carden-Loyd, а к концу десятилетия закупили не менее 12 легких Vickers Mk VI.


Т-26 на параде. Фото Tankfront.ru

Несколько десятков легких танков и танкеток британского производства распределялись между строевыми частями сухопутных войск для усиления пехоты и кавалерии. Техника регулярно привлекалась к учениям для наработки опыта. По всей видимости, некоторые из танков и танкеток принимали участие в подавлении курдских восстаний. Впрочем, несмотря на все усилия, до определенного времени потенциал подобных танковых войск был ограничен по целому ряду причин.

1-й танковый батальон


В начале тридцатых годов Турция вновь начала сближаться с СССР, что привело к взаимовыгодным договорам. Турецкая армия пожелала приобрести крупную партию советской бронетехники нескольких типов. В 1934 г. прошли испытания и переговоры, после чего появился договор. Поставки начались в следующем году и не заняли много времени.

Турецкая армия получила 2 легких танка Т-26 в двухбашенной конфигурации и 64 однобашенные машины. За каждый танк, в зависимости от модификации, заказчик заплатил от 61 до 72 тыс. руб. Также Турция приобрела 60 бронеавтомобилей БА-6, имевших то же вооружение, что и однобашенные Т-26. Примечательно, что советский Т-26 на несколько лет стал самым массовым танком турецкой армии, в БА-6 оказался ее единственным современным броневиком.

В некоторых источниках утверждается, что в Турцию отправились не БА-6, а схожие БА-3. В этом контексте до сих пор имеются разночтения, и истина пока не установлена. В зарубежной литературе упоминается поставка нескольких легких танков БТ-2, пары средних Т-28. Однако российскими документами эта информация не подтверждается – иностранной армии такую технику не продавали.


Бронеавтомобиль БА-6. Фото Tankfront.ru

Специально для эксплуатации новых Т-26 в составе 3-й армии был сформирован 1-й танковый батальон с базированием в г. Люлебургаз близ Стамбула. Первым командиром части стал майор Тахсин Языджы. Батальон получил все закупленные советские танки и некоторое количество бронеавтомобилей. Оставшиеся БА-6 распределили между кавалерийскими дивизиями.

Строительство продолжается


В 1937 г. в дополнение к 1-му танковому батальону в составе 1-й армии сформировали 1-ю бронетанковую бригаду с базированием в районе Стамбула. Ей передали значительную часть имеющихся бронемашин разных типов. Кроме того, были запланированы новые закупки иностранной техники.

В том же году началось военно-техническое сотрудничество с Чехословакией. Страны договорились о поставке тракторов и артиллерийских тягачей разных моделей в количестве более 500 ед. Чехословацкие танки, считавшиеся одними из лучших в мире, не заинтересовали турецких военных. Любопытно, что выполнение этого контракта продолжалось до 1942-43 гг. Оккупировав Чехословакию, гитлеровская Германия не стала мешать заводам зарабатывать для нее деньги.

В самом конце тридцатых армия начала формирование новой части. 1-й отдельный танковый полк начал службу в 1940 г. Именно для него предназначались британские танки Vickers Mk VI. Кроме того, у Франции купили 100 танков Renault R-35. Две партии по 50 шт. в каждой прибыли заказчику в феврале и марте 1940 г., и известные дальнейшие события не помешали поставкам.


Советская техника и турецкие солдаты. Фото Tankfront.ru

Таким образом, к середине 1940 г. в составе турецкой армии было три бронетанковых соединения – 1-й батальон, 1-й полк и 1-я танковая бригада. Отдельный батальон на тот момент эксплуатировал всего 16 танков Т-26 и такое же число броневиков БА-6. 1-й танковый полк использовал танки Vickers Mk VI и R-35, а бригада имела технику едва ли не всех типов, состоявших на вооружении.

На фоне войны


Во время Второй мировой войны Турция придерживалась нейтралитета, что не мешало ей сотрудничать с воюющими странами. Используя свое положение, турецкие власти пытались получить наибольшую выгоду, в т.ч. в военно-технической сфере. Параллельно проводилось совершенствование организационно-штатной структуры танковых частей.

В 1942 г. танковую бригаду перевели в Стамбул. Вскоре после этого провели ревизию техники, и наиболее старые образцы пошли под списание. В этот период с вооружения сняли советские Т-26, признанные морально устаревшими. Затем сформировали две новые бригады, причем они получили номера «1» и «2», а существующую переименовали в 3-ю.

1943 г. занимает особое место в ранней истории турецких танковых войск. В этот период две коалиции боролись за внимание Турции, в т.ч. за счет поставок матчасти. Так, Германия передала потенциальному союзнику более 50-55 средних танка Pz.Kpfw.III, 15 шт Pz.Kpfw.IV Ausf.G и другую технику. Великобритания и США ответили на это поставкой своих бронемашин. В кратчайшие сроки турецкой армии отправили 220 легких танков M3, 180 пехотных Valentine, 150 легких Mk VI и 25 средних M4. Вместе с ними передали 60 бронетранспортеров Universal Carrier, самоходки и т.д.


Британский танк Valentine, 1942 г. Вскоре такие машины передадут Турции. Фото Imperial War Museum

Сотни новых импортных бронемашин ряда основных классов позволили полностью оснастить две вновь созданные танковые бригады, а также частично перевооружить уже существующие соединения и части. Все это привело к количественному и качественному росту турецких танковых войск.

Накануне новой эпохи


К концу Второй мировой войны в составе турецкой армии было три бронетанковые бригады на современной иностранной технике. Общая численность танков превышала 650-700 ед. Всего за два десятилетия до этого, в конце двадцатых, Турция имела только пару десятков устаревших танков, используемых в качестве учебных. Таким образом, имел место значительный прогресс. Впрочем, без зарубежной помощи такие результаты были бы невозможными.

На фоне начавшейся Холодной войны между США и СССР турецкое руководство выбрало свой политический курс, который оказал заметное влияние на дальнейшее развитие вооруженных сил. Строительство армии, в т.ч. танковых войск, продолжилось за счет поставок из-за рубежа. Вскоре Турция перешла на актуальные для того времени американские танки, часть которых состоит на вооружении до сих пор.
Автор:
Рябов Кирилл
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх