На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иосиф Калинин
    Ну, так зачем же Вы пишите, если "писать в интернете - последнее дело"!Рынки, московские...
  • Сергей Андросов
    Ты дебил? Во первых букварь выучи, а то непонятна твоя блевотина. А во вторых, с дивана слезь, стратех недоделанный! ...Угроза блокады Ка...
  • Eduard
    Есть толк!Если крадут деньги уже миллиардами на Государственном уррвне,то и говорить не о сем.Где гарантия,что вложен...Бойкот доллара. Б...

Почему не Байден. Превратности Нобелевской премии мира

Источник: magical-buddha.com

Забыли заветы Нобеля


Если относиться формально, то в последний раз Нобелевская премия вручалась россиянину не так давно – в 2010 году. Тогда за исследования графена лауреатом стал Константин Новоселов. Только вот к России учёный имеет очень опосредованное отношение – за исключением гражданства, нобелевского лауреата ничего не связывает с родиной. Работает в Манчестере, имеет титул рыцаря-бакалавра и уже давно обзавёлся британским подданством. Если же рассматривать присуждение премии имени Альфреда Бернхарда Нобеля неформально, то окажется, что в последний раз россиянам она вручалась в 2003 году. Виталий Гинзбург и Алексей Абрикосов были награждены за выдающиеся успехи в изучении сверхтекучести гелия. Открытие учёные совершили ещё в бытность Советского Союза. К слову, в России в 2003 году проживал только Гинбург, Абрикосов ещё в 1991 году эмигрировал в Соединенные Штаты, а в 1999 году получил американское гражданство. После упоминаемых премий россиян и выходцев из России в списках награждённых нобелевским комитетом не было.

И вот Нобелевская премия мира в 2021 году приходит в нашу страну. В третий, кстати говоря, раз – до этого её получал Андрей Сахаров и Михаил Горбачев. В этом году её получает Дмитрий Муратов, главред «Новой газеты». Безусловно, любое награждение россиянина самой престижной премией в мире достойно уважения и гордости. Остаётся только поздравить Дмитрия Муратова и редакцию «Новой газеты» с такой важной для издания наградой. Однако при ближайшем рассмотрении всплывает не самая приглядная сущность премии мира. Конечно, демонстративно отказываться от награды ещё пока рано, но определённый осадок она оставляет. Для начала углубимся в историю самого принципа присуждения. В завещании Альфреда Бернхарда Нобеля, скончавшегося 10 декабря 1896 года, написано о премии мира:

«вручается тому, кто внёс существенный вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности.»

Муратов же получает премию мира за «усилия по защите свободы выражения мнений, что является предпосылкой демократии и прочного мира». Есть желание спросить Нобелевский комитет из Осло (именно там заседают эксперты по «мирной» премии), вы когда в последний раз читали заветы Альфреда Нобеля? Всем понятно, что напрямую следовать буквам завещания невозможно, но можно хотя бы попытаться. Одним из самых явных претендентов на премию мира был американский президент Джо Байден. В конце концов, почему нельзя считать причиной для вручения вывод войск из Афганистана? Байден завершил 20-летнюю войну, унёсшую несколько сотен тысяч жизней. При этом не он её начинал, а бесславно завершать войны – это во все времена была так себе участь. Вот и поощрили бы норвежцы начинания старика соответствующей премией. Тяжело привязать решение президента США к критериям Альфреда Нобеля, но с большой долей условности возможно. В завещании изобретателя динамита рекомендуется отметить денежным поощрением того, кто «содействует мирной договоренности». Байден прекратил войну с «Талибаном» (организация запрещена в России), выполнив ранее заключённые мирные договоренности. Всё, дело сделано, можно паковать вещи на церемонию награждения. Как здесь не вспомнить ещё одного президента Барака Обаму, получившего премию мира за «чрезвычайные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между нациями». Случилось это в 2009 году, спустя всего несколько месяцев после вступления в президентскую должность. Где успел после этого повоевать Обама, в Нобелевском комитете стараются забыть.

Несмотря на всё вышесказанное, премия мира уходит в Россию. Только не вся – вторым лауреатом названа американо-филиппинская журналистка Мария Ресса, рассказавшая о внесудебных расправах президента Родриго Дутерте. А нам надо сказать спасибо Норвежскому Нобелевскому комитету, что премию дали Муратову, а не «мученику совести» Навальному. Справедливости ради, Джо Байден всё-таки был в числе возможных кандидатов, но, видимо, удачу испытать ему не в этот раз. Среди номинантов премии были Всемирная организация здравоохранения, третий уже раз – Грета Тунберг, Светлана Тихановская, новозеландский премьер-министр Джасинду Ардерн за успехи в борьбе с ковидом и, естественно, движение Black Lives Matter. В общей сложности было номинировано 329 кандидатов, из которых 95 – организации. После оглашения итогов премии, остаётся открытым вопрос: где «Новая газета» сплотила народы, уничтожила рабство, сократила армию и договорилась с кем-то о мире? Впрочем, такие вопросы в Осло никто уже никому не задаёт.

Премия, которая дискредитировалась


Понятие «мир» вообще строго субъективно. Сравните, о каком «мире» мечтали немцы в 1941 году, и как это понятие воспринималось в Советском Союзе. Сейчас, конечно, не времена Великой Отечественной войны, но терминами распоряжаются так же неоднозначно. Вот и Норвежский Нобелевский комитет раздавал и раздаёт наследие своего соотечественника за очень сомнительные заслуги. Одной из самых резонансных стала премия 1978 года, вручённая премьер-министру Израиля Менахему Бегину, который в 40-е годы прославился террористической деятельностью против англичан и местных арабов. К этой же категории относится Нельсон Мандела, которому в 1993 году простили руководство группировки «Копье нации», успевшей повоевать с режимом апартеида. Апофеозом неразборчивости Нобелевского комитета является лауреат 1994 года Ясир Арафат, бывший руководитель группировки «ФАТХ», организовавшей немало терактов, в которых гибли мирные жители. До сих пор Арафата, «отца современного террора», именуют «худшим из тех, кто когда-либо получал Нобелевскую премию мира». В приличном обществе после такой дискредитации принято отказываться от ранее врученных премий.

Если историю копнуть глубже, то среди номинантов на премию мира имени Нобеля можно встретить Гитлера, Сталина и Муссолини. Никто из них лауреатом, естественно, не стал, хотя Иосиф Сталин сразу после Второй Мировой войны на все 100 % подходил под завещание Нобеля. Вместо Сталина премию мира в 1945 году получил Госсекретарь США Корделл Халл, который в 1939 году не пустил в страну корабль с почти тысячей еврейских мигрантов из фашистской Германии. Судно «Сент-Луис» с евреями вынуждено было вернуться в Третий Рейх, где больше четверти пассажиров погибли в концлагерях. О награждении в 1973 году премией мира Генри Киссенджера сатирик Том Лерер пошутил, что после такого политическую сатиру можно считать мёртвой. И действительно, именно при Госсекретаре Киссенджере и его содействии американцы запятнали себя варварскими бомбардировками Камбоджи. Американцев в Норвежском Нобелевском комитете явно любят и не чураются награждать за сомнительные достижения. Так, бывшему вице-президенту Альберту Гору хватило всего лишь снять фильм о глобальном потеплении и провести несколько конгрессов, чтобы получить заветную премию. Случилось это в 2007 году и по всем нормативам скорее тянуло на несуществующую Нобелевскую премию за просветительскую деятельность.

Политический инструмент в руках недовольного Запада – именно такой сейчас предстаёт Нобелевская премия мира. Впрочем, не только она – вспомните, насколько была ангажирована премия по литературе 2015 года, вручённая никому не известной Светлане Алексиевич, о таланте которой можно долго спорить. Однако спорить о её антироссийской сущности никто не будет. Вращаясь в орбите европейского эгоцентризма, нобелевские эксперты напрочь отказываются видеть что-то иное за пределами своей «колыбели демократии». Именно поэтому стоит с определённой долей скепсиса относиться к очередному лауреату, объявленному Норвежским Нобелевским комитетом. И всё равно радоваться, если среди награждаемых присутствуют россияне.
Автор:
Евгений Федоров
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх