В 2020 году Саудовская Аравия заняла шестое место в мире по военным расходам с показателем 57,5 миллиарда долларов. В настоящий момент основными поставщиками вооружений в королевство являются государства-члены НАТО, и прежде всего — США. В Конгрессе США неоднократно звучали призывы к прекращению продаж вооружений Эр-Рияду в связи с продолжающейся войной в Йемене, однако до сих пор эти инициативы не получили развитие.
Более того, до последнего времени Вашингтон пытался полностью контролировать военное сотрудничество Эр-Рияда с другими, под угрозой санкции запрещая ему закупать где-либо кроме как в США и у их «надежных союзников» иностранное военное снаряжение, даже когда оно было значительно более эффективным, нежели американское. Об этом, в частности, неоднократно писало известное военно-аналитическое издание США The National Interest.
Так, Королевство Саудовская Аравия (КСА) неоднократно изучало перспективу покупки российской системы противоракетной обороны С-400 «Триумф», признанной уже во всем мире самой совершенной и значительно превышающей по своим возможностям ныне существующие американские образцы. Уже дважды, в 2009 и 2017 годах, КСА и РФ были близки к соглашению о закупке Эр-Риядом нескольких дивизионов С-400, однако, под давлением на саудовцев Вашингтона, эта сделка так и не была завершена.
В частности, администрация предыдущего главы США, Дональда Трампа, отчаянно давила на Эр-Рияд, чтобы, с одной стороны, сорвать эту и другие возможные военные сделки с Москвой, а с другой – чтобы саудиты как можно больше денег отводили на закупки оружия американского. Речь заходила даже о 400 млрд долларов.
Аналогичное давление было оказано Вашингтоном в ответ на проявленное в 2017 году намерение Королевских ВВС Саудовской Аравии заменить стареющие американские F-15 Eagles на 12-18 российских истребителей нового поколения Су-35. Однако и здесь прежняя администрация в Вашингтоне всеми силами старалась не допустить сближения между Россией и Саудовской Аравией ни в области торговли оружием, ни в какой бы то ни было ещё.
Тем не менее, в результате предпринятых Россией мер, некоторые проекты лицензионного производства в Саудовской Аравии отдельных передовых образцов российской военной техники все же удалось реализовать, несмотря на отчаянные усилия США помешать этому. В частности, в качестве примера можно привести заключенную в 2019 году Эр-Риядом сделку с российским оборонным гигантом «Ростехом» на внутреннее производство одной из самых современных в мире российских винтовок АК-103, производной от АК-74М, под патрон 7,62 × 39 мм.
В 2017 году, после успешного использования российскими военными в сирийском конфликте ряда образцов военной техники РФ, компания Saudi Arabian Military Industries (SAMI) подписала крупный контракт с Рособоронэкспортом – главным российским агентством по экспорту вооружений – на производство внутри страны российских тяжёлых огнемётных систем ТОС-1А «Солнцепёк».
Саудовские эксперты по достоинству оценили эту военную технику, предназначенную не только для вывода из строя легкобронированной техники, но также для уничтожения живой силы противника, как на открытой местности, так и в зданиях, укрытиях.
В рамках того же двустороннего соглашения с Россией о передаче технологий от 2017 года, в соответствии с которым КСА приняло на вооружение ТОС-1A «Солнцепёк», Компания SAMI закупила усовершенствованный вариант «Корнет-ЕМ» – один из самых популярных образцов российской экспортной военной техники на Ближнем Востоке, который дает возможность «выстрелить и забыть».
Причем, «Корнет» по своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам не уступает разрекламированному американскому противотанковому комплексу «Javelin», только в 10 раз дешевле и в четыре раза дальше — до 10 км вместо 2,5.
Подтверждая сохранение у Эр-Рияда заинтересованности в приобретении у России системы противоракетной обороны С-400 «Триумф», саудовские власти проявляют интерес к российскому ЗРК «Абакан» – первой в мире специализированной системе для борьбы с высокоскоростными высотными целями с баллистическими траекториями.
К настоящему времени между Россией и Саудовской Аравией уже прошли консультации и переговоры по вопросу возможной закупки «Абакана», который может стать альтернативой американским ЗРК “Patriot”. Это обусловлено прежде всего тем, что Эр-Рияд не очень доволен эффективностью “Patriot” в борьбе с ракетами и беспилотниками, которые запускаются с территории Йемена.
Как сообщил руководитель Главного управления военной промышленности Саудовской Аравии (GAMI) Ахмад Аль Охали в полугодовом отчете ведомства, с начала года произошел рост числа лицензированных оборонных компаний на 41%. В рамках национальной стратегии в секторе военной промышленности Саудовской Аравией были определены 11 целевых областей в качестве приоритетных, разработали дорожную карту исследований, приняли стратегию приобретения и определили, как стимулировать процветание военной промышленности в королевстве.
Саудовская Аравия инвестирует миллиарды долларов в собственную оборонную промышленность ради снижения зависимости от импорта, а также для создания новых рабочих мест в области, подразумевающей производство товаров с высокой добавленной стоимостью.
Кроме того, несмотря на продолжающиеся окрики из Вашингтона, Эр-Рияд стал подходить к развитию военного сотрудничества с другими мировыми державами не исходя из требований США, а из собственных интересов усиления боеспособности саудовских вооруженных сил и безопасности королевства.
Немалое значение в корректировке такого подхода сыграли, по признанию самих саудовцев, непрекращающиеся санкционные угрозы США, одной из которых, в частности, стала последняя публикация в The New York Times. В ней, в частности, представители ФБР указали о намерении в ближайшее время опубликовать ранее засекреченные данные о терактах 11 сентября 2001 года, которые могут пролить свет якобы на прямую причастность Саудовской Аравии к этим нападениям, что вызовет новые проблемы в саудовско-американских отношениях.
В указанных условиях, на состоявшемся 23 августа в подмосковной Кубинке военно-техническом форуме Армия-2021, заместители министров оборонных ведомств Саудовской Аравии и России (принц Xалед бен Салман Аль-Сауд и Александр Фомин, соответственно) подписали соглашение о военно-техническом партнерстве между двумя странами. В ходе встречи с делегацией из Саудовской Аравии министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в российском военном ведомстве настроены на динамичное развитие военно-технического сотрудничества с королевством.
По словам саудовского принца, у России есть большой опыт создания продукции, позволяющей отвечать на различные вызовы и способствовать укреплению безопасности, и Саудовская Аравия готова учитывать накопленный Российской Федерацией опыт. Принц Xалед бен Салман Аль-Сауд подчеркнул, что его страна готова к сотрудничеству с Россией, которое «будет способствовать общему реагированию на все современные вызовы, которое мы будем осуществлять вместе».
Свежие комментарии