На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgenija Palette
    Все легли под "ЕДИНЫЙ" пресс...«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...
  • Evgenija Palette
    Бог знал, что делал, когда НЕ ДАЛ ИМ ЗЕМЛИ... (Они такого натворят, что Гитлер покажется маленькой пастушкой)... ПУСТ...Самоуничтожение г...
  • Владимир Росс
    Скоро люди начнут Бастрыкину помогать? Уже пора! Где блина политические партии?? Чего это за партии, которых не видно??«У МЕНЯ ПАПА ПРОК...

Опоздавшие на войну. Лёгкие крейсеры типа Capitani Romani

Расположенная в центре Средиземного моря, Италия всегда считала его своим. В давние времена оно полностью принадлежало Римской Империи. Но за прошедшие века политическая карта неоднократно менялась. В первой половине ХХ века господство в этом регионе оспаривали 2 страны: Италия и Франция. К тому же, нельзя было списывать со счетов Великобританию. Последняя имела несколько важных военно-морских баз, таких как: Гибралтар и Мальта.
Один из самых знаменитых крейсеров в серии — Scipione Africano.

Что же касается самой Италии, то кораблестроение опиралось, в первую очередь, на скоростные данные, пренебрегая дальностью хода. При этом вооружение и защищённость кораблей тоже были не самыми выдающимися. Конструкторы наблюдали за развитием флотов потенциального противника. И, когда в 30-е годы Франция ввела в строй новые контрминоносцы типа Le Fantasque и Mogador, Италии срочно требовалось чем-то ответить. Для основы был взят проект эсминцев типа Maestrale, но тут события резко сменили курс.

В 1935 году Италия захватила Эфиопию, тем самым получив доступ к Красному морю. Открылась дорога в Индийский океан, и тут уже становился актуальным вопрос о дальности плавания. Скаут пришлось разрабатывать заново, но уже готовый 2800-тонный проект был использован в будущем. Он использовался для постройки корабля по заказу СССР — будущий лидер «Ташкент».

Спуск на воду корпуса Attilio Regolo

Теперь итальянские конструкторы взяли за основу лёгкий крейсер типа Alberto di Giussano, также известный как Condottieri А. Лимит водоизмещения был выбран в 3400 тонн. Вооружение составили восемь 135-мм орудий в 4 башнях, а в качестве средств ПВО выступали новые 65-мм автоматические установки. Имелись планы на установку гидросамолёта, но катапульта никак не помещалась в небольшие габариты корабля. Новый крейсер должен был развивать скорость более 40 узлов.

В дальнейшем пришлось немного изменить проект, так как крейсер не укладывался в требуемое водоизмещение. Так был убран гидросамолёт и большая часть бронирования, осталась только лёгкая противоосколочная защита. Помимо того, 65-мм зенитные установки не были готовы, поэтому их заменили на 37-мм орудия. Из-за кризиса новые корабли были заложены только в 1939 году. К этому времени класс скаутов упразднили, поэтому их стали классифицировать как лёгкие крейсеры. Всего было заказано 12 единиц, получивших имена в честь известных полководцев прошлого. А сама серия стала известна как Capitani Romani.

Лёгкий крейсер Attilio Regolo

Характеристики крейсеров были следующими. Полное водоизмещение 5300-5400 т, длина — 142 м. Пара турбозубчатых агрегатов и 4 котла позволяли развивать скорость хода в 40 узлов, а дальность плавания — 3000 миль на скорости 25 узлов. Экипаж корабля — 418 человек. Главный калибр представляли 4 двухорудийные 135-мм артиллерийские установки. Вспомогательное вооружение состояло из 2 четырёхтрубных торпедных аппаратов. В качестве средств ПВО имелись 8 одноствольных 37-мм и 4 двуствольных 20-мм зенитных автомата. На крейсерах также имелись по 2 бомбосбрасывателя глубинных бомб и устройства для постановки мин. Помимо этого, на кораблях, впервые в итальянском флоте, были установлены радиолокаторы.

Всего во время Второй мировой войны было введено в строй 3 крейсера из 12. Головной корабль серии, Attilio Regolo, получил имя в честь древнеримского вождя Маркуса Атилия Регула. Крейсер вступил в состав флота в мае 1942 года. В первом же боевом походе он получил серьёзные повреждения от торпеды с британской подлодки. Для ремонта была использована носовая часть от строящегося Caio Mario, взамен оторванной. После восстановления корабль совершил ещё 20 выходов в море, в том числе и после капитуляции Италии — уже на стороне Союзников. В 1948 году Attilio Regolo был передан Франции по репарациям. Во Французском флоте он получил имя Chateaurenault, был переклассифицирован в эсминец и служил до 1962 года.

На службе Франции — Chateaurenault

Вторым в серии был Scipione Africano. Его назвали в честь 2 людей: Публия Корнелия Сципиона, также известного как Сципион Африканский, и его приёмного внука — Публия Корнелия Эмилиана Африканского. Крейсер вступил в состав флота в апреле 1943 года. Самым знаменитым эпизодом в его карьере стал бой с британскими торпедными катерами в июле 1943 года. Ночью, 17 числа, Scipione Africano радиолокатором обнаружил группу из 4 катеров противника. Быстро набрав скорость более 40 узлов, крейсер открыл очень точный огонь по британцам, уничтожив один катер и нанеся повреждения другому. От всех выпущенных в него торпед итальянец смог уклониться. После капитуляции Италии он какое-то время выступал в войне на стороне Союзников, а в 1948 году был передан Франции. Под новым именем, Guichen, корабль находился в строю до апреля 1961 года, а потом ещё 15 лет находился в резерве, пока не был пущен на слом.

Следующим был Pompeo Magno. Он получил имя в честь консула Римской Республики Гнея Помпея Магнуса. Крейсер вступил в строй в июне 1943 года. Он не принимал участия в боевых операциях, а после капитуляции Италии стал «временным транспортом» для Союзников, занимаясь различными перевозками. Корабль не попал под репарации и остался на родине, выполняя роль блокшива. В 1950-х годах он прошёл серьёзную модернизацию: стал эсминцем и получил имя San Giorgio. В таком виде он служил до 1980 года.
Крейсер Pompeo Magno

Из оставшихся кораблей ещё пять были спущены на воду, но не введены в строй. Giulio Germanico был затоплен, но в 1947 году поднят. В 50-е годы он был отремонтирован и вступил во флот как эсминец San Marco.

Ottaviano Augusto, Ulpio Traiano, Cornelio Silla были уничтожены Союзниками, а Caio Mario просто остался незаконченным. Все они были списаны в 1947 году. А оставшиеся четыре крейсера — Claudio Tibero, Paolo Emilio, Claudio Druso и Vipsannio Agrippa даже не спустили на воду. Их разобрали на стапелях.

ITS San Giorgio в Итальянском флоте

В целом, лёгкие крейсеры типа Capitani Romani можно описать как удачные. Хорошая силовая установка позволяла развивать очень высокую скорость хода, а корпус давал достойную мореходность. То же самое можно сказать и о главном калибре. Неплохие орудия, расположение башен вкупе с продвинутой системой управления огнём и наличием РЛС, в теории, могли давать опасное сочетание. Но на практике, только Scipione Africano удалось его реализовать в бою, и то всего один раз. Система ПВО хоть и насчитывала большое число стволов, не имела централизованного поста управления огнём.

Сложно судить, как проявили бы себя эти корабли, появись они на начальных этапах войны. Тем не менее, крейсеры типа Capitani Romani занимают интересную страницу в истории итальянского кораблестроения.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх