На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 285 подписчиков

Свежие комментарии

Скрытая мощь: история танкостроения Швеции

Швеция не принимала участия в мировых войнах, но к военному делу в стране всегда относились внимательно. После появления первых танков командование тут же решило купить несколько образцов. Британцы продавали свой Mark II слишком дорого, зато в 1921 году немцы без лишних сложностей предоставили несколько лёгких танков Lk II. Оказавшись на территории Швеции, эти машины получили название Strv fm/21. Какое-то время для военных этого было достаточно.
В конце 1920-х у шведского командования появились требования к новой машине: пушка побольше, броня потолще, масса — не более 12 тонн. Вскоре фирма «Landsverk» представила танк L-5 с 37-мм орудием и двумя пулеметами. Испытания он не прошел, но стал основой для создания гусеничного L-10 и колесно-гусеничного L-30. Впрочем, и они серийно не выпускались.

В начале 1930-х под руководством немецкого инженера-механика Отто Меркера в Швеции создали танк L-60. Он весил 9 тонн, был очень удобным для экипажа и стал первым в мире серийным танком с торсионной подвеской. На вооружение шведской армии пошел его доработанный вариант — Strv m/38, который оставался в строю до середины 50-х.
Глядя на оккупированные немцами Данию и Норвегию, Шведы желали максимально усилить армию. В конце 1930-х руководство страны заказало у чешской фирмы ČKD парию малых пулеметных танков (танкеток), которые позже были приняты на вооружение как Strv m/37. Несмотря на низкую боевую ценность, они были прекрасными учебными машинами, которые прослужили до конца 50-х годов.

Помимо танкеток компания ČKD производила танки LT vz. 38. После модернизации они получили индекс Strv m/41. От чешского прототипа машины отличались радиостанцией в башне и двигателем. Эту технику стали выводить в резерв в конце 50-х, однако ходовую часть еще некоторое время использовали для создания бронетранспортеров Pbv 301.Еще одной машиной, созданной на базе чешского танка, стала самоходка Sav m/43. В неподвижной полуоткрытой рубке конструкторы установили 75-мм пушку, а затем перевооружили на 105-мм гаубицу. Всего было построено 36 экземпляров, которые прослужили до 70-х годов.

К 40-м годам в армии Швеции было 2 типа современных легких танков. В 1941-м военные сформулировали требования к более тяжелой машине: лобовая броня не менее 55 мм и пушка калибра 75 мм. Конструкторы создали танк Strv m/42 и запустили в производство в начале 1943-го, однако к тому времени проект безнадежно устарел. Спустя 4 года на базу Strv m/42 поставили новую длинноствольную 75-мм пушку. Противотанковая самоходка с лобовой броней в 70 мм получила название Pvkv m/43. Она была крайне некомфортной для экипажа, однако за неимением лучших вариантов про удобства пришлось забыть.

После Второй мировой шведских военных захватила идея перевооружить танки Strv m/42 более мощной артсистемой. В качестве орудия использовалась укороченная зенитная установка Lvkan m/36 с новой противооткатной системой. Обновленный танк получил индекс Strv-74.


Strv-74
Во времена холодной войны правительство Швеции готовилось к худшему, поэтому в стране достаточно быстро появился новый танк Strv 103. Он получил 105-мм пушку с повышенной начальной скоростью снаряда, автомат заряжания, гидропневматическую подвеску и газовую турбину в качестве основного двигателя. Серийное производство началось в 1966 году и по меркам того времени это была великолепная машина (в теории, способная даже плавать). Тактика ведения боя на Strv 103 основывалась на незаметном выходе из укрытия, уничтожении вражеской техники и быстром отступлении. Однако несмотря на все свои плюсы, машина получилась слишком сложной и дорогой, чтобы попасть куда-то, кроме танковых частей.

Но свои танки хотела и пехота. В списке ключевых требований значились высокая скорость, маневренность и способность бороться с современными танками. Новый Ikv 91 соответствовал практически всем пожеланиям. Машина оснащалась пушкой калибра 90 мм, развивала скорость до 65 км/ч и даже плавала. Единственным нюансом была броня, которая не превышала 20 мм.

Кроме производства серийных машин, шведы много экспериментировали. Например, пытались сделать тяжелый танк наподобие французского AMX 50. Эти работы завершились на стадии деревянного макета, а вот разработки самоходных артиллерийских установок дали свои плоды. Так появилась одна из самых впечатляющих машин мирового танкостроения — Bandkanon. Она оснащалась магазином на 14 снарядов калибра 155 мм и выпускала их все менее чем за минуту. Благодаря высокой дальности стрельбы, самоходка могла сдать назад и поменять позицию ещё до того, как первый снаряд долетал до цели. Платой за уникальность стали ходовые характеристики — мощности двигателя Rolls-Royce K60 явно не хватало.

Машина получила турбину, а с ней и огромный расход топлива — на одной заправке Bandkanon могла проехать около 200 км. В 2003 самоходки отправили на базы хранения.

Больше подробностей об истории танкостроения Швеции — в видео от создателей знаменитой игры World of Tanks.


Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх