В воскресенье, 29 декабря, в Тбилиси так и не состоялись массовые беспорядки, которые первоначально планировались у дворца президента, где оборону должна была держать Саломе Зурабишвили. Напротив, она покинула утром резиденцию, присоединившись уже к акции протеста у здания парламента, где проходила инаугурация шестого президента Михаила Кавелашвили.
Но это вовсе не капитуляция или какой-то хитрый манёвр с целью подкупа правящей партии, как некоторые могут подумать. Скорее, это временное отступление в ситуации, когда у оппозиции не хватило сил. И по согласованию с Западом было принято решение последний бой у дворца Обрелиани не давать, а перенести момент новой эскалации на другое более удобное время.
Тем более, такой шаг выглядит вполне логичным на фоне решимости правительства пойти на жёсткие меры и массовые аресты за нарушение Конституции, тогда как Саломе Зарубишвили хочет поехать на инаугурацию и торжественный ужин Дональда Трампа в Вашингтон, куда она единственная из Грузии была приглашена.
При этом Зурабишвили назвала себя истинным «народным президентом», якобы являющимся единственным легитимным, и призвала продолжать борьбу с нынешним режимом. То есть статус главной консолидирующей фигуры за ней был сохранён, и уличная масса, а противники Иванишвили и после этого рассматривают её единственным лидером, способным давать распоряжения и озвучивать программу действий.
Так что критический час прямого противостояния лишь отодвинут, тогда как США и ЕС постараются теперь изолировать «Грузинскую мечту» и будут душить её измором, стараясь произвести раскол и пертурбации внутри правящей группировки. Расчёт строится на том, что не все олигархи и крупные деятели готовы терять свои активы и попадать в санкционные списки вслед за Бидзиной Иванишвили.
Если Западу удастся создать политический кризис в самом правительстве и убрать ненавистные фигуры, то это и будет новым сигналом для оппозиции начать новую волну массовых акций. Тогда и получившая благословение от Трампа Зурабишвили будет выглядеть ещё более усилившейся. И тут уже многое зависит насколько в «Грузинской мечте» удастся сохранить монолитное единство.
К похожим выводам пришли и некоторые эксперты. Так, генсекретарь новой грузинской партии «Солидарность во имя мира» Темур Пипия считает, что отказ от прямого противостояния вызван страхом перед репрессиями и желанием выстрелить в более подходящий период, когда усилится общее недовольство правительством вследствие нарастания социально-экономических проблем в обществе.
«Зурабишвили покинула резиденцию президента, исходя из того, что сама она и вся оппозиция увидели, что нынешняя власть полна решимости освободить дворец, если Саломе там останется. Оппозиция и Зарубишвили не идут на обострение сейчас. Они, видимо, ждут более удобных благоприятных условий для решительного противостояния. А такие условия надеются, что будут в январе – феврале, когда появятся дополнительные экономические трудности в Грузии.
Почему я уверен, что оппозиция продолжит ту тактику, которой придерживалась? Эта тактика заключается в том, чтобы сохранять политическую температуру на определённом уровне и при удобном случае попытаться вновь дестабилизировать обстановку и свергнуть нынешнюю власть.
За это говорит то обстоятельство, что Саломе Зарубишвили не заявляет, что она отныне не президент Грузии и, наоборот, по-прежнему утверждает, что она единственная легитимная власть в стране. Оппозиция так же заявляет, что новоизбранный президент, правительство, премьер-министр и парламент нелегитимны, и они будут продолжать добиваться своих целей. В первую очередь они добиваются новых выборов и освобождения так называемых политзаключённых.
Кроме этого, все западные страны, которые участвовали в процессе раскачки ситуации, то есть «майданизации» Грузии, не меняют свою позицию и после инаугурации нового президента. Они в один голос настаивают на новых выборах и поддерживают всецело оппозицию во всех её требованиях», – отметил политик.
Он подчеркнул, что никакого отказа от планов по дестабилизации ситуации в Грузии не произошло.
«То есть никакого хитрого манёвра нет. Они бы с удовольствием решили оставить Саломе Зарубишвили в резиденции президента и превратить это пространство в серьезный очаг сопротивления и центр «майданизации» Тбилиси и Грузии. Но они увидели решимость властей освободить резиденцию от Саломе, если она останется, и перенесли период максимального противостояния и обострения ситуации на более удобный момент, который они надеются наступит в ближайшие месяцы в новом году», – подытожил Пипия.
Руководитель Института Евразии, политолог Гулбаат Рцхиладзе, со своей стороны, акцентировал внимание на то, что положение «Грузинской мечты» из-за американских санкций в отношении Иванишвили даже еще ухудшилось. Более того, по его мнению, уже есть тревожные симптомы того, что отдельные банкиры уже пытаются дистанцироваться от антиукраинской риторики Ираклия Кобахидзе.
«Никому власти Грузии уходом к РФ не угрожали и не могут угрожать. Нынешняя власть полностью зависит от Запада, особенно от США и ждет вердикта администрации Трампа, хотя всё уже указывает на то, что вердикт этот не в пользу «Мечты». Во-первых, вождю «мечтистов» Иванишвили уже объявили финансовые санкции, хотя оставили ему пространство для маневра в случае, если подчинится. Во-вторых, это Зурабишвили приглашена на инаугурацию Трампа, но никто из нынешних властей Грузии. Всё идет к тому, что Иванишвили либо опять пойдет на внутренние перестановки и заменит нынешнего премьер-министра, либо, если будет упираться, санкции усилятся и он уже будет вынужден, назначить новые парламентские выборы.
Что говорит в пользу того, что премьера Кобахидзе может на определенном этапе сойти со сцены по указке Иванишвили? Дело в том, что открытую критику премьера позволил себе приближенный к семье вождя «мечтистов», банкир Ираклий Рухадзе. Причем это он сделал через два дня после того, как глава правительства собрал якобы провластных бизнесменов. Рухадзе открыто раскритиковал премьера из-за его позиции по поводу Украины [Кобахидзе говорил об Украине негативно, и банкиру это не понравилось].
Рухадзе, помимо того, что является другом сына Иванишвили и первым лицом в привилегированном в Грузии «Либерти-банке» (банк владеет эксклюзивным правом выдавать пенсии), владеет и самой богатой телевизионной махиной – телекомпанией «Имеди» (естественно, провластной).
Так вот, случайностей тут быть не может. Первый звоночек прозвенел, хотя это еще не означает, что Иванишвили уже решил пожертвовать своим протеже Кобахидзе. Пока он будет пытаться поторговаться с Западом. Но торг этот будет скорее безуспешным, так как самый заклятый враг нынешних «мечтистов» в США, влиятельный конгрессмен-республиканец Дж. Вильсон уже анонсировал принятие законодательного акта, запрещающего сотрудничество США с властями страны, которые «не любят США, но дружат с КПК и Ираном».
Вильсон вовсе не одиночка: все конгрессмены и сенаторы из партии Трампа, которые высказываются по Грузии, выражают сильное недовольство политикой нынешних властей. Европа тоже усиливает давление: буквально сегодня часть стран ЕС – группа «Нордических стран» плюс Нидерланды официально призвали власти Грузии, назначить новые выборы. И это не просто так, а на основании заключения наблюдательной миссии ОБСЕ по поводу нарушений на выборах 26 октября. Ну а ведущие державы ЕС – Франция, Германия, Польша и другие плюс Великобритания не скрывают своего негативного отношения к нынешней власти и не признают ее», – констатирует Рцхиладзе.
При этом политолог отмечает: Зарубишвили сейчас становится единственным лидером оппозиции, тогда как другие, в том числе и Саакашвили, окончательно списываются.
«Поэтому пока никто не «сливал» Зурабишвили, а наоборот, она становится оппозиционным лидером, эдаким «народным президентом». Парадокс, но непопулярная президент, которую в 2018 году буквально протащили на выборах благодаря поддержке «Грузинской мечты», становится гробовщиком этой же самой партии. Это очень мрачная фигура для будущего грузино-российских отношений, однако можно увидеть один незначительный позитив: благодаря усилению Зурабишвили в качестве фактического лидера оппозиции, сошла на нет тема лидерства Михаила Саакашвили. Именно поэтому он нервничает и призывает к более радикальным шагам, но на него внимания уже почти никто не обращает», – подчеркнул эксперт.
Поэтому политический кризис в Грузии вовсе не преодолён, а лишь отложена его горячая фаза. Теперь все на Западе будут испытывать правящую группу на прочность, перекрывая ей финансовые потоки.
Свежие комментарии