На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 277 подписчиков

Отзыв на цикл статей «Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года»

«Краткость – сестра таланта»

А. Чехов


Прочитав девять частей статьи «Крейсер "Варяг". Бой у Чемульпо 27 января 1904 года», я посчитал нужным коротко раскрыть несколько вопросов, наиболее важных для понимания описанных в статье событий.

1. Задачи крейсера-стационера. Полномочия и обязанности его командира.

2. Действия капитана 1 ранга В.Ф. Руднева после разрыва Японией дипотношений с Россией. Рассмотрение возможных вариантов его действий и их последствий.

3. Результаты стрельбы русских кораблей в бою 27 января 1904 г.



1. В столице Кореи Сеуле находилась русская дипломатическая миссия во главе с посланником (по-современному – послом) А.И. Павловым. Для обеспечения ее деятельности и ее охраны при необходимости в ближайшем к Сеулу порту Чемульпо было решено держать крейсер-стационер и канонерскую лодку как посыльное судно.

В порт-артурской эскадре существовал график дежурства крейсеров и канонерских лодок как стационеров в порту Чемульпо.

Известно, что «Варяг» пришел в Чемульпо на смену крейсеру «Боярин», который нес там определенное время службу стационером. И если бы не началась война с Японией, то через месяц на смену «Варягу» пришел бы другой крейсер – «Диана» или «Паллада».

Выбор в качестве стационера корабля класса «крейсер» не был случайным – это было в соответствии с рангом должности посланника Российской империи.

Командир крейсера-стационера выполнял указания наместника на Дальнем Востоке Е.И. Алексеева и посланника в Корее А.И. Павлова и не имел полномочий самостоятельно определять необходимость начала военных действий.

Более того, перед выходом из Порт-Артура в Чемульпо командир «Варяга» получил инструкцию от наместника, которой предписывалось: поддерживать хорошие отношения с иностранцами, не мешать высадке японских войск, если бы она происходила до объявления войны, и не уходить из Чемульпо без приказания.

2. После совещания 25 января 1904 г. Руднева с посланником Павловым в Сеуле было принято решение отправить в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец».

Такое решение свидетельствует о том, что ни Руднев, ни Павлов не осознавали всей критичности положения русских кораблей в Чемульпо. Они находились в своем понимании сложившейся ситуации и их, в принципе, ничего так уж критично не будоражило.

Будь В.Ф. Руднев более прозорливым и более решительным военным, он мог бы даже в ультимативной форме добиться от Павлова разрешения на немедленный уход кораблей в Порт-Артур.

Если бы русские корабли вышли из Чемульпо уже 25 января 1904 г., то они могли бы проскочить мимо японской эскадры адмирала Уриу и прийти в Порт-Артур. Ведь японская эскадра собралась неподалеку от Чемульпо в заливе Асанман только утром 26 января.

Однако было принято другое, более простое, «неспешное» решение, и «Кореец» покинул рейд Чемульпо только во второй половине дня 26 января, когда японская эскадра уже перекрыла выход из Чемульпо.

В результате японцы не выпустили «Корейца» в море и атаковали торпедами. «Корейцу» повезло, торпеды в него не попали, и ему пришлось вернуться в Чемульпо.

Получив доклад командира «Корейца» об атаке его корабля и тем самым фактическом начале боевых действий, что же предпринял В.Ф. Руднев?

Он приказал готовиться к возможному бою, но остался стоять на якоре без паров, даже не переменив места стоянки на более выгодное для боя.

Хоть автор статьи, Андрей из Челябинска, и ёрничает, будто бы «торпедную атаку русских кораблей с вероятностью 99,9% иностранные стационеры не сочли бы нарушением нейтралитета… Ну, взорвались неожиданно два русских корабля, кто знает, по какой причине? Но на самом деле японский адмирал не посмел в присутствии других иностранных стационеров и до объявления войны атаковать русские корабли на нейтральном рейде — остаток дня 26 января и последующую ночь русские и японские корабли простояли друг против друга безо всякого нападения. Видимо, у японского адмирала было иное, расходящееся с мнением Андрея понимание о последствиях стрельбы на нейтральном рейде, о реакции на это других стационеров и правительств их стран.

Высадив десант, утром 27 января японская эскадра покинула нейтральный рейд Чемульпо также без всяких провокаций.

В 9.30 утра 27 января В.Ф. Руднев получил ультиматум адмирала Уриу с требованием покинуть рейд, либо японцы будут атаковать русские корабли на рейде.

И Руднев принял самое неправильное решение: уйти с рейда и принять бой в заведомо безнадежном положении.

Ведь заранее было известно, что японская эскадра в несколько раз по артиллерийской мощи превосходит два русских корабля. Что идти придется по узкому извилистому фарватеру без возможности маневрировать и вести огонь всем бортом. Что максимальный ход отряда составит всего 13 узлов и оторваться от японских кораблей не удастся ни при каких условиях.

Был конечно гораздо более выигрышный вариант: принять бой на рейде, развернув «Варяг» поперек рейда и перекрыв вход на него. Японская эскадра могла бы идти к рейду только двумя колоннами, и бой бы могли вести только два головных корабля, и то только носовыми орудиями. В этом случае «Варяг» мог вести огонь всем бортом, а «Кореец» своими носовыми 203-мм орудиями. Таким образом, преимущество в артиллерии переходило уже к русским кораблям.

К тому же в случае повреждения головных японских кораблей они могли потерять ход или управление и перекрыть путь остальным кораблям эскадры, которая бы сбилась в кучу, осыпаемая залпами русских кораблей на короткой дистанции.

Вариант результативной атаки русских кораблей японскими миноносцами также под большим сомнением, так как в дневное время атака готовых к бою кораблей с дистанции менее 3 кабельтовых (это дальность хода торпед того времени на максимальной скорости) вряд ли удалась бы.

Вообще, и современникам Русско-японской войны, и нынешним авторам-историкам свойственно сильно преувеличивать опасность торпедного оружия того периода. Тактико-технические характеристики торпед того времени позволяли стрелять ими только практически в упор (с дистанции 1-2 кабельтова) и в ночное время суток. По крайней мере, за всю Русско-японскую войну в дневное время не было достигнуто ни одного торпедного попадания обеими сторонами.

3. Самым загадочным моментом боя 27 января у Чемульпо до сих пор является вопрос о результатах часовой пальбы русских кораблей.

Получить более-менее достоверный ответ на этот вопрос можно только из японских архивов, которые ныне рассекречены.

И если автор статьи (Андрей из Челябинска) обладает такой информацией из японских архивов, то он может раскрыть для нас самый загадочный результат описываемого боя.
Автор:
Олег Фудин
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх