Истребители F-22 сохранят свое место в будущем парке ВВС США
В США продолжается разработка военного бюджета на следующий 2022 ф.г. В последние недели на разных уровнях активно обсуждается вопрос расходов на развитие военно-воздушных сил и обновления парка авиационной техники. Пентагон выступает со смелыми предложениями, которые, однако, не находят поддержки среди законодателей. Главным поводом для критики в его адрес стало предложение о выводе из эксплуатации большого количества самолетов.
Вывести и заменить
В настоящее время на вооружении ВВС США состоят истребители семи моделей и модификаций, причем часть этой техники отличается солидным возрастом. В середине января представитель штаба ВВС рассказал, что средний возраст самолетов превысил 28 лет. 44% машин служат дольше назначенного срока эксплуатации, а эксплуатационные расходы на имеющийся парк растут вдвое быстрее инфляции, что прямо связано с физическим устареванием техники.
Подобные проблемы предлагается решить самым простым способом. Необходимо вывести из эксплуатации самую старую технику, дальнейшее использование которой невыгодно и нецелесообразно. Самолеты в приемлемом состоянии отправятся на длительное хранение, а выработавшие ресурс могут пойти на утилизацию. Параллельно нужно закупить перспективные самолеты тактической авиации с высокими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.
Закупки F-35A продолжатся
Был представлен план подобной модернизации парка. Он предусматривает снятие с вооружения 421 самолета ряда типов до конца 2026 ф.г. Для их замены следует заказать 304 новые машины. Прежде всего, планируется сократить давно устаревшие F-15C/D – все 230 с лишним. Также нужно вывести из эксплуатации 124 истребителя F-16 первых модификаций и серий. Парк штурмовиков A-10 придется уменьшить на 63 ед. Рассматривалась возможность сокращения других категорий авиации.
Более 180 наличных истребителей F-22 пока останутся в строю; их судьба будет решаться только к началу тридцатых годов. Парк более новых F-35 будет постепенно расти, и к 2026 г. ВВС хотят получить 220 таких самолетов. Будет освоено полномасштабное производство новых F-15EX, которое даст еще 84 истребителя. Самолеты других моделей будут оставаться в строю и проходить плановый ремонт.
По результатам таких процессов общее количество тактических самолетов сократится почти на 120 ед. Кроме того, вместо семи типов в эксплуатации останется не более четырех-пяти. При этом удастся сохранить требуемую боеспособность, а также сократить расходы на эксплуатацию – и пустить сэкономленные деньги на новые программы.
F-15EX - одна из новинок для ВВС
В отдаленной перспективе, после 2026 г., возможны новые сокращения. ВВС надеются, что в этот период замена старых самолетов будет осуществляться уже за счет перспективных истребителей следующего поколения NGAD. Текущие работы по этой программе планируют оплатить в т.ч. за счет экономии на устаревшей технике.
Планы на год
В конце мая стали известны основные предложения министерства ВВС на следующий финансовый год, включаемые в проект военного бюджета. Они в целом соответствуют ранее оглашенным идеям, причем на 2022 г. придется почти половина всех предлагаемых сокращений. Всего за год предлагается вывести из эксплуатации 206 самолетов разных типов, не только тактической авиации.
Наибольшим сокращениям в следующем году могут подвергнуться F-15C/D и F-16C/D – 48 и 47 самолетов соответственно. Также на хранение могут отправить 42 штурмовика A-10. Вместе с ними хотят списать 20 БПЛА RQ-4, 28 самолетов-заправщиков KC-10 и KC-135, а также 13 транспортных C-130H и четыре воздушных командных пункта E-8.
Истребители F-15C и F-15E. Машины более старой модификации отправят на хранение
Для восполнения «потерь» тактической авиации ВВС хотят купить 48 истребителей F-35A за 4,5 млрд долл. и 12 F-15EX за 1,3 млрд долл. Планы по новейшим заправщикам KC-46 увеличены до 14 ед., которые обойдутся в 2,4 миллиарда.
В целом на нужды ВВС в проекте бюджета затребовано 156,3 млрд долл. Это на 2,3 миллиарда больше, чем выделено в текущем финансовом году. На эксплуатацию и обслуживание техники планируется потратить 63,2 млрд долл. – почти на 2,5 млрд долл. больше, чем в 2021 ф.г. Однако за счет сокращения парка устаревших самолетов планируется оптимизируют расходы и получат некоторую экономию. Согласно нынешним подсчетам, она достигнет 1,3 млрд долл.
Высвободившиеся средства могут использоваться в других программах, в т.ч. при разработке перспективного самолета NGAD. В 2021 ф.г. на этот проект ВВС потратит 902 млн долл. На следующий год предлагается бюджет в 1,52 млрд долл. Программа NGAD также финансируется военно-морскими силами, но их вклад в 2022 ф.г. засекречен.
F-16C в полете. Такую технику ждет некоторое сокращение
Получить одобрение
Проект бюджета ВВС должен пройти через необходимые проверки и получить одобрение Конгресса. С последним, вероятно, будут проблемы. Как пишут американские СМИ, законодатели уже раскритиковали проект военного бюджета в целом и планы по модернизации ВВС в частности.
В первую очередь, недовольство вызвало само предложение о сокращении парка боевых самолетов. Конгрессмены всегда плохо относятся к таким идеям, даже если они имеют вынужденный характер или позволяют получить какую-либо выгоду. Отдельным поводом для критики является «покушение» на штурмовики A-10, имеющие массу сторонников на всех уровнях. Несколько лет назад ВВС уже пытались избавиться от такой техники в пользу современных машин, но тогда сделать это не удалось – из-за вновь возникших проблем и давления со стороны Конгресса.
В ближайшее время Конгресс должен будет рассмотреть все статьи нового военного бюджета, внести и согласовать с Пентагоном поправки, а затем принять его. Как и насколько реальный бюджет будет отличаться от представленного проекта, станет известно позже.
Штурмовики A-10 останутся в строю, но в меньшем количестве
Вызовы и ответы на них
По открытым данным, сейчас активный парк ВВС США включает ок. 1800 истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков разных типов. Это делает американскую тактическую авиацию самой многочисленной и мощной в мире. В то же время, на вооружении одновременно стоят новейшие истребители 5 поколения F-35A и устаревшие F-15C/D. Вследствие этого Пентагон сталкивается с проблемами эксплуатационного, финансового и организационного характера.
Очевидно, что имеющиеся проблемы требуют скорейшего и полного решения. Необходимо избавиться от старых и невыгодных в использовании самолетов и заменить их современной техникой, а также подготовиться к будущей приемке техники следующего поколения. Именно это и предлагают командование военно-воздушных сил, министерство ВВС и Пентагон. Однако такие идеи пока не получают явной поддержки.
Похоже, в последние годы темпы вывода из эксплуатации старой техники были недостаточными. Из-за этого в войсках скопилось излишнее число устаревших самолетов, на эксплуатацию которых уходят лишние деньги. От них рано или поздно придется избавиться, и не следует затягивать решение этого вопроса. Если 200 самолетов не будет снято с эксплуатации в 2022 ф.г., то в течение 2023-го придется отказаться от большего числа машин – и возмущения будут еще громче.
Заправщик KC-135 передает топливо командному пункту E-8C. Машины обоих типов попадают под сокращение
Конгрессу придется участь объективные проблемы и уделить больше внимания не «потерям» тактической авиации в ближайшем будущем, а процессам ее дальнейшего развития. Так, современные F-15EX по всем показателям гораздо лучше и выгоднее устаревших F-15C/D – и выигрыш в качестве полностью компенсирует сокращение количества техники. В то же время, имеет место особый случай со штурмовиками A-10, которые не имеют прямой замены.
Время выбора
Таким образом, ВВС США оказывается в достаточно сложной ситуации, ограничивающей их возможности и перспективы. Однако существует несколько выходов из нее, каждый из которых имеет свои преимущества. В одном случае можно будет перенаправить деньги на другие цели, а другой позволит сохранить рекордную численность боевой авиации.
Сейчас Пентагон составляет проект бюджета на следующий финансовый год, а также строит планы на более длительный период. Какие из этих планов будут приняты к реализации – зависит от Конгресса. В ближайшие месяцы военным и законодателям предстоит сформировать и утвердить окончательную версию военного бюджета. И после этого станет известно, как именно будут развиваться ВВС в ближайшие годы.
- Автор:
- Рябов Кирилл
- Использованы фотографии:
- Минобороны США, Wikimedia Commons
Свежие комментарии