На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Безгрешнов
    Через пять лет. Но приговор о расстреле , как Дамоклов Меч, должен висеть над головой и расследование продолжатьСмертная казнь в ...
  • Leo Topoli
    Казнь - это лучшее, что делает Китай с Коррупционерами и их семьями! Если мы казним 10 000 преступников, особенно за ...Смертная казнь в ...
  • ГОРОДНИЧИЙ РЖЕВСКИЙ
    Елена, прежде чем повторять за кем-то глупости, просто возьмите и взвести туалетную бумагу. И у вас получится, что кг...10 ноября - день ...

Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

         

Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Сомалийскому пирату жить приходится несладко:
Можно было б взять лопату и идти пахать на грядках,
Можно было б строить избы и пасти гиппопотамов,
Или призрак коммунизма заколачивать в Обаму,
Или на Олимпиаде лучше всех бежать с барьером.

 

 


Только это всё не катит сомалийским флибустьерам.

Ранним утром на работу собираются ребята.
Катера свои заводят сомалийские пираты.
Выезжают в чисто море напряжённо и сердито.
Глядь – гуляет на просторе незнакомое корыто!
Было плохо, было трудно – но потом-то без вопросов:
Захватили ваше судно – так гони скорей бабосы!


Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода», капитан Флинт, мадам Вонг – легендарные герои морских историй все чаще мелькают в заголовках СМИ, но это никак не связано с премьерой очередной части «Пиратов Карибского моря». Встречи с современными корсарами перестали быть экзотикой, и хотя абордажные приёмы остались прежними, в этих историях начисто отсутствует былая романтика морских приключений. Лишь треск пулеметных очередей и свирепый оскал войны.

Только за первые девять месяцев 2012 года в водах у берегов Сомали зарегистрировано 99 нападений на коммерческие суда, 13 из которых окончились захватом с целью получения выкупа. А на другой стороне Африканского континента, в Гвинейском заливе, лютуют нигерийские морские разбойники – 34 нападения за тот же период времени! Особенно страдают от пиратских атак низкобортные и маломаневренные танкеры с нефтью.

«Mayday, Mayday, Mayday» - получен сигнал бедствия с ролкера MV Iceberg 1 … координаты … «Mayday, Mayday, Mayday» - пиратскому нападению подвергся немецкий сухогруз Beluga Nomination… На что можно рассчитывать в таких ситуациях? К кому следует обращаться за помощью? 
Взгляды мировой общественности обращаются в сторону военных моряков – элегантные черные шинели, золотые погоны и развивающиеся по ветру ленточки бескозырок, Военно-морской флот сокрушит любого противника и принесет победу на палубах своих кораблей.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

БПК "Адмирал Пантелеев" в дальнем походе

Однако в действие вступают законы триллера – ВМФ оказывается бессилен перед пиратской угрозой. В районе Африканского рога регулярно несут службу десятки военных кораблей ВМФ России, ВМС США, Королевского флота Великобритании, ВМС Италии, Испании, Франции, Нидерландов, Канады… Международные операции «Аталанта», «Элайд Провайдер» - увы, результатом всех усилий стала сотня попыток угона судов у берегов Сомали за прошедший год.

Действия военных моряков в основном направлены на обеспечение контроля морских коммуникаций, обнаружение и нейтрализацию пиратских сил – задачи трудновыполнимые и, по большей части, бесполезные. Времена, когда на мачтах пиратских бригантин реял «Веселый Роджер», ушли в прошлое – современные пиратские фелюги внешне неотличимы от рыболовных баркасов, а обеспечить непрерывное слежение за каждой быстроходной лодкой в прибрежных водах Сомали в принципе невозможно.

Эскортирование коммерческих судов кораблями ВМФ задача не из легких – приставить эсминец к каждому сухогрузу не получится: здесь слишком развито судоходство, в день проходят десятки морских судов. В лучшем случае, эсминец может патрулировать в определенном квадрате и, по возможности, оказывать помощь ближайшим судам, подавшим сигнал бедствия.
Попытка формировать конвои оказалась не самым удачным решением. Время – деньги: судовладельцы и капитаны зачастую отказываются «ждать у моря погоды», и, на свой страх и риск, предпочитают в одиночку проходить опасные воды Сомали.

Иногда ВМФ и Морская пехота бывает задействована в освобождении захваченных судов, но и здесь дело обычно сводится к передаче выкупа (средний размер которого сейчас составляет 5 млн. долларов). При штурме слишком велик риск уничтожения судна и его груза, кроме того, в заложниках у пиратов обычно находятся несколько десятков человек команды. В результате, от корсаров легче откупиться, чем устраивать очередной Чесменский бой.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

А эти ребята попались. На борту обнаружена абордажная лестница

Исходя из вышеизложенных фактов, «противопиратские» действия ВМФ, несмотря на отдельные успехи, носят скорее символический характер. Военные корабли неэффективны в борьбе с «морской чумой» - мощные эсминцы, фрегаты и большие противолодочные корабли проектировались для решения совершенно других задач, нежели преследование пиратских фелюг.

Военные корабли ходят в район Африканского рога в основном для отработки учебных задач - дальний поход, сам по себе, является хорошей практикой для моряков. А наличие полигона для упражнений в стрельбе из артиллерии и легкого стрелкового оружия в условиях, приближенных к боевым, придает походу особенный колорит. Наконец, это отличный повод «продемонстрировать» флаг и заявить о своём присутствии на просторах океана.

Но, неужели никто не остановит Мировое Зло? Никто не даст отпор зарвавшимся сомалийский корсарам?

К счастью, это не так – с 2010 года в опасных для судоходства морских районах действует частная морская охрана, представленная множеством международных организаций. И результаты их работы заметны налицо – из сотни попыток захватить суда у берегов Сомали, успехом увенчались лишь тринадцать. Причем, захватили именно тех, кто по каким-то причинам решил сэкономить и пренебрег 
мерами безопасности.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Частные военные компании (ЧВК) не используют эсминцы и фрегаты. У наёмников нет впечатляющих радаров с ФАР, нет ракетного оружия и вертолетов. Им попросту не требуется сверхсовременная морская техника – специфика их работы заключается в другом. Вместо того, чтобы бесполезно прочесывать сотни тысяч квадратных километров морской поверхности, моторная шхуна ЧВК ждет судно клиента в условленном месте, где на борт контейнеровоза пересаживается отряд вооруженных наёмников, сопровождающих моряков до выхода из опасного района. Контракт выполнен, наёмники покидают контейнеровоз, чтобы через пару дней вновь поднять на борт очередного судна.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

"Майр Сидайвер" - судно принадлежит морской ЧВК Moran Security Group

Все, что требуется для обеспечения эффективной работы морской ЧВК – несколько ржавых моторных шхун, буксиров и полужестких надувных лодок. Набор стрелкового оружия – от самозарядных ружей и карабинов до автоматических винтовок и пулеметов; обычное снаряжение: бронежилеты, рации, бинокли, портативные тепловизоры, футболка с логотипом фирмы. А главное – команда подготовленных профессионалов (при вербовке предпочтение отдается бывшим военнослужащим и сотрудникам силовых структур).
Невероятно, но принятые меры оказались исключительно эффективны: по сравнению с 2011 годом количество нападений сократилось в три раза, количество захваченных судов уменьшилось с 30 до 13 – пиратский промысел становится все менее доходным и привлекательным видом деятельности. Военизированная частная охрана внесла заметные коррективы в планы морских разбойников.

Оказалось, что наличие на борту маленького отряда из десяти вооруженных наёмников начисто отбивает у сомалийцев желание атаковать судно. Попытки смоделировать бой между пиратами и охранниками не имеют смысла – сомалийцы намного смышленее кабинетных теоретиков. Пиратам не нужна слава морских сражений и орден Нахимова, им нужен Выкуп – неповрежденное судно и его живой экипаж, за который можно потребовать солидный «куш». Вступить в перестрелку с применением АК-47, гранатометов и ДШК с находящейся на борту вооруженной охраной означает потерять половину отряда и получить в награду дымящиеся руины, напоминающие по внешнему виду броненосец «Орел» после Цусимского сражения. Пиратов подобные перспективы совсем не прельщают – потому, ощутив над головой свист пуль и убедившись, что судно неприступно, корсары отменяют неудачную операцию и отправляются искать более легкую жертву.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Легендарный эскадренный броненосец "Орел" выдержал больше сотни попаданий снарядов крупного и среднего калибра

Стоит заметить, что, несмотря на победные реляции о радикальном снижении числа пиратских нападений на морские суда в 2012 году, официальная статистика не может считаться достоверным источником информации – с появлением вооруженной охраны у экипажей судов просто отпала необходимость сообщать о нападениях своим судовладельцам и официальным властям – атака успешно отбита, расход – один «рожок» Калашникова. К чему поднимать лишний шум, заполнять бумаги и отвечать на ненужные вопросы?
Несомненно одно – по сравнению с 2011 годом, количество захваченных судов сократилось более чем в два раза; пиратам становится все сложнее вести свой грязный «бизнес», согласно докладам IMO (Международная морская организация, одно из подразделений ООН), в настоящий момент 2/3 всех морских судов при проходе Африканского рога прибегают к услугам охранников из ЧВК.

Сомалийский «котёл» или пираты неудачи

Общепринятый образ сомалийского пирата, как несчастного оборванца, который выходит в море на своей дырявой лодке и грабит проходящие мимо суда, спасая свою многодетную семью от неминуемого голода – такой образ, навязанный обществу правозащитными и гуманитарными организациями имеет мало отношения к действительности.

Спору нет, судьба рядовых сомалийских корсаров незавидна – чаще всего в абордажные команды набирают 15-17 летних подростков: молодых, дерзких, бесстрашных. Иногда среди пленных пиратов попадаются даже 11-летние «вундеркинды» - в случае их поимки, военные моряки долго ломают голову, что делать с этими пленниками: если отпустить их с миром на берег, они через день вернутся к своему скверному промыслу. Хуже того, «счастливое освобождение» подстегивает остальных малолетних жителей Сомали массово вступить в доблестные ряды морских разбойников – подростки будут уверены в своей безнаказанности. Впрочем, речь идет не только о жителях Сомали – в пираты охотно вербуют жителей соседней Кении. У кенийских подростков есть одно важное преимущество – эти ребята с рождения знают английский язык.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Освобожденный MV Iceberg 1 после двухнедельного штурма

Главный вывод из этой картины – пиратство не является единственным способом заработка для бедных, но честных, чернокожих людей. Это Большой Бизнес, настоящий мафиозный синдикат, чьи сети распространяются далеко за пределы Сомали.
Иначе и не могло быть, пиратство – один из самых сложных и дорогих способов преступной деятельности. А результаты морских грабежей далеко превосходят потребности обычного человека – при средней сумме выкупа в 5 млн. долларов, уже через несколько лет каждый житель Сомали превратился бы в очень состоятельного человека. Ясно, что основная часть денег уходит наверх этой преступной «пирамиды». С технической стороны, пиратство просто не под силу обычному человеку – для морских рейдов на удалении в десятки миль от берега потребуется быстрая и надежная лодка, комплект приборов связи и навигации, морские карты, топливо, оружие и боеприпасы. Но главное – нужно знать, где искать жертву. Нужно вычислить судно с наиболее ценным грузом, обязательно идущее без охраны. При этом желательно иметь сводку погоды, а по возможности знать положение военных кораблей других стран, чтобы случайно не попасть в неловкую ситуацию. 

Все это требует наличия «своих» осведомителей в портах по всему региону; необходимо иметь «связи» в силовых структурах и руководстве всех соседних стран – без достаточной информированности пиратский промысел был бы нежизнеспособен.
Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Специфические остоятельства откладывают свой «отпечаток» на работу ЧВК. В отличии от грозных кораблей ВМФ, чьябезопасность гарантирована «дипломатической неприкосновенностью», экипажи моторных шхун ЧВК подвергаются немалой опасности всякий раз, когда заходят в африканские порты – в случае «подставы» они могут легко расстаться со свободой, а иногда и с жизнью.
Яркий пример – 19 октября 2012 года при очередном заходе в порт Лагоса (Нигерия) был арестован экипаж судна «Майр Сидайвер», принадлежащего российской морской ЧВК Moran Security Group – одного из мировых лидеров по предоставлению морских охранных услуг. Причина: подозрение в контрабанде оружия; нигерийские власти обнаружили на борту «Майр Сидайвер» целых 14 автоматов АК-47, 22 полуавтоматические винтовки Benelli MR-1 и 8,5 тыс. патронов (они ожидали найти сладости и мороженое на борту судна ЧВК)?

Все 15 россиян все-таки смогли вырваться из цепких лап продажной нигерийской полиции, но дело не закрыто до сих пор – нигерийцы продолжают «разводить на деньги» Moran Security Group.

Чтобы избежать подобных неприятных ситуаций, моторные шхуны ЧВК предельно засекречивают свои операции, а при заходе в иностранные порты стараются избавиться от таких «скользких» вещей, как оружие. Куда же моряки прячут свои Калашниковы? Неужели выбрасывают за борт?
Выход был найден быстро – плавучие арсеналы! И это отнюдь не фантастика – в Индийском океане уже сегодня действует несколько частных плавучих арсеналов шриланкийской компании Avant Garde Maritime Services (AGMS) или Protection Vessels International. 

Плавучие оружейные склады постоянно находятся в нейтральных водах и не подконтрольны ни одному из государств. В случае необходимости, команда моторной шхуны ЧВК оставляет на борту плавучего склада свое оружие и спокойно следует в любой из зарубежных портов для дозаправки, ремонта или смены экипажа. Стоимость хранения одного «ствола» составляет порядка 25долларов в день, а месячный оборот плавучего арсенала может достигать более 1000 единиц огнестрельного оружия!

Борьба с морским пиратством принимает все более удивительные формы: при той пассивности ООН и международных морских организаций, частный бизнес находит все более изощренные пути, чтобы защитить свою собственность от посягательств со стороны Пиратов XXI века.

Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Вооруженный отряд Moran Security Group


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Боец ведет огонь из ПКМ, упираясь голыми локтями в стальную рифленую палубу


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь

Главное в деле борьбы с пиратством - отлаженное взаимодействие ВМФ и ЧВК


Сомалийские пираты отпущены на свободу в 300 милях от побережья. Каждому выдан спасательный якорь
 
Автор Олег Капцов

 

http://topwar.ru

Картина дня

наверх