Эдвард Тич на гравюре первой половины XVIII века
Эдвард Тич был личностью неординарной даже по меркам золотого века пиратства. Хотя он и не смог в полной мере насладиться награбленным имуществом, но в плане посмертной славы ему однозначно повезло: историки, писатели, художники и режиссеры посвятили ему множество работ, сделав его одной из самых узнаваемых личностей эпохи. Посвященные ему книги и фильмы продолжают выходить и в наше время. Чем же он заслужил такое внимание?
Происхождение
Мало что известно о ранней жизни Черной Бороды. Принято считать, что на момент смерти ему было от 35 до 40 лет, то есть он родился примерно в 1680 году. В записях того времени его имя чаще всего дается как Черная Борода, Эдвард Тэтч или Эдвард Тич, и именно последнее сегодня чаще всего используется.
Одно из ранних утверждений – что его фамилия была Драммонд, но отсутствие какой-либо подтверждающей документации делает это маловероятным. У пиратов был обычай использовать вымышленные фамилии, занимаясь пиратством, чтобы не запятнать фамилию семьи, и настоящее имя Тича, скорее всего, никогда не будет известно.
Расцвет американских колоний Англии в XVII веке и быстрое расширение атлантической работорговли сделали Бристоль важным международным морским портом, и Тич, скорее всего, вырос во втором по величине городе Англии. Он наверняка умел читать и писать, общался с торговцами.
Автор Роберт Ли предположил, что Тич родился в респектабельной, богатой семье. Возможно, он прибыл в Карибское море на рубеже веков на торговом судне. Автор XVIII века Чарльз Джонсон утверждал, что Тич некоторое время был моряком, действовавшим на Ямайке на каперских судах во время войны королевы Анны, и что «он часто отличался своей необычной смелостью и личным мужеством». В какой момент войны Тич вступил в боевые действия, неизвестно.
Нью-Провиденс
Капер, ставший пиратом, Генри Дженнингс и его последователи в начале XVIII века решили использовать тогда еще пустой остров Нью-Провиденс в качестве базы для своих операций; он располагался в пределах легкой досягаемости Флоридского пролива и его оживленных морских путей, заполненных европейскими судами, идущими в Европу и из Европы.
Гавань Нью-Провиденса могла легко вместить сотни кораблей и была слишком мелкой для плавания более крупных судов Королевского флота. Тогда остров не был популярным туристическим направлением, каким он стал позже. Писатель Джордж Вудбери описал его так:
«Город без домов; это было место временного пребывания и освежения для буквально кочующего населения. Единственными постоянными жителями были последователи пиратского лагеря, торговцы и прихлебатели; все остальные были временными».
Закон и порядок были неслыханны; в Нью-Провиденсе пираты обрели долгожданную передышку.
Чёрная Борода в дыму и пламени, картина Фрэнка Шуновера
Тич был одним из тех, кто приехал, чтобы насладиться преимуществами острова. Вероятно, вскоре после подписания Утрехтского мирного договора в 1713 году он переехал туда с Ямайки и вместе с большинством тех, кто был капером во время войны, занялся пиратством.
Около 1716 года Тич присоединился к команде капитана Бенджамина Хорниголда, известного пирата, действовавшего в водах Нью-Провиденса. В 1716 году Хорнигольд назначил Тича командиром шлюпа, который он захватил в качестве приза. В начале 1717 года Хорнигольд и Тич, каждый из которых был капитаном шлюпа, отправились на материк.
Они захватили судно из Гаваны, которое перевозило 120 бочек муки, и вскоре после этого забрали 100 бочек вина со шлюпа с Бермудских островов. Несколько дней спустя они остановили судно, следовавшее из Мадейры в Чарльстон, Южная Каролина. Тич и его квартирмейстер Уильям Говард, возможно, в это время изо всех сил пытались контролировать свои команды. К этому времени они пристрастились к вину, и потому 29 сентября возле мыса Чарльз все, что они забрали с «Бетти из Вирджинии» прежде, чем затопить её с остальным грузом, было вино.
Черная Борода на картине неизвестного художника, 1895 год
Именно во время этого плавания с Хорниголдом было сделано самое раннее известное сообщение о Тиче, записанном как самостоятельный пират и командующий большой командой. В отчете, сделанном капитаном Мэтью Мантом во время антипиратского патрулирования в Северной Каролине, «Тэтч» был описан как управляющий «шлюпом с 6 пушками и примерно 70 людьми».
В сентябре Тич и Хорниголд столкнулись со Стедом Боннетом. Землевладелец и военный из богатой семьи, он обратился к пиратству ранее в том же году, но его команда из примерно 70 человек, по сообщениям, была недовольна его командованием. С разрешения Боннета Тич взял под контроль его корабль «Месть». Пиратская флотилия теперь состояла из трех судов; «Месть», в сопровождении его старый шлюп и «Рейнджер» Хорниголда. К октябрю было захвачено еще одно судно, которое пополнило небольшой флот.
Как бывший британский капер, Хорниголд нападал только на своих бывших врагов. Для его команды вид проходящих невредимыми британских судов, наполненных ценным грузом, стал непосильным испытанием, и в какой-то момент ближе к концу 1717 года Хорниголда понизили в должности.
Неизвестно, имел ли Тич какое-либо отношение к этому решению, но Хорниголд вскоре ушел из пиратства. Хорниголд взял с собой «Рейнджера» и один из шлюпов, оставив Тича. Два пирата больше никогда не встречались, и вместе со многими другими обитателями Нью-Провиденса Хорниголд принял королевское помилование от Вудса Роджерса в июне следующего года.
28 ноября 1717 года два корабля Тича атаковали французское торговое судно у берегов Сент-Винсента. Каждый из них дал бортовой залп по фальшбортам, убив нескольких членов экипажа и вынудив капитана сдаться. Оказалось, что это «Конкорд», крупное французское судно из Гвинеи, перевозившее груз рабов. Тич и его команда направили судно на юг вдоль Сент-Винсента и Гренадин, в Бекию, где они высадили команду и груз и переоборудовали судно для собственного использования.
Меньший из двух шлюпов Тича был оставлен для команды «Конкорда», которая переименовала его в «Неудачную встречу» и отплыла на Мартинику. Возможно, Тич завербовал часть рабов, но остальные остались на острове и позже были пойманы вернувшейся командой.
Пик карьеры
Тич сразу переименовал «Конкорд» в «Месть королевы Анны» и оснастил его 40 орудиями. В конце ноября он напал на судно «Великий Аллен» близ Сент-Винсента. Тич вынудил большое и хорошо вооруженное торговое судно сдаться после длительного боя. Он приказал «Великому Аллену» подойти ближе к берегу, высадил команду и опустошил грузовые трюмы. Затем корабль был сожжен и затонул.
Инцидент был описан в газете Boston News Letter, где отмечалось, что Тич командовал «французским кораблем с 32 пушками, бригантиной из 10 пушек и шлюпом из 12 пушек». Когда и где Тич собрал десятипушечную бригантину, неизвестно, но к этому времени, по оценкам, он командовал по меньшей мере 150 людьми, разделенными на три судна.
Портрет Чёрной Бороды из книги Чарльза Джонсона «Всеобщая история грабежей и смертоубийств, учинённых самыми знаменитыми пиратами»
5 декабря 1717 года Тич остановил торговый шлюп «Маргарет» у берегов острова Краб, недалеко от Антильи. Капитан Генри Босток и его команда оставались пленниками Тича около восьми часов и были вынуждены наблюдать, как пираты грабили их шлюп.
Бостоку была возвращена «Маргарет», и ему разрешили уйти со своей командой. Он вернулся на свою оперативную базу на острове Сент-Кристофер и сообщил о случившемся губернатору Уолтеру Гамильтону, который попросил его подписать письменное показание под присягой, объясняющее столкновение.
Показания Бостока подробно описывают командование Тича двумя судами: шлюпом и большим французским «гинеаманом» голландской постройки с 36 пушками и командой из 300 человек. Капитан полагал, что на более крупном корабле находились ценный золотой песок, серебряные тарелки и «очень изящный кубок», предположительно взятый у командира «Великого Аллена».
Команда Тича сообщила Бостоку, что они уничтожили несколько других судов и что они намеревались плыть на Эспаньолу и ждать ожидаемую испанскую армаду, предположительно нагруженную деньгами для оплаты гарнизонам. Тич расспрашивал Бостока о передвижениях местных кораблей и не удивился, когда Босток рассказал ему об ожидаемом королевском помиловании из Лондона для всех пиратов.
Капитан Тич получил прозвище Черная Борода из-за чрезвычайно густой растительности, которая покрывала все его лицо. Борода его была экстравагантной длины; что касается ширины, то она доходила ему до глаз; он привык скручивать ее лентами в маленькие хвостики и завивать их вокруг ушей.
Показания Бостока описывают Тича как «высокого худощавого мужчину с очень черной бородой, которую он носил очень длинной». Это первое зарегистрированное описание внешности Тича, в более поздних свидетельствах упоминается, что его густая черная борода была заплетена в косички, а иногда перевязана маленькими цветными ленточками.
Образ Эдварда Тича в сериале «Черные паруса», 2017 год
Джонсон в своей книге, вышедшей в 1724 году, описал Тича как «такую фигуру, что воображение не может представить фурию из ада, чтобы выглядеть более устрашающе». Неясно, было ли описание Джонсоном Тича полностью правдивым или приукрашенным, но вполне вероятно, что Тич понимал значение внешнего вида: так он мог вселить страх в сердца своих врагов.
Тич был высоким, с широкими плечами. Он носил сапоги до колен и темную одежду, широкополую шляпу, а иногда надевал длинное пальто из яркого шелка или бархата.
Джонсон также описал Тича во время боя как человека, который носил «перевязь через плечи с тремя пистолетами, висящими в кобурах, как патронташи; и чиркал зажженными спичками под шляпой», последнее, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть устрашающий вид, который он хотел представить своим врагам.
Продолжение следует…
- Андрей Сарматов
- ru.wikipedia.org, avto.goodfon.ru
Свежие комментарии