Происходящее сегодня в ВВС США заслуживает внимания, потому что действительно, происходящее у них интересно, да еще чем-то напоминает происходящее у нас. Разбирая американские дела с В-52 и желанием подвесить на его пилоны новые гиперзвуковые ракеты, поневоле задался вопросом: а есть что подвешивать-то?
Гиперзвук сегодня модное слово. Но за ним должно стоять именно то, что мы имеем в виду - ракеты со скоростью полета выше 5М.
Пилон, простите, не такая сложная деталь. Полсотни умных людей в КБ (согласен, везде сейчас сложности с этим), пара месяцев дрессировки одного завода – и вот точно будет результат. А вот с ракетами для пилона творится что-то несусветное.
Военно-воздушные силы США внезапно начали демонстрировать свою секретную гиперзвуковую крылатую ракету с воздушно-реактивным двигателем. Шум подняли вполне приличный, пресса откликнулась. Но вся соль в том, что ракета AGM-183A воздушного базирования… снята с разработки, то есть, от нее просто отказались. По результатам испытаний в 2023 году.
А сегодня многие издания начали публиковать материалы и главное – фотографии некоего подполковника ВВС США Джеффри Комивза, «эксперта по гиперзвуковому применению». Подполковник, внимание, проводит «ознакомительные тренировки с гиперзвуковым оружием» на базе ВВС Эдвардс что в Калифорнии.
Вот ведь как бывает… Как в ВМС Украины: подводных сил нет, а адмиралы-подводники в ассортименте. А в США гиперзвуковых ракет пока нет, зато уже есть «эксперт» по применению. Ни одного успешного пуска гиперзвукового оружия еще не было, но экспертное мнение уже есть. Чудны дела господни. Хорошо хоть к нас в соцсети не заглянули, у нас каждый второй эксперт, хоть и не подполковник.
Фотография подполковника Джеффри Комивеса (в центре в камуфляжной форме), когда он проводит «инструктаж» по гиперзвуковой крылатой ракете на базе ВВС Эдвардс
И остальные фото примерно с тем же наполнением: «эксперт» в камуфляжной форме что-то вещает возле чего-то такого, что можно выдать за ракету. Остальные делают умные лица и взирают на это ракетное чудо.
Понять, что там реально, ракета, макет, тестовое изделие нереально. Выдают это все за НАСМ, но вполне возможно, что это как раз элементы AGM-183A ARRW, которое теперь, после отказа Пентагона от нее, показывать общественности можно.
HACM – это сложнее. Этот проект является прямым продолжением программы Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) по разработке концепции гиперзвукового воздушно-реактивного оружия (HAWC), в которой ВВС принимали непосредственное участие. HACM также использует прошлые испытания экспериментального гиперзвукового летательного аппарата HyFly 2 компании «Boeing» и работу, проделанную в рамках американо-австралийского Интегрированного летно-исследовательского эксперимента Южного Креста (SCIFiRE).
Кроме того, в настоящее время DARPA реализует свою собственную инициативу под названием «Больше возможностей с HAWC» (MoHAWC), которая поможет продолжить развитие соответствующих технологий.
В сентябре 2022 года ВВС объявили «Raytheon» в сотрудничестве с «Northrop Grumman» победителем конкурса по HACM. Военное ведомство надеется начать развертывание оружия этого типа в рамках своей программы гиперзвуковых крылатых ракет (HACM), начиная с 2027 года. То есть, через два года.
«Raytheon» и «Northrop Grumman» ранее работали вместе в рамках программы HAWC. «Lockheed Martin» и «Aerojet Rocketdyne» также объединились для создания ракеты, которая была испытана в рамках HAWC. В общем, можно сказать, что все при деле.
Но нас в первую очередь интересует, насколько быстро красивые картинки станут смертоносными изделиями, поскольку, как показала практика, с некоторыми из них мы вынужденно знакомимся на Украине.
Рендеринг DARPA, ранее опубликованный в связи с программой HAWC
Вообще DARPA – это очень интересное явление. Идея была хороша, и главное, из огромной толпы собранных по всей стране очкариков-ботаников у американцев получилось создать этакий НИИ «Оборонпром». У нас такого нет, а жаль. «Научные роты» так и остались неплохой идеей с отвратительной реализацией, а равного DARPA в России нет.
Итак, что показали парни из DARPA вкупе с аэрокосмическими концернами? В принципе, ничего нового. Ускоритель (баклага в хвостовой части) поможет разогнать ракету до оптимальной скорости, затем за дело возьмется воздушно-реактивный двигатель в передней части. ГПВРД не функционируют эффективно на более низких скоростях, требуя начального разгона до высокой скорости Маха, а именно 3-5М. Зато потом – с ветерком.
Эта двухступенчатая концепция конструкции не нова, она использовалась при разработке других гиперзвуковых испытательных аппаратов в прошлом. Это и вышеупомянутый «HyFly 2» компании «Boeing» и гиперзвуковая крылатая ракета X-51 «Waverider». В период с 2010 по 2013 год ВВС провели летные испытания четырех X-51, по итогам которых от ракеты отказались.
X-51 «Waverider»
Конкретные подробности о проекте «Raytheon» и «Northrop Grumman», который был протестирован в рамках HAWC, и о том, который обе компании сейчас разрабатывают в рамках HACM, ограничены. Сообщается, что в одном из испытаний «прототип, разработанный «Raytheon» и «Northrop Grumman», пролетел более 500 км, но неясно, как долго ГПВРД работал во время этого полета», — говорится в отчете Бюджетного управления Конгресса (CBO) за январь 2023 года.
Ну… А хотите «Кинжалом» вмажем? Километров так с восьмисот? И попадем?
Ведь не так важно (хотя нет, важно) сколько километров пролетит ракета, важно – как пролетит и как попадет. Можно, знаете, и три тысячи пролететь и отклониться так на полкилометра, а то и больше. Узнаете почерк, да? Есть в мире страна, которая строила такие вот ракеты. И даже пыталась применять, но несколько малорезультативно.
Как бы то ни было, основным преимуществом гиперзвуковых крылатых ракет по сравнению с существующими дозвуковыми и даже сверхзвуковыми конструкциями является способность преодолевать большие расстояния за очень короткие промежутки времени. Это позволяет им быстрее поражать нестационарные цели, способные к динамическому маневрированию, и в результате дает противникам меньше времени на реакцию. Чрезвычайная скорость этих ракет, плюс возможность смены курса и эшелона высоты – все это весьма затрудняет любые попытки их перехвата.
Потому работы продолжаются, и на НАСМ возлагаются весьма нешуточные надежды. Ведь согласно планам, НАСМ – это ракета, которая может атаковать на гиперзвуковых скоростях не только стационарные, но и динамические цели. Кроме того, HACM ожидается в меньших размерах, чем ARRW, что означает потенциальное применение не только с огромных бомбардировщиков типа В-52, В-1 и В-2, но и с самолетов среднего класса типа F-15EX.
Но пока НАСМ нет, военные развлекают коллег вот такими «ознакомительными мероприятиями», где знакомят видимо, летный состав ВВС с ракетами AGM-183A под вывеской НАСМ. А почему нет, ракета – она в Эдвардсе ракета, показывать можно и можно на примере объяснять… А что объяснять? Как «космические корабли бороздят пространство…»?
В общем – странные такие лекции.
Интересно, что на фотографиях, сделанных во время мероприятия по ознакомлению с гиперзвуковым оружием в Эдвардсе, очень хорошо видно, что демонстрируемый образец, по-видимому, является боевой ракетой AGM-183A. Ракета имеет желтую полосу вокруг корпуса, которая обычно обозначает, что изделие боевое.
Фотография с мероприятия в Эдвардсе, на которой изображена ракета AGM-183A ARRW под крылом бомбардировщика B-52.
Кроме того, у нее защитная крышка на задней части и маркировка «AR-AUR-004», где AUR, скорее всего, означает «All Up Round», термин, который относится к боеспособной ракете.
Крупный план маркировки на боковой стороне ракеты AGM-183A
Оружие быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW), также обозначаемое как AGM-183A, представляет собой ракету, в которой используется беспилотный планирующий аппарат-глайдер, несколько другой вид концепции гиперзвукового оружия. Конструкция глайдера намного больше, чем ожидается от HACM, и на сегодняшний день запуск таких аппаратов возможен только с бомбардировщиков B-52. В марте ВВС объявили, что отменяют дальнейшие работы над AGM-183A и переориентируют свои ресурсы на HACM, хотя запланированные летные испытания ARRW будут произведены, а их результаты использованы в разработках других проектов.
Протокол испытаний ARRW неоднозначен, и ВВС отказались сообщить, было ли последнее известное испытание этой конструкции, которое состоялось в августе 2023 года, успешным или неудачным. Изначально планировалось, что ARRW станет первым гиперзвуковым оружием ВВС США. Планировалось, что AGM-183А будет принят на вооружение уже в ближайшее время, но эти планы были явно слишком амбициозными.
ARRW после пуска во время летных испытаний с боевой стрельбой
Текущий план ВВС состоит в том, чтобы начать развертывание HACM в 2027 году, при этом F-15E станет первым самолетом, способным нести ракету. Ожидается, что в конечном итоге НАСМ будет интегрирован на другие платформы: бомбардировщики B-1, B-2 и B-52, что следует из того, что члены экипажей присутствовали на мероприятии в Эдвардсе. Истребители F-15EX вообще рекламируются как потенциальная платформа для несения гиперзвукового оружия, а будущие бомбардировщики-невидимки B-21 «Raider» могут стать следующим потенциальным носителем HACM.
Дальше вполне возможен интерес к НАСМ со стороны ВМС США и Корпуса морской пехоты США. Но здесь нет таких носителей, как у ВВС, а смогут ли F-35 или F/А-18 тащить приличные по габаритам и весу ракеты HACM с достаточной эффективностью, чтобы иметь смысл интегрировать их с самолетами ВМС США и КМП США – это вопрос на пару ближайших лет.
Вообще-то Военно-морской флот США отдельно работает над собственной противокорабельной гиперзвуковой воздушно-реактивной крылатой ракетой в рамках программы Hypersonic Air-Launched Offensive Anti-Surface Warfare (HALO). И, если у них все пойдет, как задумано, своя гиперзвуковая ПКР у флота будет. В обозримой перспективе.
Но то, что ВВС США намерены начать развертывание своих первых гиперзвуковых крылатых ракет HACM в течение следующих четырех лет, дает изрядную пищу для размышлений. На первый взгляд все смотрится не очень серьезно: разрабатывается концепция, тактика, стратегия, пилоны, носители – а самой ракеты нет. Более того, то, что планировалось к принятию на вооружение, внезапно идет в утиль.
Но возможен вариант, что продолжение работ получилось обнадеживающим, и именно потому так внезапно AGM-183А отправили в отставку, а НАСМ дали три зеленых света. И потому, наконец, показали если не саму ракету, то хотя бы макет проекта, предшествующего ей.
Хотя стоит признать, что последнее испытание AGM-183А смотрелось странно.
19 августа прошлого года, военно-воздушные силы США заявили, что провели еще один запуск гиперзвуковой ракеты быстрого реагирования AGM-183А воздушного базирования (ARRW), но не сообщили, достигли ли они задуманных результатов. Военное ведомство, которое больше не планирует принимать на вооружение ARRW, заявило, что этот последний раунд испытаний с боевыми стрельбами предоставил данные, которые «будут полезны для других гиперзвуковых программ, включая разрабатываемую в настоящее время гиперзвуковую крылатую ракету Hypersonic Attack Cruise Missile, HACM. Запуск также дал возможность проверить новые инструменты для тестирования и оценки гиперзвуковых систем».
Представитель 96-го испытательного крыла ВВС США на авиабазе Эдвардс подтвердил изданию The War Zone, что бомбардировщик B-52H запустил ARRW «у побережья Южной Калифорнии» 19 августа.
Вообще ролик длиной 1 минуту и 40 секунд показал во всей красе только В-52 и ракету под крылом. Момента пуска не было, что заставляет думать о разном.
Изделия AGM-183А загружаются на бомбардировщик B-52H
«В ходе этого испытания был запущен полноценный прототип действующей гиперзвуковой ракеты и основное внимание уделялось сквозным характеристикам ARRW. Военно-воздушные силы получили ценную информацию о возможностях этой новой, передовой технологии».
«Хотя мы не будем обсуждать конкретные цели испытаний, этот тест получил ценные, уникальные данные и был предназначен для продвижения ряда программ, таких как ARRW и HACM. Мы также подтвердили и улучшили наши возможности по тестированию и оценке для продолжения разработки передовых гиперзвуковых систем».
«Хотя мы не будем обсуждать конкретные цели испытаний, этот тест получил ценные, уникальные данные и был предназначен для продвижения ряда программ, таких как ARRW и HACM. Мы также подтвердили и улучшили наши возможности по тестированию и оценке для продолжения разработки передовых гиперзвуковых систем».
Честное слово, вот чем-то таким родным повеяло… И запахом свежеприготовленной гречневой лапши потянуло. И сложилось впечатление, что ничего там у них не получилось совершенно, а за всеми этими обтекаемыми фразами стоит только провал очередного проекта. И вот вам аргументация, почему он так быстро был закрыт.
Впрочем, отдадим должное американцам, они не снижая оборотов сейчас рванут лепить новую штуковину. Бюджет не должен стоять-простаивать, враг не дремлет, а потому вместо гиперзвукового глайдера будет гиперзвуковая ракета.
Из пяти первоначальных испытаний AGM-183 с боевыми стрельбами, которые проводились в период с апреля 2021 года по май 2022 года, ВВС классифицировали два как неудачные, один как частичный успех и два как полные успехи. Ранее служба также провела ряд летных испытаний, в ходе которых испытательные изделия ARRW фактически не запускались с бомбардировщиков B-52H, на которые они были загружены.
То есть, в целом, результаты летных испытаний AGM-183 в лучшем случае неоднозначны. Это стало основным фактором, способствовавшим решению ВВС отменить проект, о котором было объявлено ранее в этом году в рамках предложения по бюджету на 2024 финансовый год.
Несмотря на то, что ВВС США долгое время рекламировали ARRW как первое действующее гиперзвуковое оружие воздушного базирования и важнейшее дополнение к своему арсеналу, особенно в контексте потенциального будущего конфликта с Китаем, теперь они переключили свое внимание на воздушно-ракетный HACM.
Вообще движения наводить там умеют. И подать это должным образом тоже, что есть – того не отнять. Одни в мыле разбирают старые ракеты, которые ARRW, вторые бегают с проектом НАСМ, третьи уже начинают модели-образцы собирать, четвертые пилят пилоны и так далее. В общем – народ полностью при деле, и никто глупыми мыслями себе голову не забивает, поскольку вся работа направлена на обеспечение безопасности любимой страны.
Не хватает только над всем лозунга: «Ударим капиталистическим трудом по щупальцам коммунистической гидры!». Или как-то так.
И это только ВВС. А еще флот свою ракету хочет, да и сухопутникам тоже, наверное, такое снится в приятных снах.
Вообще в то, что рано или поздно, но ребята из «Боинга» и «Локхида» вкупе с остальными участниками ракету до ума доведут, верится. Ну или так – 50/50, что доведут, но ведь в чем преимущество США над всеми остальными? Правильно, в том, что у них деньги никогда не закончатся. Не получится НАСМ – начнут еще какой-нибудь проект, DARPA к этому времени что-то да придумает.
Но вот глядя на весь этот яркий карнавал, поневоле задаешь себе вопрос, как в том анекдоте: «А не долбанет? – Да вроде не должно…». Но какое-то такое ощущение от общего коловращения имеется. Кажется, что за всей этой кутерьмой стоит великий ужас «Что-то пошло не так», а потому американские разработчики ракет усиленно пытаются всем показать, что дубина у них есть, надо только сучки обрезать.
Опять же повторюсь, что в том, что у американцев появятся гиперзвуковые ракеты, сомнений нет. Это страна и с конструкторской школой, и с технологиями, и главное – с деньгами. Все у них будет, вопрос времени. Но в России гиперзвуковое оружие уже есть, а китайские инженеры тоже движутся семимильными шагами в этом направлении.
Понятно, что тут год-два ничего не решают, вопрос только престижа. Но чем дольше одна страна успешно работает над вопросами гиперзвука, тем больше у нее информации, которая поможет и защититься от аналогичных изделий противника. Вот в чем, как мне кажется, потаенный смысл всего процесса. Мы применяем. Анализируем. Делаем выводы. Модернизируем и изобретаем, то есть, фактически идет вперед и вверх. А догонять никто не любит. Поэтому мы и наблюдаем в США довольно лихорадочную суету, которой почему-то совершенно не хочется бояться. По крайней мере – не сегодня.
- Роман Скоморохов
- thedrive.com, pichold.ru
Свежие комментарии