На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 314 подписчиков

Свежие комментарии

  • Юрий Дунаев
    Автор, когда, откуда, и на каком "немецком самолёте" якобы "улетел" из плена Владимир Чипков?Побег Владимира М...
  • Владимир Алтайцев
    ☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️☠️👿👿👿👿👿👿👿Автор, непонятно  из какой помойки и булькающий,   из-за своей ненависти ...Победители, патри...
  • Юрий Астахов
    Цже более 15 лет очевидно, что нашу госдуму необходимо разогнать, но президент, видимо, этого не видитГосдума простила ...

Пожалуй, такого гиперзвука мы не испугаемся

Пожалуй, такого гиперзвука мы не испугаемся

Происходящее сегодня в ВВС США заслуживает внимания, потому что действительно, происходящее у них интересно, да еще чем-то напоминает происходящее у нас. Разбирая американские дела с В-52 и желанием подвесить на его пилоны новые гиперзвуковые ракеты, поневоле задался вопросом: а есть что подвешивать-то?

Гиперзвук сегодня модное слово. Но за ним должно стоять именно то, что мы имеем в виду - ракеты со скоростью полета выше 5М.

Пилон, простите, не такая сложная деталь. Полсотни умных людей в КБ (согласен, везде сейчас сложности с этим), пара месяцев дрессировки одного завода – и вот точно будет результат. А вот с ракетами для пилона творится что-то несусветное.

Военно-воздушные силы США внезапно начали демонстрировать свою секретную гиперзвуковую крылатую ракету с воздушно-реактивным двигателем. Шум подняли вполне приличный, пресса откликнулась. Но вся соль в том, что ракета AGM-183A воздушного базирования… снята с разработки, то есть, от нее просто отказались. По результатам испытаний в 2023 году.

А сегодня многие издания начали публиковать материалы и главное – фотографии некоего подполковника ВВС США Джеффри Комивза, «эксперта по гиперзвуковому применению». Подполковник, внимание, проводит «ознакомительные тренировки с гиперзвуковым оружием» на базе ВВС Эдвардс что в Калифорнии.

Вот ведь как бывает… Как в ВМС Украины: подводных сил нет, а адмиралы-подводники в ассортименте. А в США гиперзвуковых ракет пока нет, зато уже есть «эксперт» по применению. Ни одного успешного пуска гиперзвукового оружия еще не было, но экспертное мнение уже есть. Чудны дела господни. Хорошо хоть к нас в соцсети не заглянули, у нас каждый второй эксперт, хоть и не подполковник.


Фотография подполковника Джеффри Комивеса (в центре в камуфляжной форме), когда он проводит «инструктаж» по гиперзвуковой крылатой ракете на базе ВВС Эдвардс

И остальные фото примерно с тем же наполнением: «эксперт» в камуфляжной форме что-то вещает возле чего-то такого, что можно выдать за ракету. Остальные делают умные лица и взирают на это ракетное чудо.

Понять, что там реально, ракета, макет, тестовое изделие нереально. Выдают это все за НАСМ, но вполне возможно, что это как раз элементы AGM-183A ARRW, которое теперь, после отказа Пентагона от нее, показывать общественности можно.

HACM – это сложнее. Этот проект является прямым продолжением программы Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) по разработке концепции гиперзвукового воздушно-реактивного оружия (HAWC), в которой ВВС принимали непосредственное участие. HACM также использует прошлые испытания экспериментального гиперзвукового летательного аппарата HyFly 2 компании «Boeing» и работу, проделанную в рамках американо-австралийского Интегрированного летно-исследовательского эксперимента Южного Креста (SCIFiRE).

Кроме того, в настоящее время DARPA реализует свою собственную инициативу под названием «Больше возможностей с HAWC» (MoHAWC), которая поможет продолжить развитие соответствующих технологий.


В сентябре 2022 года ВВС объявили «Raytheon» в сотрудничестве с «Northrop Grumman» победителем конкурса по HACM. Военное ведомство надеется начать развертывание оружия этого типа в рамках своей программы гиперзвуковых крылатых ракет (HACM), начиная с 2027 года. То есть, через два года.

«Raytheon» и «Northrop Grumman» ранее работали вместе в рамках программы HAWC. «Lockheed Martin» и «Aerojet Rocketdyne» также объединились для создания ракеты, которая была испытана в рамках HAWC. В общем, можно сказать, что все при деле.

Но нас в первую очередь интересует, насколько быстро красивые картинки станут смертоносными изделиями, поскольку, как показала практика, с некоторыми из них мы вынужденно знакомимся на Украине.


Рендеринг DARPA, ранее опубликованный в связи с программой HAWC

Вообще DARPA – это очень интересное явление. Идея была хороша, и главное, из огромной толпы собранных по всей стране очкариков-ботаников у американцев получилось создать этакий НИИ «Оборонпром». У нас такого нет, а жаль. «Научные роты» так и остались неплохой идеей с отвратительной реализацией, а равного DARPA в России нет.

Итак, что показали парни из DARPA вкупе с аэрокосмическими концернами? В принципе, ничего нового. Ускоритель (баклага в хвостовой части) поможет разогнать ракету до оптимальной скорости, затем за дело возьмется воздушно-реактивный двигатель в передней части. ГПВРД не функционируют эффективно на более низких скоростях, требуя начального разгона до высокой скорости Маха, а именно 3-5М. Зато потом – с ветерком.

Эта двухступенчатая концепция конструкции не нова, она использовалась при разработке других гиперзвуковых испытательных аппаратов в прошлом. Это и вышеупомянутый «HyFly 2» компании «Boeing» и гиперзвуковая крылатая ракета X-51 «Waverider». В период с 2010 по 2013 год ВВС провели летные испытания четырех X-51, по итогам которых от ракеты отказались.


X-51 «Waverider»

Конкретные подробности о проекте «Raytheon» и «Northrop Grumman», который был протестирован в рамках HAWC, и о том, который обе компании сейчас разрабатывают в рамках HACM, ограничены. Сообщается, что в одном из испытаний «прототип, разработанный «Raytheon» и «Northrop Grumman», пролетел более 500 км, но неясно, как долго ГПВРД работал во время этого полета», — говорится в отчете Бюджетного управления Конгресса (CBO) за январь 2023 года.

Ну… А хотите «Кинжалом» вмажем? Километров так с восьмисот? И попадем?

Ведь не так важно (хотя нет, важно) сколько километров пролетит ракета, важно – как пролетит и как попадет. Можно, знаете, и три тысячи пролететь и отклониться так на полкилометра, а то и больше. Узнаете почерк, да? Есть в мире страна, которая строила такие вот ракеты. И даже пыталась применять, но несколько малорезультативно.

Как бы то ни было, основным преимуществом гиперзвуковых крылатых ракет по сравнению с существующими дозвуковыми и даже сверхзвуковыми конструкциями является способность преодолевать большие расстояния за очень короткие промежутки времени. Это позволяет им быстрее поражать нестационарные цели, способные к динамическому маневрированию, и в результате дает противникам меньше времени на реакцию. Чрезвычайная скорость этих ракет, плюс возможность смены курса и эшелона высоты – все это весьма затрудняет любые попытки их перехвата.

Потому работы продолжаются, и на НАСМ возлагаются весьма нешуточные надежды. Ведь согласно планам, НАСМ – это ракета, которая может атаковать на гиперзвуковых скоростях не только стационарные, но и динамические цели. Кроме того, HACM ожидается в меньших размерах, чем ARRW, что означает потенциальное применение не только с огромных бомбардировщиков типа В-52, В-1 и В-2, но и с самолетов среднего класса типа F-15EX.


Но пока НАСМ нет, военные развлекают коллег вот такими «ознакомительными мероприятиями», где знакомят видимо, летный состав ВВС с ракетами AGM-183A под вывеской НАСМ. А почему нет, ракета – она в Эдвардсе ракета, показывать можно и можно на примере объяснять… А что объяснять? Как «космические корабли бороздят пространство…»?

В общем – странные такие лекции.

Интересно, что на фотографиях, сделанных во время мероприятия по ознакомлению с гиперзвуковым оружием в Эдвардсе, очень хорошо видно, что демонстрируемый образец, по-видимому, является боевой ракетой AGM-183A. Ракета имеет желтую полосу вокруг корпуса, которая обычно обозначает, что изделие боевое.


Фотография с мероприятия в Эдвардсе, на которой изображена ракета AGM-183A ARRW под крылом бомбардировщика B-52.

Кроме того, у нее защитная крышка на задней части и маркировка «AR-AUR-004», где AUR, скорее всего, означает «All Up Round», термин, который относится к боеспособной ракете.


Крупный план маркировки на боковой стороне ракеты AGM-183A

Оружие быстрого реагирования воздушного базирования (ARRW), также обозначаемое как AGM-183A, представляет собой ракету, в которой используется беспилотный планирующий аппарат-глайдер, несколько другой вид концепции гиперзвукового оружия. Конструкция глайдера намного больше, чем ожидается от HACM, и на сегодняшний день запуск таких аппаратов возможен только с бомбардировщиков B-52. В марте ВВС объявили, что отменяют дальнейшие работы над AGM-183A и переориентируют свои ресурсы на HACM, хотя запланированные летные испытания ARRW будут произведены, а их результаты использованы в разработках других проектов.

Протокол испытаний ARRW неоднозначен, и ВВС отказались сообщить, было ли последнее известное испытание этой конструкции, которое состоялось в августе 2023 года, успешным или неудачным. Изначально планировалось, что ARRW станет первым гиперзвуковым оружием ВВС США. Планировалось, что AGM-183А будет принят на вооружение уже в ближайшее время, но эти планы были явно слишком амбициозными.


ARRW после пуска во время летных испытаний с боевой стрельбой

Текущий план ВВС состоит в том, чтобы начать развертывание HACM в 2027 году, при этом F-15E станет первым самолетом, способным нести ракету. Ожидается, что в конечном итоге НАСМ будет интегрирован на другие платформы: бомбардировщики B-1, B-2 и B-52, что следует из того, что члены экипажей присутствовали на мероприятии в Эдвардсе. Истребители F-15EX вообще рекламируются как потенциальная платформа для несения гиперзвукового оружия, а будущие бомбардировщики-невидимки B-21 «Raider» могут стать следующим потенциальным носителем HACM.

Дальше вполне возможен интерес к НАСМ со стороны ВМС США и Корпуса морской пехоты США. Но здесь нет таких носителей, как у ВВС, а смогут ли F-35 или F/А-18 тащить приличные по габаритам и весу ракеты HACM с достаточной эффективностью, чтобы иметь смысл интегрировать их с самолетами ВМС США и КМП США – это вопрос на пару ближайших лет.

Вообще-то Военно-морской флот США отдельно работает над собственной противокорабельной гиперзвуковой воздушно-реактивной крылатой ракетой в рамках программы Hypersonic Air-Launched Offensive Anti-Surface Warfare (HALO). И, если у них все пойдет, как задумано, своя гиперзвуковая ПКР у флота будет. В обозримой перспективе.

Но то, что ВВС США намерены начать развертывание своих первых гиперзвуковых крылатых ракет HACM в течение следующих четырех лет, дает изрядную пищу для размышлений. На первый взгляд все смотрится не очень серьезно: разрабатывается концепция, тактика, стратегия, пилоны, носители – а самой ракеты нет. Более того, то, что планировалось к принятию на вооружение, внезапно идет в утиль.

Но возможен вариант, что продолжение работ получилось обнадеживающим, и именно потому так внезапно AGM-183А отправили в отставку, а НАСМ дали три зеленых света. И потому, наконец, показали если не саму ракету, то хотя бы макет проекта, предшествующего ей.

Хотя стоит признать, что последнее испытание AGM-183А смотрелось странно.

19 августа прошлого года, военно-воздушные силы США заявили, что провели еще один запуск гиперзвуковой ракеты быстрого реагирования AGM-183А воздушного базирования (ARRW), но не сообщили, достигли ли они задуманных результатов. Военное ведомство, которое больше не планирует принимать на вооружение ARRW, заявило, что этот последний раунд испытаний с боевыми стрельбами предоставил данные, которые «будут полезны для других гиперзвуковых программ, включая разрабатываемую в настоящее время гиперзвуковую крылатую ракету Hypersonic Attack Cruise Missile, HACM. Запуск также дал возможность проверить новые инструменты для тестирования и оценки гиперзвуковых систем».

Представитель 96-го испытательного крыла ВВС США на авиабазе Эдвардс подтвердил изданию The War Zone, что бомбардировщик B-52H запустил ARRW «у побережья Южной Калифорнии» 19 августа.


Вообще ролик длиной 1 минуту и 40 секунд показал во всей красе только В-52 и ракету под крылом. Момента пуска не было, что заставляет думать о разном.


Изделия AGM-183А загружаются на бомбардировщик B-52H

«В ходе этого испытания был запущен полноценный прототип действующей гиперзвуковой ракеты и основное внимание уделялось сквозным характеристикам ARRW. Военно-воздушные силы получили ценную информацию о возможностях этой новой, передовой технологии».

«Хотя мы не будем обсуждать конкретные цели испытаний, этот тест получил ценные, уникальные данные и был предназначен для продвижения ряда программ, таких как ARRW и HACM. Мы также подтвердили и улучшили наши возможности по тестированию и оценке для продолжения разработки передовых гиперзвуковых систем».


Честное слово, вот чем-то таким родным повеяло… И запахом свежеприготовленной гречневой лапши потянуло. И сложилось впечатление, что ничего там у них не получилось совершенно, а за всеми этими обтекаемыми фразами стоит только провал очередного проекта. И вот вам аргументация, почему он так быстро был закрыт.

Впрочем, отдадим должное американцам, они не снижая оборотов сейчас рванут лепить новую штуковину. Бюджет не должен стоять-простаивать, враг не дремлет, а потому вместо гиперзвукового глайдера будет гиперзвуковая ракета.

Из пяти первоначальных испытаний AGM-183 с боевыми стрельбами, которые проводились в период с апреля 2021 года по май 2022 года, ВВС классифицировали два как неудачные, один как частичный успех и два как полные успехи. Ранее служба также провела ряд летных испытаний, в ходе которых испытательные изделия ARRW фактически не запускались с бомбардировщиков B-52H, на которые они были загружены.


То есть, в целом, результаты летных испытаний AGM-183 в лучшем случае неоднозначны. Это стало основным фактором, способствовавшим решению ВВС отменить проект, о котором было объявлено ранее в этом году в рамках предложения по бюджету на 2024 финансовый год.

Несмотря на то, что ВВС США долгое время рекламировали ARRW как первое действующее гиперзвуковое оружие воздушного базирования и важнейшее дополнение к своему арсеналу, особенно в контексте потенциального будущего конфликта с Китаем, теперь они переключили свое внимание на воздушно-ракетный HACM.

Вообще движения наводить там умеют. И подать это должным образом тоже, что есть – того не отнять. Одни в мыле разбирают старые ракеты, которые ARRW, вторые бегают с проектом НАСМ, третьи уже начинают модели-образцы собирать, четвертые пилят пилоны и так далее. В общем – народ полностью при деле, и никто глупыми мыслями себе голову не забивает, поскольку вся работа направлена на обеспечение безопасности любимой страны.

Не хватает только над всем лозунга: «Ударим капиталистическим трудом по щупальцам коммунистической гидры!». Или как-то так.

И это только ВВС. А еще флот свою ракету хочет, да и сухопутникам тоже, наверное, такое снится в приятных снах.

Вообще в то, что рано или поздно, но ребята из «Боинга» и «Локхида» вкупе с остальными участниками ракету до ума доведут, верится. Ну или так – 50/50, что доведут, но ведь в чем преимущество США над всеми остальными? Правильно, в том, что у них деньги никогда не закончатся. Не получится НАСМ – начнут еще какой-нибудь проект, DARPA к этому времени что-то да придумает.

Но вот глядя на весь этот яркий карнавал, поневоле задаешь себе вопрос, как в том анекдоте: «А не долбанет? – Да вроде не должно…». Но какое-то такое ощущение от общего коловращения имеется. Кажется, что за всей этой кутерьмой стоит великий ужас «Что-то пошло не так», а потому американские разработчики ракет усиленно пытаются всем показать, что дубина у них есть, надо только сучки обрезать.

Опять же повторюсь, что в том, что у американцев появятся гиперзвуковые ракеты, сомнений нет. Это страна и с конструкторской школой, и с технологиями, и главное – с деньгами. Все у них будет, вопрос времени. Но в России гиперзвуковое оружие уже есть, а китайские инженеры тоже движутся семимильными шагами в этом направлении.

Понятно, что тут год-два ничего не решают, вопрос только престижа. Но чем дольше одна страна успешно работает над вопросами гиперзвука, тем больше у нее информации, которая поможет и защититься от аналогичных изделий противника. Вот в чем, как мне кажется, потаенный смысл всего процесса. Мы применяем. Анализируем. Делаем выводы. Модернизируем и изобретаем, то есть, фактически идет вперед и вверх. А догонять никто не любит. Поэтому мы и наблюдаем в США довольно лихорадочную суету, которой почему-то совершенно не хочется бояться. По крайней мере – не сегодня.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх