В послевоенное время в Советском Союзе был создан ряд опытных 100-мм самоходных артиллерийских установок. Хотя некоторые машины были рекомендованы к принятию на вооружение, ни одна такая САУ так и не была запущена в серийное производство. Это объясняется тем, что в 1950-е годы опытные 100-мм самоходки не имели заметных преимуществ перед уже имеющимися в войсках танками и самоходными установками, а позже не могли составить существенной конкуренции ПТРК.
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-100П
В годы Второй мировой в Германии серийно производилось несколько типов истребителей танков с открытой сверху легкобронированной рубкой или только с орудийным щитом, защищающим расчёт от пуль и осколков спереди.
Самоходки, созданные по такой схеме, позволяли использовать лёгкое шасси и по сравнению с полностью бронированными САУ стоили значительно меньше. Хотя на поле боя расчёт слабо защищённых установок оказывался более уязвим, командир и наводчик имели лучший обзор, и при действиях с заранее подготовленной и хорошо замаскированной позиции простые и относительно недорогие истребители танков демонстрировали хорошую эффективность.
С учётом немецкого опыта в 1947 году под руководством Г. С. Ефимова в конструкторском бюро Свердловского машиностроительного завода «Уралтрансмаш» (ОКБ-3) была начата работа по созданию САУ СУ-100П («Объект 105»).
Согласно представлениям военных, САУ полуоткрытого типа предназначалась для сопровождения пехотных и танковых подразделений. В обороне такие установки должны были отражать атаки танков неприятеля, а в наступлении оказывать огневую поддержку, уничтожать огневые точки и разрушать укрепления. Кроме того, самоходка, вооруженная мощным 100-мм орудием, могла привлекаться для ведения контрбатарейной борьбы.
При разработке шасси «Объект 105» было применено немало новаторских решений. Корпус САУ собрали из катаных 8-15 мм броневых листов, что обеспечивало защиту от пуль и осколков. В средней части корпуса размещались силовая установка и агрегаты трансмиссии со смещением двигателя вправо. Слева находилось отделение управления с отдельным люком. Помимо механика-водителя имелось ещё три члена экипажа: командир и наводчик размещались по бокам от орудия, место заряжающего находилось в задней части боевого отделения. Боевое отделение с боков было прикрыто откидывающимися щитами. При создании головного образца часть броневых листов имела клепаные соединения, однако позже конструкция стала полностью сварной.
Головной образец САУ СУ-100П
Для СУ-100П спроектировали новую ходовую часть. Она получила по шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на каждом борту. Катки имели индивидуальную торсионную подвеску с дополнительными гидравлическими амортизаторами на передней и задней парах катков. Верхняя ветвь гусеницы помещалась на небольших поддерживающих роликах. Впервые в отечественной практике была разработана и внедрена гусеница с резинометаллическим шарниром.
Специально для САУ СУ-100П в КБ свердловского завода № 9 на базе танкового 100-мм орудия Д-10 создали пушку Д-50. Эта пушка с длиной ствола 59 калибров комплектовалась дульным тормозом, имела клиновой полуавтоматический затвор, ручной и электромеханический спусковой механизм, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Для стрельбы прямой наводкой первоначально применялся телескопический прицел ОП-1-7, для огня с закрытых позиций – панорама от ЗИС-3.
Пушка Д-50 могла использовать всю номенклатуру боеприпасов, доступную для орудий Д-10 и БС-3. В боеукладках на борту СУ-100П размещалось 48 унитарных выстрелов. Конструкция тумбовой установки позволяла обстреливать цели в секторе шириной 150°. Углы вертикальной наводки — от -5° до +37°. Благодаря наличию компенсирующего устройства обеспечивалась плавность наводки. Дальность стрельбы достигала 15 800 м. Боевая скорострельность с исправлением наводки — 6 выстр./мин.
Масса полностью снаряженной машины превышала 22 т. Длина корпуса – 6460 мм. Длина с пушкой вперед – 7800 мм. Ширина – 3100 мм. Дизельный двигатель В-105-В мощностью 400 л.с. представлял собой доработанный вариант серийного В-2. Скорость по шоссе – до 60 км/ч. Запас хода – до 300 км.
На полигон СУ-100П передали в июне 1949 года. В ходе первого этапа испытаний опытная САУ прошла более 2900 км и сделала 93 выстрела. В целом машина показала себя хорошо, но с учётом выявленных недостатков ходовой части и вооружения установка была отправлена на доработку, которая длилась больше года.
Следующий этап тестирования начался в январе 1950 года. Доработанная САУ имела ходовую часть с увеличенным ресурсом, что позволило пройти на полигоне 3000 км. Благодаря тому, что линия огня была опущена на 110 мм, стала легче работа заряжающего. Для стрельбы прямой наводкой использовался прицел ОП-2-5. Для повышения эффективности боевой работы экипаж был увеличен до пяти человек. Однако и этот вариант не полностью устроил заказчика, и в середине 1951 года военным был представлен «Объект 105ВК».
В 1953 году Главное бронетанковое управление заказало постройку 10 самоходок для войсковых испытаний. Предсерийную партию модернизированных машин передали в войска в 1954 году. Но к тому моменту взгляды советских военачальников на роль и технический облик САУ изменились, и решение о запуске СУ-100П в серию не последовало.
Тем не менее полного отказа от артиллерийской установки сразу не последовало, и в 1956 году вышло постановление Совмина о продолжении темы. В рамках усовершенствованного проекта «Объект 105М» требовалось повысить надежность всех основных агрегатов самоходки, которую предполагалось принять на вооружение под обозначением СУ-100ПМ.
СУ-100ПМ
Использование модернизированного серийного орудия Д-10 позволяло улучшить боевые и служебно-эксплуатационные характеристики, а также унифицировать вооружение с серийными танками. При этом габариты и масса самоходки должны были оставаться на уровне базового образца.
Благодаря совершенствованию ходовой части максимальную скорость движения по шоссе удалось довести до 65 км/ч, а скорость на танковой трассе – до 21 км/ч. Штатные средства наблюдения дополнили приборами ночного видения. В распоряжении наводчика появился отдельный ночной прицел с ИК-прожектором.
В ходе испытаний, продолжавшихся до середины 1960 года, прототип прошел более 10 000 км и сделал около 90 выстрелов днем и ночью. В отчете с полигона отмечалось, что машина успешно справилась с поставленными задачами. В то же время, несмотря на положительное заключение, было очевидно, что СУ-100ПМ уже не соответствует требованиям, предъявляемым к САУ нового поколения.
По уровню бронирования самоходка СУ-100ПМ уступала не только танкам Т-54/55, но и САУ СУ-100, созданной в годы войны на шасси Т-34, не превосходя их в части вооружения. Открытая самоходная установка не обеспечивала должную защиту экипажа от оружия массового поражения. Хотя сектор обстрела 100-мм орудия на СУ-100ПМ был выше, чем у классических самоходок периода Второй мировой, военные желали иметь САУ с более мощным орудием, обладающим гаубичными свойствами. В то же время считать «Объект 105» полностью провальным проектом нельзя. На этой машине удалось отработать ряд интересных элементов ходовой части, реализованных впоследствии на других серийных образцах. Так, «Объект 124», использованный для серийного строительства станций наведения ЗУР войскового ЗРК средней дальности 2К11 «Круг», представлял собой семикатковую модификацию базового шасси САУ СУ-100П.
В настоящее время единственный сохранившийся экземпляр САУ СУ-100П находится в экспозиции Бронетанкового музея в Кубинке.
Опытная самоходная артиллерийская установка СУ-100М
В 1950 году в КБ харьковского завода №75 начались работы по новому среднему танку «Объект 416». При этом была поставлена задача обеспечить максимальную защищённость экипажа при минимальном весе машины, сохранив огневую мощь на уровне существующих образцов.
Конструкция танка, который впоследствии переклассифицировали в противотанковую САУ СУ-100М, была необычной для советской послевоенной школы танкостроения.
СУ-100М
Машина имела компоновку с передним расположением МТО и кормовым размещением боевого отделения. Весь экипаж из четырех человек находился в башне. Такая схема позволила уменьшить высоту по крыше башни (1825 мм), но усложнила работу заряжающего, который действовал сидя на полу боевого отделения или стоя на коленях. В башне имелись устройства гидрообъемного типа, обеспечивающие вращение полика и сиденья механика-водителя, благодаря чему выдерживалось направление движения при вращении башни. Однако это требовало определенных навыков при вождении и было сопряжено с рядом сложностей.
Ходовая часть с торсионной подвеской и обрезиненными катками с траками с открытым металлическим шарниром. 12-цилиндровый 4-тактный дизель с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 400 л.с. позволял развивать скорость до 50 км/ч.
ПТ САУ СУ-100М имела ярко выраженное дифференцированное бронирование, но оно было слабей, чем на танке Т-54: в лобовой части башни 110 мм и 70 в передней части корпуса, толщина бортов и кормы – по 45 мм. Боевая масса СУ-100М достигала 30,9 т. Длина корпуса – 6350 мм. Длина с пушкой – 7940 мм. Ширина – 3240 мм.
100-мм нарезная пушка М-63 с щелевым дульным тормозом была разработана в ОКБ завода № 172 в Перми на базе танковой пушки Д-10Т. Для предотвращения загазованности боевого отделения для М-63 использовали систему продувки канала ствола воздухом. За счет применения механизированной подачи выстрела на линию заряжания и механизированной досылки в канал ствола боевая скорострельность достигала 6 выстр./мин. Без исправления наводки – до 10 выстр./мин. Боекомплект – 36 выстрелов. Со 100-мм пушкой был спарен пулемёт винтовочного калибра СГМТ. Углы вертикальной наводки орудия - от -5° до +36°.
Опытный экземпляр СУ-100М построили в 1951 году. В ходе испытаний, длившихся до середины 1953 года, выявилась ненадежность приводов управления, а экипаж жаловался на стеснённые условия работы. Машина не имела преимуществ перед серийным танком Т-54, в связи с чем принятие СУ-100М на вооружение сочли нецелесообразным.
В настоящее время опытная ПТ САУ СУ-100М экспонируется в парке «Патриот».
Опытная самоходная артиллерийская установка 2С15 «Норов»
В 1971 году началось серийное производство очень удачной 122-мм самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика», которая до сих пор имеется в вооруженных силах примерно сорока государств. Через несколько лет после принятия «Гвоздики» на вооружение военные инициировали разработку на её базе истребителя танков, вооруженного 100-мм гладкоствольной пушкой.
Хотя в 1970-е годы значение противотанковой артиллерии во многом снизилось, а основная ставка в борьбе с вражеской бронетехникой делалась на управляемые ракеты с кумулятивной боевой частью, наличие на вооружении плавающей самоходки, вооруженной орудием с высокой баллистикой, сулило определённые перспективы. В частности, можно было улучшить мобильность противотанковых артиллерийских дивизионов, где эксплуатировались буксируемые пушки Т-12 и МТ-12, и сократить номенклатуру средств тяги. Кроме того, размещение гладкоствольного 100-мм орудия на самоходном шасси позволяло повысить эффективность стрельбы за счёт использования более совершенных оптических и радиолокационных прицельных приспособлений, механизации процесса заряжания и стрельбы, а также введения в боекомплект управляемых ракет, запускаемых через ствол.
Основные работы по созданию новой САУ возложили на конструкторское бюро Юргинского машиностроительного завода. Радиолокационную аппаратуру должно было делать тульское ОКБ «Стрела». Артиллерийская часть разрабатывалась в ЦНИИ «Буревестник». Опытные образцы должны были строиться на заводе «Арсенал» в Ленинграде.
У «Гвоздики» без существенных изменений заимствовали корпус с внутренними агрегатами и ходовой частью. В передней части корпуса находилось моторно-трансмиссионное отделение с дизельным двигателем ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. и механическая трансмиссия с приводом на передние ведущие колеса. Ходовая часть осталась прежней, семикатковой с торсионной подвеской. Рядом с двигателем размещено отделение управления, а всю корму корпуса заняло боевое отделение. Боевая масса – около 16 т. Длина корпуса – 7260 мм. Ширина – 2850 мм. Высота машины – 2750 мм. Максимальная скорость на шоссе – 60 км/ч. На плаву – 4,5 км/ч. Запас хода – до 500 км. Экипаж – 4 человека.
Орудие, созданное на базе буксируемой 100-мм пушки МТ-12 и установленное в несколько видоизмененную по сравнению с «Гвоздикой» башню «Норова», отличалось наличием эжектора, но сохраняло характерный дульный тормоз. Боеприпасы также были полностью совместимы с «Рапирой». Основным новшеством стал автоматический радиолокационный приборный комплекс управления огнем (АРПКУО) с индексом 1А32, разработанный на основе уже существующего комплекса 1А31 «Рута» для буксируемой пушки МТ-12Р.
Опытная ПТ САУ 2С15 «Норов»
Антенное устройство радиолокационного комплекса находилось на лобовом листе башни справа от орудия. Под бронёй, защищающей от пуль и осколков, разместили приборы обработки данных и выдачи информации. С помощью АРПКУО командир и наводчик самоходки могли обнаруживать и сопровождать цели в тёмное время суток и в условиях плохой видимости. Также обеспечивалась выдача данных для наводки орудия с максимально возможной точностью. По неподтверждённым данным, обнаружение бронеобъекта радиолокатором должно было происходить на дальности не менее 3 км, взятие на автоматическое сопровождение — с дистанции не менее 2 км.
Однако сопряжение нового прицельного комплекса с орудием, а также доводкой до ума электронной аппаратуры и вооружения, размещённых на шасси «Гвоздики», потребовало большего времени, чем это планировалось изначально. Три опытных самоходки отправились на полигон только в 1983 году. Государственные испытания продлились около двух лет, по их завершению самоходку не рекомендовали к принятию на вооружение, и в 1985 году все работы по этой теме свернули.
Основной причиной такого решения стала слабость 100-мм гладкоствольного орудия, не способного гарантированно преодолеть фронтальную защиту новых западных танков 3-го послевоенного поколения. Кроме того, специалисты указывали на уязвимость достаточно крупных элементов радиолокационного комплекса, вынесенного за пределы броневого корпуса. Отчасти отказ от самоходки с АРПКУО был связан с высокой стоимостью и сложностью эксплуатации электроники, а также возможностью подавления средствами РЭБ.
С опытных самоходок частично демонтировали аппаратуру, а сами машины поставили на хранение. Один из прототипов более 30 лет находился на открытой площадке в ЦНИИ «Буревестник».
В 2020 году эту машину отреставрировали, и она заняла почётное место в составе постоянно действующей экспозиции в нижегородском Парке Победы.
Продолжение следует…
Свежие комментарии