На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид
    Та и пёс с ними! Вы про наших напишите. Как у наших исчезли миллионы. Или неудобно?В Пентагоне исчез...
  • Evgenija Palette
    Да ты никакая не КОРОЛЕВА... ( дух она украинский поддерживает)...  ТЫ - ПОРЫВАЙ, ПИДОПРИГОРА, БРЕХЕНЬКА, да коротень...Этот цирк пора за...
  • Evgenija Palette
    ПРАВИЛЬНО, ЯНА. И поставить, наконец, закономерный вопрос этим хохмачам (Королевой и Глушко) - ДО КАКИХ ПОР ЭТА КИКИМ...Этот цирк пора за...

Су-30МКИ: и снова танцы со слонами

Су-30МКИ: и снова танцы со слонами

Ну очень интересные дела происходят в Индии. Под конец года так и вообще, индийские традиционные танцы со слонами начались. И начались они тогда, когда командующий ВВС Индии главный маршал авиации Вивек Рам Чаудхари заявил, что Су-30МКИ после масштабной модернизации индийской авиастроительной компанией HAL более не будет считаться российской машиной.

Это, конечно, анекдот, так можно и про F-16 сказать, что он не американский, потому что только в Европе над сборкой самолетов трудилось 8 фирм из 5 стран и каждый третий самолёт американской сборки имел центроплан привезённый в США с завода «Fokker» в Нидерландах, а каждая третья хвостовая часть фюзеляжа поставлялась в США с завода SABCA из Бельгии. И ничего, американский самолет!

Господин главный маршал подчеркнул, что Су-30МКИ был модернизирован на 78% с использованием отечественных технологий, включая бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой, авиационные ракеты, средства освещения обстановки и бортовое радиоэлектронное оборудование. Ну вообще за индийский военпром можно только порадоваться, но простите, самолет на 78% не состоит из перечисленного.

Тут сразу стоит заметить, что РЛС с АФАР – это здорово, но во многих странах самолеты местных ВВС запросто несут службу с обычными РЛС, и ничего, справляются. БРЭО – очень важная составляющая, ракеты, бомбы, привязка к спутникам – все нужно. Но – можно обойтись.

Вот единственное, без чего самолет точно не взлетит – это двигатель и фюзеляж с крыльями.


Понятно, что вообще-то все надо рассматривать в комплексе, но повторюсь: есть основа и двигатель – РЛС и ракеты приложатся. Вот если бы на Су-30МКИ поставили индийский двигатель, то да, можно было бы что-то такое сказать на тему того, что самолет полностью индийский.

Однако, двигателя-то нет… Государственная фирма Hindustan Aeronautics Limited очень так «не смогла» в двигатель даже для аналога JAS 39, индийского легкого истребителя Tejas. И пришлось просить у американцев двигатель для «полностью индийского истребителя», который должен был заменить российские/советские МиГ-21 и МиГ-27. И в итоге «совсем индийский» Tejas оснащен американскими двигателями General Electric F404-GE-F2J3. Такое вот тоже «импортозамещение» по индийски. А про индийский народный двигатель Kaveri пока ничего не слышно.

И вот таким образом модернизированный Су-30МКИ записали в поколение «4,5+». Вообще изобретение новой классификации смотрится задорно и главное – открывает широкие возможности. Скоро по индийской классификации появятся самолеты «4,85» и «4,75+». Зачем – не совсем понятно, наверное, чтобы было удобнее Угандам продавать.

И это не авторский замысел, это опять же озвучил господин главный маршал индийской авиации.


Главный маршал авиации Индии Вивек Рам Чаудхари

«Су-30МКИ будет в значительной степени модернизирован на первом этапе, дабы стать грозным авиационным комплексом поколения «4,5+», который будет состоять на вооружении ВВС Индии наряду с другими самолетами отечественного производства».



Вообще «отечественное производство» в Индии – это и сборка из машинокомплектов. Так если посмотреть, то в Индии производят чуть ли не половину парка ВВС, но есть нюансы. И эти нюансы – двигатели.

В Индии как не могли в выпуск своих собственных двигателей, так и пока не могут. В этом плане Китай с его прорывом смотрится куда более прогрессивно, а все, что могут индийцы – это либо просто купить самолеты (как французские «Мираж 2000»), либо собирать самолеты при помощи любезно предоставленных технологий и двигателей (как Су-30МКИ).

Почему при этом самолеты меняют гражданство – сказать сложно.

Но сердце каждого самолета, даже индийского – импортное. Это началась с первого «индийского» самолета, HAL HF-24 «Марут», который вошел в историю ВВС Индии как первый индийский боевой самолет собственного производства.


Хоть не сказали, что собственной разработки, потому что генеральным конструктором «Марута» был не кто иной, как Курт Танк. Да-да, тот самый доктор технических наук, Курт Вальдемар Танк, создатель «Фокке-Вульфов» FW.200 «Condor», FW.58, FW.190 и Та.152. Построив самолеты для Аргентины, танк перебрался в Индию (в Германии ему запретили работать над созданием самолетов) и в 1961 году созданный им «Марут» полетел.

Правда, на двигателе Bristol Siddley «Orpheus» 703. В семидесятых индусы наладили лицензионную сборку этих двигателей, но увы, самолет, который проектировался Танком, как сверхзвуковой, скорости звука так и не преодолел. И тут дело не в ошибках немца, мы знаем, что самолеты проектировать он умел. Британский «Орфей», собранный индийскими руками, пел так себе.

Так что есть разница между самолетом индийской сборки и самолетом индийского производства. В сборке нет ничего зазорного, «айфоны» тоже собирают в Китае, из комплектующих, сделанных в США, Японии, Южной Корее. И, кстати, 25% всех «айфонов» собирают в той же Индии, так они от этого почему-то индийскими не становятся.

Модернизация, о которой заговорил господин главный маршал – дело очень непростое. Выбросить один блок из «начинки» и поставить на его место другой, прописав это в программном обеспечении и обеспечив сопряжение с другими блоками – это очень непростое дело. И работы по осовремениванию БРЭО тоже являются весьма перспективными.


Но что индийцы собираются делать с планером и двигателем?

Вот у нас понятно. У нас идет четкая работа на унификацию имеющегося парка самолетов. То есть, Су-30 всех модификаций, находящиеся на службе в ВВС и флотской авиации, станут тянуть на уровень Су-35С. То есть, модернизировать по установкам для Су-30СМ2.

Что это значит? А это значит, что в первую очередь меняется двигатель. Вместо АЛ-31ФП будет стоять АЛ-41Ф-1С именно от Су-35С, более мощный, более экономичный и к тому же с плазменной системой зажигания. Плюс у АЛ-41Ф-1С больше ресурс.

Да, электроника не останется прежней. Кроме всего, что относится к управлению двигателем, ведь не стоит забывать, что АЛ-31ФП – «форсированный, поворотный», то есть, способный к изменению вектора тяги на угол до ±15° в вертикальной плоскости. А двигатель АЛ-41Ф1С – всеракурсный, то есть, вектор тяги можно изменять в пределах ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости крыла.

Плюс вместо РЛС «Барс» установят-таки «Ирбис».

Вот такое понимание модернизации.

Кстати, представителям ВВС Индии была предложена почти такая модернизация: замена АЛ-31ФП на АЛ-41Ф1С и замена «Барса» на РЛС «Ирбис-Э». Но индийцы сочли стоимость модернизации неприемлемой и в заявлении для прессы в декабре 2023 года о поставке истребителей Су-30МКИ двигатель АЛ-41Ф1С не упоминался.


Между тем в самой Индии начали задавать вопросы по существу. Индийское издание «Frontier India» всерьез обеспокоилось тем, а оправдана ли трата 7,5 миллиардов долларов на модернизацию Су-30МКИ, если она не предусматривает улучшения летных характеристик? И открыто говорит, что «Су-30МКИ уже не тот, что был раньше».

В чем-то индийские коллеги правы: первые самолеты были получены Индией в 2002 году, то есть, фактически 22 года назад. И всего было получено и собрано на заводах HAL 272 истребителя, что вообще более чем уважительная цифра.

И модернизации у Су-30МКИ уже были: под применение индийских систем бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Так у Су-30МКИ на вооружении появились сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета «BrahMos» и ракета «Astra» класса «воздух-воздух».

В целом цифра в 22 года не совсем корректная, это касается только первых партий самолетов, собранных в России. А первый Су-30МКИ, собранный из машинокомплекта в Индии, поднялся в воздух в октябре 2005 года. Так что все не так уж и печально, и хоть нельзя не согласиться с индусами, что Су-30МКИ действительно несколько устарел, но это устаревание точно нельзя назвать критичным.

Су-30МКИ, когда создавался, создавался под индийские требования. Индийцы могли их выдвигать, потому что являлись весьма крупными покупателями, а потому оказывали определенное влияние как на рынок, так и на продавцов.

Все ОКБ, которые проводились по программе Су-30МКИ с 1995 по 2004 годы по итогам выдали самолет, который реально вошел в топ лучших. Да, он не был истребителем пятого поколения, но на тот момент пятое поколение вообще было представлено одним F-22. Но и четвертым назвать такой самолет тоже как-то рука не поднимается. Су-30МКИ обладал слишком многими чертами, отличавшими его от представителей четвертого:
- двигатели АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и системой дистанционного управления, включенных в единый контур управления. Сверхманевренности в полном смысле этого термина это не дало, но самолет по возможностям превосходил многих коллег в мире.
- приличные боевые характеристики, которые обеспечила мощная импульсно-доплеровская РЛС с поворотной ФАР. Это дальность обнаружения и сопровождения целей, возможность работы по наземным целям и так далее.
- широкоэкранные многофункциональные устройства выдачи информации, так называемый принцип «стеклянной кабины».
- принцип открытой архитектуры, который позволил совмещать работу систем БРЭО российского производства и сторонних производителей.

В целом, на момент начала поставок в Индию, Су-30МКИ абсолютно соответствовал своим задачам: завоевание превосходства в воздухе, противовоздушная оборона, длительное патрулирование и сопровождение, уничтожение наземных и морских целей, подавление ПВО противника, блокирование действий противника и непосредственная поддержка с воздуха.


Еще хотелось бы сказать несколько слов про БРЭО, коль его так хотят модернизировать индийские военные.

Еще когда Су-30МКИ был просто Су-30МК, а работы переходного периода шли, то есть, это годы примерно 1995-1999-й, еще тогда в БРЭО закладывалась прицельная система «по полной программе», то есть, прицельный комплекс, в который входили бы радиолокационная прицельная система, система спутниковой навигации (изначально ГЛОНАСС/NAVSTAR), оптико-электронная прицельно-навигационная система с лазерной инерциально-навигационной системой, нашлемные целеуказатели, индикаторы на лобовом стекле, многофункциональные цветные жидкокристаллические индикаторы с возможностью микширования изображения.

Это для конца девяностых было более чем серьезным набором. Многие страны не могли похвастаться наличием у них в ВВС так оснащенных самолетов.

Добавляем к этому очень мощную РЛС Н011 с фазированной антенной решеткой (да, не с активной, зато 4,5 кВт в импульсном режиме), которая была реально универсальной, то есть, работала как по воздушным, так и по наземным/надводным целям, причем, на весьма впечатляющей дальности.

РЛС «Барс» позволяла самолету, обнаружив цель за пределами дальности ракетного вооружения, лететь в режиме радиолокационного молчания, а выйдя на дистанцию эффектного применения ракетного вооружения, данные целеуказания просто обновляются за период короткой подсветки цели РЛС.

В целом, самолет был если не прорывной, то точно на мировом уровне. По крайней мере, продажи версий Су-30МКА в Алжир и Су-30МКМ в Малайзию, это более чем подтверждают.


Со временем индийские Су-30 модернизировались, причем, не всегда российскими разработками. Но это выбор владельца, а израильская электроника пользуется спросом в мире. Да и бомбы в Израиле делают вполне современные, так что выбор оправдан.

Другой вопрос, что боевых возможностей не всегда бывает хотя бы достаточно, поэтому понятно, почему в индийском Минобороны так рвутся улучшить Су-30МКИ, да еще своими силами и все 272 единицы.

Можно заглянуть через щелочку в заборе и посмотреть, как индийцы планируют это сделать.

Конечно, у индийских военных есть план по модернизации. 272 самолета – это не шутка, это очень впечатляющая сила. Тем более, если эту силу правильно применять.

Упор индийская государственная авиастроительная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) собирается сделать на новые системы вооружений, которые планируется интегрировать в Су-30МКИ. Это современные противорадиолокационная ракета «Rudram» и дозвуковая крылатая ракета большой дальности «Nirbhay».


«Rudram» - это не ракета, это целое семейство ракет, которые по задумке создателей, должны опознавать источники радиоизлучения противника (РЛС, комплексы связи, системы РЭБ) и наводиться на них с дальнейшим уничтожением последних. Ракеты семейства должны запускаться со всех истребителей ВВС Индии на всем диапазоне высот и скоростей.


Отличаться последующие ракеты «Rudram-2» и «Rudram-3» от первой модели будут дальностью полета, скоростью и чувствительностью датчиков.

Система самонаведения ракет семейства «Rudram» планируется быть весьма разнообразной: пассивные и активные радиолокационные, инерциальный и спутниковый навигационные, тепловизионный каналы.

Министерство обороны Индии очень серьезно рассчитывает на новые виды вооружений и их эффективность при прорыве ПВО противника. Как показала практика СВО, противорадиолокационные ракеты, способные выводить станции обнаружения и слежения, командные пункты и зенитные ракетные комплексы – это очень серьезный взнос в общую победу.

Для «Rudram-1» уже известны некоторые характеристики. Длина - 5,5 м. Стартовая масса - 600 кг. Масса БЧ - 60 кг. Скорость полёта - более 2М. КВО – 5-10 м. Дальность полета от 100 до 250 км, эффективное поражение цели отмечено на 140 км.


Расчетная дальность «Rudram-2» – 300 км, а «Rudram-3» – 550 км. Сложно сказать, насколько это вообще получится, но цифры впечатляющие.

Крылатая ракета «Nirbhay», точнее, то, что будет сделано на основе работ по этой ракете.


Это весьма долгоиграющий проект, который шел с 2007 года со средним успехом и в прошлом году проект был закрыт. Однако, наработки будут использованы в других проектах, потому что Индии нужна крылатая ракета с дальностью полета более 1 000 км, что позволит «держать в тонусе» соседей – Пакистан и Китай.

Ракета имела в длину 6 метров, ширину 0,52 метра, размах крыла 2,7 метра и вес около 1500 кг. Дальность действия около 1 500 км, на такую дальность «Nirbhay» способен доставлять 24 различных типа боеголовок весом от 200 до 300 кг в зависимости от задания.

Лучший самолет для запуска такой ракеты в воздухе – несомненно Су-30МКИ.


Ну и не стоит сбрасывать со счетов «БраМос», которая недавно прошла очередную модернизацию и прочно прописалась в списке вооружений Су-30МКИ. Новый вариант «BrahMos» ER может лететь со скоростью 2-3М на расстояние до 500 км, что делает эту противокорабельную ракету весьма неприятным оружием для противника.

Что еще хотят модернизировать индийские военные:
- практически новая кабина экипажа с современными сенсорными дисплеями;
- усовершенствованная бортовая цифровая вычислительная машина;
- БРЛС с АФАР «Virupaaksha» собственного производства.

«Virupaaksha» - это, если мы правильно поняли, адаптированный и подогнанный под РРЭО Су-30МКИ РЛС с АФАР «Uttam». Возможно даже с рядом улучшенных характеристик. Правда, есть небольшие сомнения, так как «Uttam» еще не в серии и не устанавливается на те же индийские «Tejas». Про «Virupaaksha» тоже не говорят громко, так что получается, что все это – проекты неспешные и не для завтра.

Здесь приходит понимание того, что замена БРЛС влечет за собой значительную переделку БРЭО именно по этой причине. Придется менять значительное количество электроники, и в первую очередь – бортовую ЭВМ, либо проводить работы по адаптации индийского радара к российской БЭВМ. Да, индийских программистов уважают в мире, но…

Работа очень непростая. И учитывая, что обе индийских РЛС еще не вышли на стадию производства, у кого угодно могут возникнуть сомнения в том, а получится ли все сделать быстро и качественно в рамках имеющегося бюджета?

Напомню, модернизация Су-30МКИ по так называемому проекту «Супер-Сухой» оценивается в 7,5 миллиарда долларов. Это примерно 27,5 миллиона долларов на самолет.

Цифра достойная, внушает уважение. Очень даже приятно, что индийцы так ценят наши самолеты, что готовы тратить на модернизацию чуть ли не половину стоимости.

Однако же есть сомнения в том, что столь масштабная модернизация будет проведена в короткие сроки. Это действительно программа, осуществление которой потребует нескольких лет.

И возникает вопрос: а действительно ли модернизация такого уровня сможет считаться полноценной, не затрагивая планера и двигателей? И как индийские специалисты будут сопрягать ЭДСУ российского производства и свою бортовую ЭВМ? И все ли возможные подводные камни они учли и рассчитали?

Вопросов может быть намного больше, только суть от того не меняется. Индия сегодня демонстрирует свою если не самостоятельность, то желание полностью не зависеть от России. Понятно, санкции и все такое. Однако не стоило бы делать таких уж громких заявлений, что после замены нескольких блоков Су-30МКИ станет индийским самолетом. Он им не станет никогда, что там не меняй. Это российский самолет.

А вот в таких условиях, особенно в случае неизбежных проблем при заменен одного оборудования на совершенно другое, можно и остаться без консультантов из числа специалистов КБ «Сухой». А это, простите, не танцы танцевать. И не слонов выгуливать, это очень непростые вещи. И демонстрации своей независимости о могучести индийскими военными могут закончится совершенно не так, как они рассчитывают.

Авиация вообще дело очень непростое.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх