Наша история началась в далеком 1988 году. Именно тогда было принято решение о начале работ в КБ Сухого над новым самолетом. Над новым двухместным самолетом.
Анализ практики применения истребителей в современных конфликтах позволил направить усилия конструкторов по двум направлениям.
1. Современный воздушный бой стал накладывать на летчика огромные нагрузки. Пилотирование машины с одновременным управлением и применением комплекса вооружения стали реально сложным делом. Пришло понимание необходимости разделения обязанностей на двух членов экипажа, первый отвечал бы за пилотирование самолетом, второй управлял бы вооружением.
2. По мере обращения внимания многих стран к Северу, стало ясно, что небольшое количество аэродромов, пунктов наведения и самолетов ДРЛОиУ на нашем Севере требует применения самолетов с большой продолжительностью полета. Су-27 обладал весьма внушительными запасами топлива, но в этом скрывался и недостаток: к моменту начала выполнения боевой задачи пилот мог устать от долгой продолжительности полета.
Так что второй член экипажа, способный подменять пилота в длительном полете и снимающий часть нагрузки во время боя – это был реальный выход из сложившейся ситуации.
Дооснащение самолета Су-27УБ (двухместный учебно-боевой самолет) системой дозаправки в воздухе и индикаторами тактической обстановки – в этом группа инженера И.В. Емельянова увидела решение поставленной задачи.
Работы велись на Иркутском производственном объединении и к 1992 году завершились созданием самолета, который получил название Су-30. Параллельно с новым самолетом ОКБ Сухого работало над модификацией Су-27, который получил название Су-27П.
Самолеты сильно отличались и новый Су-30 в отличие от Су-27 был предназначен для несколько иных задач:
- завоевание господства в воздухе;
- дальнее патрулирование и сопровождение самолетов стратегической авиации;
- радиолокационный дозор, наведение и целеуказание другим самолетам;
- обучение летного состава.
Су-30 прекрасно подходил для выполнения боевых задач на значительном удалении от аэродромов, либо связанных с большой продолжительностью полета. Кроме того, наличие второго члена экипажа позволяло более эффективно управлять истребителями в группе.
Это обеспечивалось целым комплексом аппаратуры, установленной на самолете. Помимо системы дозаправки в воздухе, Су-30 снабдили системой дальней навигации, аппаратурой для управления истребителями в группе, усовершенствовали систему жизнеобеспечения.
При этом, изрядно потяжелевший по сравнению с Су-27П самолет мог спокойно выполнять все фигуры высшего пилотажа наравне с одноместными истребителями, был способен выполнять динамическое торможение – «Кобру Пугачева».
Весьма приличный (9400 кг) запас топлива обеспечивал дальность полета в 3600 км, а наличие аппаратуры дозаправки и танкеров в воздухе вообще ограничивали врем и дальность полета физическими возможностями экипажа. После многочисленных исследований было принято решение ограничить время нахождения в воздухе 10 часами.
В июле 1998 года силами 148 Центра боевой подготовки и подготовки летного состава под руководством полковника Карапетяна была проведена исследовательская работа по выяснению возможностей совместного применения Су-30 и МиГ-31Б.
Группа самолетов (два МиГ-31Б и четыре Су-30), взлетев с аэродрома в центре европейской части России должна была поразить цели на полигоне Ашулук в Астраханской области и выполнить перехват условного противника над Белым морем.
Группу поддерживали самолет ДРЛО А-50 и два танкера Ил-78. А-50 патрулировал в специально отведённой зоне, следил за воздушной обстановкой и координировал действия группы истребителей. МиГ-31Б шли в передовом эшелоне, обнаруживая своими великолепными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавали информацию о них пилотам самолётов Су-30, которые, по замыслу операции, должны были атаковать цели. Маршрут полета составил 8500 км, самолеты провели в воздухе около 10 часов. Были выполнены три дозаправки в воздухе.
В 1998 году группа с таком же количественном составе сопроводила к Новой Земле группу стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС.
Так на базе учебно-боевого самолета появился истребитель дальнего действия, способный решать самые разнообразные задачи в воздухе. Единственным минусом самолета стала его сложность, из-за этого производство Су-30 шло очень невысокими темпами.
На базе Су-30 был разработан экспортный вариант самолета, Су-30К, предназначенный для поставок другим странам. Таких стран до настоящего времени набралось 12.
Силовая установка Су-30 практически идентична Су-27 и состоит из двух турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф.
Вооружение Су-30 состоит из одноствольной автоматической пушки ГШ-310 калибром 30-мм и боекомплектом 150 снарядов. Пушка устанавливается в наплыве правой стороны крыла.
Ракетное вооружение размещается на 10 точках: 4 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами.
На самолете может быть подвешено до 6 управляемых ракет «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 или различных модификаций (Р-27ЭТ, Р-27ЭР). На подкрыльевых узлах можно разместить 4 ракеты ближнего радиуса действия типа Р-73.
Стоит сказать о столь модной сегодня малозаметности. Су-30 разительно отличается в этом плане от самолетов пятого поколения, для которых предпочтительно атаковать цели, полагаясь на работу самолетов ДРЛОиУ с их мощными поисковыми радарами, подсвечивающими цели для истребителей.
Су-30 сам ищет и уничтожает цели, полагаясь на работу своих радиоэлектронных систем, без помощи самолета ДРЛОиУ, который можно считать неким слабым звеном, потому что громоздкий и небыстрый самолет прекрасно перехватывается комплексами типа С-400 со специальными ракетами 40Н6Е, предназначенными именно для уничтожения таких самолетов. Да и для перехватчиков противника самолет ДРЛО весьма несложная цель.
К Су-30 в плане классификации применимо «4++», и это действительно не самолет пятого поколения, тихий и скрытный, наносящий удары с больших дистанций, но который необходимо водить за руку. Су-30 – самолет, который работает сам, а незаметность машин пятого поколения в нем компенсируют максимально мощные средства РЭБ. В нашем случае – это пока «Сорбция-С» и «Хибины», «пока» - это потому что в перспективе есть более новые авиационные комплексы радиоэлектронной борьбы.
Применение имеющихся комплексов в боевых условиях показало, что они в состоянии справиться не только с радарами истребителей, но и с комплексами ПВО. Вопрос с истребителями пятого поколения, за которыми маячат самолеты целеуказания, пока остается открытым.
Су-30МК
Этот самолет совершил свой первый полет в 1999 году. О нем стоит сказать отдельно, поскольку разница между Су-30 и Су-30МК весьма значительная.
Задумка была такая: на базе дальнего истребителя-перехватчика создать ударный самолет фронтовой авиации. Название Су-30МК свидетельствовало о том, что в первую очередь самолет предназначался для продажи на экспорт. Считалось, что самолет сможет справиться не только с уничтожением воздушных целей, как предшественник, но и успешно атаковать наземные и морские цели.
Су-30МК имел уже 12 точек подвески, на 10 из них можно было установить управляемое ракетное вооружение. Общий вес вооружений составил 8 000 кг.
Для работы по воздушным целям использовались все те же всеракурсные ракеты с различными системами наведения Р-27Р1, Р-27РЭ, Р-27ТЭ, РВВ-АЕ и Р-73.
Морские и наземные цели предполагалось уничтожать ракетами Х-31П (противорадиолокационная ракета), Х-25МЛ, Х-29Л, Х-29Т, крылатой ракеты Х-59М с телеуправлением, корректируемые авиабомбами КАБ-500. Плюс можно было использовать широкий ассортимент обычных неуправляемых ракет и авиабомб.
Х-31П могла поражать все типы РЛС зенитно-ракетных комплексов средней и большой дальности без захода самолета в их зону поражения, Х-59М вообще работала по принципу «выстрелил и забыл». В целом, номенклатура вооружения была более чем внушительная.
Су-30МК должен был быть оснащен новой системой управления вооружением и новой РЛС. Этого требовало новое высокоточное вооружение, размещаемое на самолете, а новое оборудование должно было максимально увеличить эффективность его применения в любых погодных условиях.
Однако выяснилось, что внутренний объем истребителя не в состоянии вместить все необходимое оборудование. Частично пришлось разместить аппаратуру управления на узлах внешней подвески. Например, в подвесных контейнерах расположили систему лазерного целеуказания и дальнометрирования для ракет с лазерными ГСН и тепловизионную систему наблюдения и обнаружения целей в ИК-диапазоне.
Обе кабины в Су-35МК были сделаны идентичными в плане управления как самолетом, так и вооружением.
Это позволило распределить обязанности по управлению между двумя пилотами. Су-30МК стал способен барражировать в воздухе до 10 часов полетного времени.
Расширились и способы применения нового самолета. Если Су-30 предназначался для борьбы с воздушными целями как истребитель-перехватчик, то Су-30МК к возможностям Су-30 по завоеванию превосходства в воздухе, сопровождению бомбардировщиков и длительному патрулированию добавил поиск и уничтожение морских и наземных целей.
Самолет «потолстел», максимальная взлётная масса выросла с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка также увеличилась с 4 до 8 тонн.
Несмотря на то, что Су-30МК стал участником большого количества авиасалонов, приобретать самолет никто не спешил. Обычная практика в мире: не стоит покупать самолет, который не стоит на вооружении страны-изготовителя. Но российское Минобороны и не стремилось к приобретению Су-30МК, да и со средствами было все некрасиво.
Между тем самолет весьма сильно отличался от Су-30. Об отличиях стоит сказать отдельно, потому что так проще понять объем работ, проделанный корпорацией «Сухой»:
- появилось дополнительное переднее горизонтальное оперение, которое установили в наплыве крыла;
- двигатели АЛ-31ПФ с управляемым вектором тяги;
- цветные ЖК-дисплеи в новой системе индикации и оповещения;
- вдвое увеличенная боевая нагрузка;
- две дополнительных точки подвески вооружения;
- возможность уничтожения морских и наземных целей соответствующими видами вооружений;
- новая радиолокационная прицельная система, способная обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей при одновременной атаке четырех из них;
- система спутниковой навигации на основе ГЛОНАСС;
- нашлемная система целеуказания.
О последней стоит сказать несколько слов. На Су-30МК была на практике отработана система целеуказания, которая производилась путем поворота головы пилота в ту сторону, где ожидалась цель. Оптико-лазерная система слежения сканировала пространство в секторе и выдавала указание головкам самонаведения ракет.
Запас топлива по сравнению с Су-30 был уменьшен до 5 270 кг, что обеспечивало длительность полета до 4,5 часов. С дозаправкой в воздухе продолжительность полета возрастала до 10 часов. Су-30МК мог за это время пролететь до 8 тысяч километров на высоте 11-13 км.
Су-30М2
Следующему самолету в семействе Су-30 повезло больше. С момента первого полета в 2010 году и до получения места в гособоронзаказе прошло всего 4 года. В 2014 году первые самолеты
Су-30М2 были отгружены с завода в Комсомольске-на-Амуре в адрес Министерства обороны.
Су-30М2 создавался на базе версии Су-30МК2, но предназначался для ВВС России. Истребитель предназначался для уничтожения как пилотируемых, так и беспилотных летательных аппаратов в воздухе на малой и средней дистанциях. При применении соответствующего вооружения Су-30М2 мог поражать наземные и морские цели в метеоусловиях различной степени неблагоприятности и в условиях радиоэлектронного противодействия.
От базовой версии Су-30М2 отличался увеличенной дальностью полета и обновленным бортовым оборудованием.
Главными отличиями Су-30М2 стали:
- увеличенная дальность полета;
- кардинально модифицированная система управления вооружениями;
- новая система индикации в кабине пилотов;
- улучшенная аппаратура связи и навигации;
- обновленный бортовой комплекс обороны.
Новая система управления вооружением обеспечила поиск, обнаружение, сопровождение и уничтожение целей при любых погодных условиях и в любое время суток.
Система управления вооружением состоит из двух независимых систем.
Первая управляет ракетами класса «воздух-воздух» и состоит из прицельного комплекса, РЛС, оптико-электронной системы прицеливания и системы индикации на лобовом стекле.
Вторая система обеспечивает применения всей номенклатуры вооружения «воздух-поверхность», как обычного, так и высокоточного. Данные о работе системы отображаются на четырех многофункциональных индикаторах на приборных панелях летчиков.
В остальном по своим характеристикам Су-30М2 не выделяется из общего ряда. Су-30М2 стал первым самолетом этого семейства, поступившим на вооружение ВКС России.
Однако, если сравнивать его с Су-30СМ и Су-35, то Су-30М2 значительно уступает этим моделям. Специалисты считают, что это связано с тем, что за основу была взята коммерческая машина Су-30МК2 или МКК, то есть, экспортный вариант, созданный в Комсомольске-на-Амуре для Китая.
Отмечалось, что модель Су-30М2 обладает значительно меньшим модернизационным потенциалом по сравнению с другими самолетами семейства.
Роль, которую отвели Су-30М2 в современной доктрине – поддержка одноместных истребителей в воздушных боях и использование в качестве всепогодных истребителей.
Су-30СМ
Эта машина была разработана в ОКБ Сухого в рамках работ по созданию современных высокоманевренных истребителей.
Самолет обладал сверхманевренностью, был оснащен РЛС с активной фазированной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП.
Первый полет истребитель совершил в 2012 году.
По сути Су-30СМ – это русифицированная версия самолета Су-30МКИ, который создавался в конце 90-х годов по заказу ВВС Индии. Однако у Су-30СМ нет на борту плодов международной кооперации. В Су-30МКИ имелось достаточно много систем, разработанных или произведенных в таких странах, как Франция и Израиль со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Это тяжелый истребитель или даже многоцелевой самолет, поскольку Су-30СМ способен не только вести маневренный воздушный бой или осуществлять перехват самолетов противника, но и наносить удары по наземных целям, как стационарным, так и мобильным. Самолет можно использовать и для атак надводных кораблей.
Компоновка систем в фюзеляже повторяет Су-30 и Су-30МКИ.
Важной особенностью Су-30СМ является его неустойчивость полета в продольном канале. Чтобы избежать рыскания и не напрягать пилотов решением сложных задач по пилотированию такого самолета, рулями и отклоняемыми соплами двигателей управляет отдельная электронная система. Сопла двигателей могут отклоняться как синхронно в рулями и плоскостями, так и отдельно от них.
Самолет оснащен БРЛСУ Н0011М «Барс», которая способна отслеживать до 15 целей и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, причем, осуществить это в условии радиоэлектронного противодействия.
Фазированную антенную решетку справедливо критикуют за вес и размеры, однако именно благодаря ФАР самолет получает преимущество в обнаружении противника первым.
Информация, полученная от РЛС и обработанная бортовым вычислительным комплексом, проецируется на лобовое стекло и в нашлемную систему целеуказания пилотов. Кроме того, информация выдается на многофункциональные ЖК-экраны пилотов, что позволяет летчикам иметь максимально высокий уровень оценки окружающей обстановки.
Считается, что РЛС «Барс» способна обнаруживать и «невидимки» пятого поколения.
В конструкции Су-30СМ также не используется технология малозаметности. Аналогично Су-30 это самолет агрессивного действия, поэтому в системе обороны применены комплексы РЭБ «Сорбция» и «Хибины».
Электронные системы Су-30СМ имеют архитектуру открытого типа, то есть, включение в состав БРЭО новых систем вооружений или РЭБ будем максимально просто адаптировать. Именно то делает Су-30СМ весьма универсальным самолетом, способным в кратчайшие сроки сменить специализацию с истребителя-перехватчика на ударный самолет.
ЛТХ Су-30СМ
Размах крыла, м: 14,70
Длина самолета, м: 21,94
Высота самолета, м: 6,375
Площадь крыла, м2: 62,00
Масса кг
- нормальная взлетная: 24 900
- максимальная взлетная: 34 500
- топлива: 9 640
Двигатели: 2 х ТРДДФ АЛ-31ФП х 12800 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте: 2 125
- у земли: 1 350
Практическая дальность, км: 3 000
Практический потолок, м: 17 300
Экипаж, чел: 2
Вооружение:
- 30-мм пушкa ГШ-301 с боезапасом 150 выстрелов;
- 8000 кг боевой нагрузки на 12 пилонах.
В состав боевой нагрузки могут входить:
- до 6 УР класса «воздух-воздух» Р-27Р/ЭР, Р-73Э и Р-77 (РВВ-АЕ);
- 2 ракеты Р-27П(ЭП), Р-27Т1(ЭТ1);
- до 6 УР класса «воздух-поверхность» типов Х-29Т/Л, Х-25МЛ, Х-25ЛД, Х-31А/П и С-25Л;
- 2 крылатых ракеты Х-59МЭ;
- 6 авиабомб КАБ-500КР, КАБ-500ОД или
- 3 КАБ-1500КР, КАБ-1500Л
- свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг;
- 8 бомбовых кассет РБК-500 CПБЭ-Д;
- до 8 зажигательных баков ЗБ-500 ПТ
- НУРС С-8, С-13 и С-25.
Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭБ, лазерными дальномерно-целеуказательными системами, ИК-станциями.
В итоге можно сказать, что попытка «заткнуть дыры» с военной доктрине в 90-х годах, вызванная печальным состоянием военного бюджета и всех Вооруженных сил РФ в целом, оказалась более чем успешной. Получилось создать действительно полезный и главное, универсальный самолет с хорошими летными характеристиками и впечатляющим набором вооружения.
А ведь реально хотели только сэкономить на аэродромах на Севере...
Однако боевое применение самолета ВКС России в Сирии и в ходе спецоперации на Украине, а также применение самолетов ВВС Индии показало реальную ценность и реальные возможности Су-30.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии