Ряд российских благотворительных фондов, в числе которых Фонд Константина Хабенского, "Подари жизнь", "ЭНБИ" и другие, направили президенту России, председателю Совета Федерации и председателю Государственной Думы открытое письмо. "Мы не можем молчать о нехватке 26 незаменимых препаратов", – пишут благотворители.
Андрей Перла
В России сложилась катастрофическая ситуация с лекарствами для лечения онкологических больных, в том числе детей", – написано в открытом письме. В настоящее время не хватает таких препаратов, как винкристин, этопозид, и ряда других противоопухолевых лекарств, причём речь идёт не о дорогостоящих лекарствах, а о недорогих препаратах, которые в течение уже десятилетий составляют в России основу лечения онкобольных. "Если срочные меры не будут предприняты, нехватка лекарств уже в самое ближайшее время приведёт к гибели тысяч людей,
– утверждают авторы открытого письма президенту.
Импортное и отечественное. Разница в цене 25 раз
В настоящее время нехватка препаратов ощущается врачами и пациентами в целом ряде российских регионов, в числе которых, например, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, некоторые регионы Сибири и Дальнего Востока. Список регионов, к сожалению, стремительно расширяется.
Препарат винкристин, о котором в первую очередь говорят в этой связи, – один из самых известных в России противоопухолевых средств. Он применяется в том числе в детской онкологии и входит в государственный перечень жизненно важных лекарственных средств. Важно отметить, что если при покупке в розницу (например, родителями пациентов) импортного винкристина он стоит примерно 5000 рублей за ампулу, то цена его при государственной закупке лекарства отечественного производства – 200 рублей.
По единому мнению специалистов, нехватка винкристина и других лекарств связана именно с особенностями российской политики импортозамещения. Согласно действующему уже несколько лет постановлению правительства России, разработанному ФАС, при закупках лекарственных средств действует правило "третий лишний". Это означает, что если на конкурс заявлено два лекарственных средства отечественного производства, импортное лекарство в том же конкурсе участвовать не может. Это чисто протекционистское решение, смысл которого, естественно, в том, чтобы поддержать отечественных производителей и обеспечить им рынок, имеет, как оказалось, ряд недостатков, самый главный из которых – нехватка производственных мощностей и возможностей. По ряду наименований препаратов наблюдатели фиксируют снижение производства в 2020 году – очевидно, в связи с общими проблемами, которые переживает экономика страны.
По данным, опубликованным, со слов авторов письма президенту, газетой "Коммерсант", в 2020 году 75% конкурсных заявок на закупку наиболее распространённых онкологических препаратов остались без предложений (большое число конкурсов объясняется тем, что закупки производят региональные министерства здравоохранения).
То есть у производителей просто нет достаточно товара, чтобы выходить на конкурсы. В то же время иностранные производители лекарств уже начали покидать российский рынок, и рассчитывать на их быстрое возвращение в условиях экономического кризиса, девальвации рубля (и следовательно, снижения государственных закупочных цен), к сожалению, не стоит.
Благотворительные фонды видят выход из ситуации в том, чтобы срочно организовать централизованную государственную закупку по наиболее дефицитным препаратам – очевидно, допустив к участию в закупке иностранных производителей.
Импорт придётся возвращать. Жизни важнее
Одностороннее лоббирование отечественных фармпроизводителей было во многом преждевременным и привело ко многим негативным последствиям, – говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов доктор медицинских наук Ян Власов. – Это лоббирование не всегда учитывало, что отечественная фарминдустрия пользуется импортным сырьём и материалами. Да и вообще импортозамещение в сфере лекарственного обеспечения, скажем так, не во всех аспектах прочно встало на ноги. Из-за действия постановления правительства, которое в просторечии называют "закон третий лишний", слишком многие производители лекарственных средств были вынуждены уйти с российского рынка. Известны случаи, когда, чтобы воспользоваться возможностями, которые даёт это правило, отечественные компании регистрировали непатентованное лекарственное средство дважды под разными торговыми марками – и выводили на конкурс, выталкивая с рынка иностранных конкурентов.
По мнению доктора Власова и его коллег, дефицит лекарственных средств на российском рынке в ближайшее время может сказаться, помимо онкологических лекарств, на ряде других направлений. Речь может идти об антибиотиках, препаратах, применяемых в лечении сердечно-сосудистых заболеваний и даже о вакцинах (в условиях эпидемии ковида даже звучит страшно) от ряда заболеваний. Курс на импортозамещение в сфере фармпроизводства, в принципе верный, оказался чреват такими серьёзными проблемами, что в Союзе пациентов и среди экспертов российского Росздравнадзора отмечают, что решения, которое мгновенно исправит ситуацию стратегически, по-видимому, не существует.
https://vk.com/video-75679763_456256461
Отмена правила "третий лишний" со временем, конечно, приведёт к приходу на российский рынок некоторых иностранных производителей и некоторых импортных лекарств, но это не произойдёт мгновенно, так как, если лекарство уже ушло с российского рынка, чтобы вернуть его, нужно время. На практике, если речь идёт даже только о рынке лекарств для онкобольных, необходимо, чтобы одновременно происходило сразу два процесса: во-первых, росло отечественное производство, во-вторых, нормализовались отношения с иностранными производителями. Не исключено, что кроме регулирования рынка правила государственных закупок необходимо и государственное планирование производства необходимых лекарств на отечественных фармпредприятиях. В противном случае производители, идя за конъюнктурой рынка, могут не разворачивать, а сокращать производство.
Как бы ни хотелось сказать, что Россия полностью обеспечена всеми необходимыми лекарствами собственного производства, пока этого ещё не произошло. Выдавать в этих условиях желаемое за действительное означает ставить под угрозу тысячи жизней.
Свежие комментарии