На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...

Как спасал Константинополь «греческий огонь»

Как спасал Константинополь «греческий огонь»
Огненосный дромон. Худ. Питер Денис. Издательство «Оспри».

Таинственный искусственный огонь


На протяжении ряда веков, о чём мы уже писали, столицу Византийской империи не раз спасал флот. Но победы эти были бы совершенно невозможны, если бы на вооружении не было военно-технологического чуда того времени – «греческого огня».

«Такой искусственный огонь, – писал василевс Лев, – который с грохотом и дымом извергается из сифонов и сжигает корабли».

Греческим его назвали противники Византии, в Византии же он назывался «морским», «жидким», «искусственным» или «влажным». В данном тексте я буду использовать все указанные синонимы.

«Греческий огонь», наряду с античной городской цивилизацией и рядом технологий производства, некоторые из которых имели свое начало в Античности, и развитым сельским хозяйством, давали право Византии быть долгое время центром европейской цивилизации, недосягаемой для подражания, и объектом зависти соседних «варваров».

Богатства, полученные от аграрной экономики и ремесла, долгое время давали возможность содержать армию на должном уровне, но постоянные войны за право распределять ресурсы страны, за звание императора, существенно подтачивали силы страны изнутри.

Но… «греческий огонь» остался примером необычных средневековых технологий, не дошедших до нас, утерянных, как многое другое. Все, что мы знаем – из дошедших до нас письменных источников, в которых есть лишь описания применения огня и устройств для его использования.

Известно, что многие государства и этносы, которые подписывали мирные договора с ромеями, пытались получить это чудо-оружие.

Вот как объяснял происхождение «жидкого огня» Константин VII Багрянородный, который считал, что этой легендой необходимо будет возражать посольствам, желающим его заполучить:

«И в этом также [бог] через ангела просветил и наставил великого первого василевса-христианина, святого Константина. Одновременно он получил и великие наказы о сем от того ангела, как мы точно осведомлены отцами и дедами, чтобы он изготовлялся только у христиан и только в том городе, в котором они царствуют [35], – и никоим образом не в каком ином месте, а также чтобы никакой другой народ не получил его и не был обучен [его приготовлению]. Поэтому сей великий василевс, наставляя в этом своих преемников, приказал начертать на престоле церкви Божией проклятия, дабы дерзнувший дать огонь другому народу ни христианином не почитался, ни достойным какой-либо чести или власти не признавался. А если он будет уличен в этом, тогда будет низвержен с поста, да будет проклят во веки веков, да станет притчею во языцех, будь то василевс, будь то патриарх, будь то любой иной человек, из повелевающих или из подчиненных, если он осмелится преступить сию заповедь. Было определено, чтобы все питающие рвение и страх Божий отнеслись к сотворившему такое как к общему врагу и нарушителю великого сего наказа и постарались убить его, предав мерзкой [и] тяжкой смерти».

Таким образом, в Византии выстраивался миф вокруг этого оружия.

В то время как при отце Константина – Льве VI, был принят закон (№ 63), по которому под страхом смертной казни запрещалось передавать данные о «жидком огне» иным государствам и народам.


Сифон для «греческого огня». Современная реконструкция. Афинский военный музей. Греция. Фото любезно предоставил С. Михайлов.

Прежде чем говорить о том, откуда взялось это изобретение, необходимо отметить, что «греческий огонь» – это специфический вид оружия.

Иногда с ним пытаются связать такое оружие, как горшки с горючей смесью, которые метались в противника, как вручную, так и при помощи механических устройств. Такое оружие использовалось задолго до появления «греческого огня» в зоне Средиземноморской цивилизации и в других регионах: от Тихого океана до Атлантического, на протяжение всей средневековой истории. Такое оружие с «греческим огнем» роднит только результат, но технологически это совершенно разные виды вооружения.

Когда же появился или был изобретен «греческий огонь»?


Об этом сообщает Феофан Византиец и Константин VII.


Греческий огонь. Миниатюра. Иоанн Скилица «История византийских императоров» Мадридский список. XIII в. Национальная библиотека. Мадрид.

В 673–677 гг. флот арабов осаждал Константинополь, при отступлении от города арабы попали в шторм у мыса Силлея в Памфилии (совр. Анталии), а подошедший флот ромеев применил против арабов секретный «греческий огонь»:

«Таким образом, пишет Феофан Византиец, ромеи возвратились с победой и изобрели морской огонь».

А честь изобретения такого огня принадлежит греку Каллинику. Кто-то считал его плотником, но вот Феофан называл его архитектором или зодчим.

В средневековый период профессия архитектора – это ремесло не только специалиста по возведению зданий, но зачастую также и по созданию крепостей и боевых машин и орудий. Тому пример Аристотель Фиораванти (1415–1585(6) гг.), который строил здания, мосты, лил колокола, пушки и вел осадные работы.

Правда, в Византии были и отдельные специалисты в этой области: механики и геометры. Первые занимались только сооружением машин, а вторые – расчётами зданий и сооружений.

Изобретатель Каллиник был архитектором, а это значит, что он был, возможно, универсальным специалистом в инженерном военном деле. Он бежал из города Иллиополя или Геллиополя (бывшего и нынешнего Баальбека, что в 85 км от Дамаска). На этих территориях в то время большинством населения были христиане, так как арабы только тридцать лет как завоевали эти места.

Таким образом, грек и архитектор Каллиник сбежал из Халифата и принес изобретение, которое обезопасило ромейскую империю и её столицу на долгое время.

Как работал «греческий огонь»?


На самом деле то, как работал «греческий огонь», мы не знаем совсем. В источниках ничего об этом не сообщается. Все гипотезы носят спекулятивный характер. Вот несколько основных из них.

Первый вариант – это когда нефть разогревали в закрытых котлах, после чего мехами нагнетался воздух, который через трубу и выбрасывал эту смесь на врага.

Второй вариант – это поршневой огнемет, который встречается у китайцев в XI веке.


Реконструкция, осуществленная историками: «Греческий огонь» выбрасывается из сифона, который сделали и проверили Колин Хьюз и Эндрю Лейси под руководством Джона Халдона. Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006. P. 629.

Еще один вариант – герметически закрытый сифон разогревался, после чего открывался клапан или кран. К выходному отверстию, направляющему стволу, подносилась зажжённая лучина, вырывающаяся смесь возгоралась, и её можно было направить на вражеские корабли, укрепления, воинов, от неё горело и море.

Но ни один из способов эксплуатации мы не встречаем в византийских источниках.

Что же именно использовалось в виде жидкости в этом «морском огне» – тоже остается загадкой. То ли нефть, то ли смесь с использованием нефти. Тем более что мы знаем о том, что в Византии использовались смеси в огневых снарядах, которые метались вручную или орудиями.

В 516 году афинский философ Прок сделал «волшебный порошок», взрывоопасную смесь, которую метали в корабли Виталиана, осаждавшего Константинополь.

Но вот Феофан Византиец четко пишет, что морской, извергаемый огонь был смесью. А потушить его можно было исключительно с помощью уксуса, о чём писал Титмар Мирзенбургский и Иоанн Кинам.

Но, как указывает ряд современных исследователей, смесь не являлась ключевой в данной технологии, все сводилось к обучению специалиста, работавшего у сифона – сифонатора. Именно от его опыта, умения выбрать точное время разогрева, открытия клапана, если он имелся, и тому подобных навыков зависело успешное применение «греческого огня».

Со смертью сифонатора в бою сифон становился бесполезным оружием. Мы знаем, что это оружие иногда попадало в руки враго – арабов или болгар:

«взяли Делвет, и нашли в них тридцать шесть медных сифонов, и немалое количество морского извергаемого огня…»

А арабы свой «греческий огонь» применили в 835 году, возможно, после бегства к ним стратига Евфимия. Далее, до XII века о «морском огне» в их руках не было ничего слышно, когда Аль-Тарсуси описал греческий огонь под наименованием «нафт» Салах-ад-Дину, но это было описание способа приготовления состава, а не точный алгоритм применения «искусственного огня»:

Дёготь, минеральную серу, нафту, смолу взять по одной часть; то же самое; сандарак [красный мышьяк], то же самое; чистый и прозрачнейший жир дельфина, то же самое; жир из козьих почек, то же самое; желтая сера, то же самое. Измельчите то, что должно быть измельчено.
Поставьте на некоторое время смолу в казане на огонь. По окончании следует добавить минеральную серу… и снять [с огня], а когда смола закипит, добавьте сандарак и взбивайте до получения однородной массы.

Есть предположение, что «греческий огонь» очутился и на Руси в XII веке.

Но никто толком использовать «искусственный огонь» не смог, так как большинство средневековых технологий были напрямую связанны исключительно со специалистами, умеющими их применять: «от отца к сыну».

Так, в период подготовки экспедиции на Крит в 949 году было выплачено 30 номисм (136,5 г, можно пересчитать стоимость по текущему курсу) для приобретения 200 литров олова для пайки сифонов «искусственного огня» мастером Михаилом.


Применение греческого огня. Худ. И. В. Кирсанов. Источник: Банников А. В., Морозов М. А. История военного флота Рима и СПб: Евразия, 2014.

Поэтому в конце концов и была потеряна такая технология, как «морской огонь», впрочем, исчезновение «огня» произошло на границе возникновения новой технологии – пушек. С их появлением «греческий огонь» стал лишь достоянием истории. Что не удивительно, совсем недавно прямо на наших глазах в современной России была потеряна технология будущего – «Буран», так что такое встречается в истории.

Как же выглядел «греческий огонь»?


Его детально описал император Лев VI:

Следует непременно иметь сифон, обычно с надетым на него спереди медным приспособлением, через которое по врагам извергается специально изготовленный огонь.

Сифон имеет отношение к поршневому насосу, описанному еще в античности «отцом пневматики» Ктесибием из Александрии, Филоном Византийским, Хероном Александрийским. Но это все гипотетические предположения, так как изобретения эти отстоют серьёзно во времени.

Следует отметить, что на страницах двух стратегий, написанных императорами Львов VI и Никифором II Фока, упомянут ручной сифон, который применялся в пешем строю. Лев пишет, что это он изобрел это оружие. Метание искусственного огня происходит из рядов воинов, прикрытых щитами. Возможно, такое изобретение можно было бы отнести к шалостям вельмож, которые могли позволить себе некие изобретения, если им позволял бюджет, но и воин, и полководец Никифор Фока описывает ручной сифон:

«Следует же иметь… вертлюг с сиянием [или ствол] и ручные сифоны… чтобы, если может быть неприятели будут использовать подобный или равный по численности отряд»,

…победить их, применив текучий огонь.

В другой литературе этого периода мы не встречаем сообщений о применении «искусственного огня» из ручного сифона, возможно, после позорной смерти василевса-воителя Никифора от рук заговорщиков, гибели его сменщика – воина и полководца Иоанна Цимисхия, их преемникам было не до ручных сифонов.


Сифон и воин. Современная миниатюра. 54 мм.

На корабле же сифоны вначале устанавливались на носу и корме, сверху они прикрывались дощатым настилом, кроме сифонаторов здесь располагались воины с луками, которые прикрывали стрелка «морского огня» от стрел противника.

Рядом с сифонами встречается термин тетракула, возможно, по мнению некоторых исследователей, это подставка на четырех ногах, под которой в жаровне и разжигался огонь.

Лиупрандт Кремонский сообщал, что в 941 году, во время прихода Руси на Константинополь, император и флотоводец Роман Лакапид распорядился снарядить хеландии иным способ, чем это было ранее:

«Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались дома. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам».

Потому, что далеко не все дромоны имели сифоны с «морским огнем». Как мы видим, во время похода на Крит в 949 году 2 000 кораблей были огненосными, а 1 000 – нет.

Х век был пиком военных и военно-морских побед ромеев. Лев Дьякон упоминает «греческий огонь» около пятнадцати раз.

Но огромные расходы, потраченные на сухопутную армию, привели к тому, что значение флота в начале XI века резко уменьшилось. Когда войско Владимира Ярославовича в 1043 году подошло к Константинополю, то

«морские силы ромеев, – писал Михаил Пселл, – были не велики, а огненосные суда, разбросанные по прибрежным водам, в разных местах стерегли наши приделы».

Но, как ни странно, с падением экономического, а за ним и военного могущества Византии при производстве системы, выбрасывающей «морской огонь», стали использоваться украшения. Если в Х веке это был просто сифон, то теперь – скульптура с сифоном.

В 1099 году флот города Пизы, доставив крестоносцев на Ближний Восток, на обратном пути, по ходу движения, они решили ограбить острова ромеев. Алексей Комнин снарядил против них флот, как пишет его сестра, Анна Комнин:
Зная опытность пизанцев в морских боях и опасаясь сражения с ними, император поместил на носу каждого корабля бронзовую или железную голову льва или какого-нибудь другого животного, – позолоченные, с разинутой пастью, головы эти являли собой страшное зрелище. Огонь, бросаемый по трубам в неприятеля, проходил через их пасть, и казалось, будто его извергают львы или другие звери.

Это был один из последних боев ромеев, где «греческий огонь» был массово применён в морском бою, добавим – и так подробно описанных:

Сам Ландульф первым подплыл к пизанским кораблям, но неудачно метнул огонь и достиг лишь того, что огонь рассеялся. Комит по имени Элеимон отважно атаковал с кормы большой корабль, однако его судно зацепилось за руль вражеского и не смогло отплыть. Элеимон попал бы в плен, если бы немедленно не кинулся к снарядам, не бросил в пизанцев огонь и не поразил цель. Затем он быстро повернул корабль и тотчас же поджег еще три огромных варварских корабля.
Между тем внезапно разгулявшийся ветер взволновал море, стал трепать корабли и грозил вот-вот потопить их (волны бушевали, реи скрипели и паруса рвались). Варвары, испуганные огнем (ведь они не привыкли к снарядам, благодаря которым можно направлять пламя, по своей природе поднимающееся вверх, куда угодно – вниз и в стороны) и устрашенные бурей, решили обратиться в бегство.

Здесь следует отметить один важный момент, учитывая возможность вызвать пожар на собственном корабле, «греческий огонь» использовался исключительно в спокойном море, о чем писал еще в Х веке Лиупрандт Кремонский. В битве с флотилией князя Игоря в 941 году «морской огонь» ромеи смогли применить, так как в канун битвы утихло море, в противном случае это было бы сделать затруднительно.


Битва князя Игоря с византийцами. Радзивиловская летопись. XV в. Миниатюра.

Уже в XII веке «греческий огонь» используется спорадически. Иоанн Кинам сообщает об его единичном применении против венгерского флота на Дунае, во время войны 1151 года. В 1171 году арестованные в Константинополе венецианцы бежали на большом трехмачтовом корабле, за ними в погоню отправился огненосный дромон. Ромеи метнули в быстроходный корабль огонь, по версии Никиты Хониата, они не смогли попасть из-за волнения моря и скорости корабля беглецов, а по мнению Иоанна Кинама, венецианцы знали про возможности византийцев и заранее облили свой корабль ускусом, что и спасло их от «морского огня».

Куда подевался «греческий огонь»?


Куда подевался «греческий огонь» к моменту прихода флота крестоносцев к Константинополю в 1204, непонятно?

Если не принимать во внимание версию о том, что

«дукс флота Михаил Стрифн, женатый на сестре государыни, поступал еще лучше: он не только менял на золото якоря и гвозди, но продавал даже паруса и канаты и таким образом не оставил в римских гаванях решительно ни одного военного корабля».

Поэтому даже во время осады крестоносцами Константинополя «греческий огонь» уже не применялся, а попытка использовать брандеры против флота крестоносцев не увенчалась успехом.

Здесь к месту будет вспомнить, что происходило в этом самом месте, где стояли крестоносцы, когда император-воин Иоанн Цимисхий смотрел на дромоны с «греческим огнём» в 970 году:

«Вознеся надлежащим образом мольбы к Богу, он поднялся в находившийся там дворец [Влахерны – Прим. авт.], чтобы посмотреть огненосные триеры. Они колыхались, расставленные рядами, в заливе Босфора, там, где удобная и надежная пристань для грузовых кораблей простирается, плавно изгибаясь, до моста и реки, которая за мостом впадает в море. Полюбовавшись искусным плаванием кораблей в боевом строю и показательным сражением между ними (было их вместе с ладьями и челнами более трехсот), император наградил гребцов и воинов деньгами и послал их на Истр…»

Продолжение следует…
Автор:
Ващенко Э.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх