Вот наши дамы заскучали и решили отправиться на охоту. Миниатюра из манускрипта «Таймутский часослов», 1325-1350 гг. Юго-Восток Англии, Британская библиотека, Лондон
«Она держала перед собой согнутую в локте левую руку, обтянутую алой бархатной перчаткой, а на её кисти сидел маленький коричневый сокол, взъерошенный и испачканный, и женщина на ходу поглаживала его и ласкала.
»
«Белый отряд», Артур Конан Дойл
«Белый отряд», Артур Конан Дойл
История и культура. Средние века. Чем занимались женщины в эпоху Средневековья? Разумеется, их занятия были связаны с их социальным положением, и если одна ухаживала за свиньями, то другая сидела у окна в замке и слушала пение менестреля. Ну а когда не слушала – какие у неё могли быть занятия и развлечения? Кстати, рассказать о «женских занятиях» Средневековья будет не только весьма интересно и поучительно, но и станет данью уважения к читательницам нашего сайта. А то что мы всё про мужиков, да про мужиков… А ведь роль женщины в обществе во все времена была исключительно велика, просто в силу маскулинного характера нашего общества она до сих пор недостаточно раскрыта. Поэтому сегодня мы и займёмся этой темой. Причём на основе массы прекрасных иллюстраций из «Часослова Теймута», выпущенного в Англии примерно в 1325-1335 годах. Ну а назван он был в честь замка Теймут, где он сохранялся после того, как граф Бридалбейн купил его то ли в XVII, то ли в XVIII веке. Потом хозяином «Часослова…» стал Генри Йейтс Томпсон – владетель обширной коллекции иллюстрированных средневековых рукописей, которые он продал или передал в качестве своего посмертного дара Британской библиотеке. Так что сегодня этот манускрипт хранится в отделе рукописей Британской библиотеки в коллекции Йейтса Томпсона, где, кстати говоря, с ним может познакомиться сегодня каждый, поскольку он оцифрован!
Напомним, что часословы представляли собой сборники молитв и обычно содержали псалмы, молитвы и соответствующие поясняющие их иллюстрации. Они напоминали Псалтири по содержанию, но были более сжатыми по форме и вдобавок носили более светский характер. То есть по ним можно было не только молиться, но и как в современном календаре, вычитать в них нечто интересное. Вот и в этот «Часослов» включены иллюстрированные повествования о Бевисе Хэмптонском и Гае Уорикском, а под Заутреней Девы Марии каким-то образом оказались целых пятнадцать сцен с историей о девице, похищенной… диким человеком! Вот уж, действительно, сочетание «ещё то»!
И здесь же присутствует чуть ли не целая история в иллюстрациях, повествующая о том, как знатные дамы из замков развлекали себя охотой, занятием вроде бы сугубо мужским, но как мы увидим в дальнейшем – весьма популярным и у женщин!
Напомним, что женщины, представительницы знати, могли охотиться, и этого им никто не запрещал. Однако знатной даме приличествовало охотиться с хищной птицей. Кстати, ещё раз вспомним и о иерархии хищных птиц, коих разрешалось в Средние века иметь представителям разных сословий общества.
Так, император мог охотиться с орлом, королевский птицей был назначен ирландский кречет, князья и лорды в Англии утешались охотой с сапсаном, барону был отведён канюк, «рыцарю одного щита» – сакер, а его оруженосец мог охотиться с ланнером. Знатные дамы в зависимости от страны проживания могли охотиться с кречетом или ястребом. Но не были так уж обижены и крестьяне: свободному английскому крестьянину было разрешено охотиться с ястребом-тетеревятником, священник мог побаловать себя охотой с ястребом-перепелятником, и даже серв, крепостной, и тот мог вполне законным образом охотиться с пустельгой!
То есть развлекаться охотой с хищными птицами дамы из замка имели полное право. И они им пользовались, а как же… но при этом не отказывали себе и в удовольствии поохотиться с помощью лука и стрел, и даже с простонародными силками. Ну а о том, как всё это выглядело именно в то далёкое от нас время, пусть нам расскажут миниатюры из манускрипта «Таймутский часослов», 1325-1350 гг. Юго-Восток Англии, Британская библиотека, Лондон.
И ездили они в седле (кресельном, рыцарском и очень удобном) вполне по-мужски, а одна так и вовсе стреляла из лука прямо с коня!
Были у них и гончие, которыми они травили зайцев
Добыв с помощью собаки дичь, ей обязательно давали её внутренности
Использовались собаки разных пород, причём им, как и хищным птицам, на шею привязывали бубенчик, чтобы по звуку можно было их разыскать
Когда охотились на кроликов, главным делом было выгнать их из норы!
Добыв множество вкусных зверьков, можно было и возвращаться
А можно было поставить около норы силки… Запустить в нору собаку...
И вот уже кролик бьётся в силках. Крестьяне, кстати говоря, охотились точно так же, только запускали в нору к кролику не собаку, а… ласку!
Но дамы умели пользоваться и луком!
На миниатюре хорошо видно, что стрела имеет тупой наконечник. То есть стреляли точно в голову. И вот вопрос – зачем? Дело происходит летом, шкура на мех не годится. То есть это так специально было задумано, чтобы не портить видом крови добычу? Интересно…
А потом вот так из вязали. Чистеньких, хорошеньких…
И никак глупый кролик не ожидал, что на него ещё и станут охотиться с хищной птицей. Которая, кстати, сидит на переносном насесте, который вслед за госпожой носил её сокольничий
Видимо, кролик сумел опасности избежать (либо его уже успешно добыли), поэтому дама спускает кречета на утку!
Тут утке конец и пришёл!
Добыв утку, гордая охотница возвращается с добычей
И верноподданнически предлагает добычу даме старшей по положению… А та милостиво отвечает: «Возьми себе, дорогая!». Господам такая показная милость была свойственна. Умным, конечно!
Тут наши дамы встретили в лесу злого кабана. А в средневековых лесах в то время водились и кабаны, и волки, и медведи. И хотя рядом не случилось мужчин, кабану пришлось совсем не сладко. Эта хрупкая на вид женщина взяла, да и запихала ему в глотку рогатину!
Более того, общими усилиями дамы-охотницы даже оленя убили (видимо, стрелой из лука, да ещё и не одного!) и начали одного из них потрошить и снимать с него шкуру
Не хватает только лишь картинки: «Усталые, но довольные и с добычей дамы возвратились в свой замок!»
Остаётся, правда, ещё один вопрос, решить который историческая наука не в состоянии, а именно: кто покровительствовал изготовлению данного «Часослова» явно феминистической направленности либо владел им? Согласно одному предположению, покровительницей создателя данного манускрипта была сама «Французская волчица» Изабелла Французская, жена Эдуарда II, или что эта книга могла быть написана для одной из их дочерей, скажем, Жанны Тауэрской, в качестве наставления.
Возможно, что первоначальным предполагаемым владельцем манускрипта была Филиппа из Эно, жена Эдуарда III, сына Изабеллы и Эдуарда II. Дело в том, что помимо качества иллюстраций, для его оформления использовалось сусальное золото, что прямо указывает на аристократическое происхождение заказчика или заказчицы. Известно, что Филиппа в октябре 1331 года заплатила художнику Ричарду из Оксфорда сразу за два «Часослова». Так что один из них вполне мог оказаться именно «Часословом из Теймута»! К тому же некоторые из миниатюр имеют двуязычные подписи, включая надписи на среднеанглийском, латинском и французском языках, хотя основная масса текстов написана на англо-нормандском. А в этот период времени в Англии на англо-нормандском языке чаще всего говорили богатые и королевские семьи.
- Автор:
- Вячеслав Шпаковский
Свежие комментарии